Перейти к содержимому

Дух империи

портфолио

cтатьи

Дух империи

 

Жак Эллё — не только артистический директор Chanel, но и хранитель воспоминаний: он работает в Доме полвека, а его семья ближе всех стояла к истокам империи Коко Шанель.

Этот шестидесятивосьмилетний парижанин, одетый в черное и погруженный в свою работу, не любит распространяться о себе. Полвека, что он работает в Chanel, он играл роль серого кардинала и молчал. И только в этом году неожиданно заговорил: вышла книга под названием «Жак Элле и Chanel». Однако и в ней больше умолчаний, чем рассказов. Чтобы узнать из нее историю Элле, надо быть очень внимательным читателем.

 

История

В жизни Жака Элле — «творца соблазна», как он сам себя называет, — все связано с Chanel. Его мать не расставалась с Chanel № 5, отец создавал для Шанель флаконы, а дед, знаменитый художник Поль Элле, был близким другом мадемуазель Коко.

Однако семейство Элле интересно не только этим. Поль Элле слыл большим эстетом; граф Роберт де Монтескью был его поклонником и даже называл его эталоном элегантности, а писатель Марсель Пруст именно с него списал персонажа своей эпопеи «В поисках утраченного времени» — художника Эльстира. Поль отлично разбирался в моде и был мастером светских портретов. Среди его моделей были многие знатные дамы начала XX века: внучка английской королевы Виктории принцесса Патриция Коннаут, супруга герцога Мальборо Консуэло Вандербильт и русская императрица Александра. О художественном вкусе Элле ходили легенды, и сама Коко Шанель советовалась с ним, закупая ткани для коллекций. Кстати, именно он подсказал ей оттенок бежевого, повторяющий цвет влажного песка после отлива на пляжах Довиля в Нормандии, — этот цвет используется в Chanel до сих пор.

Совет Шанель оценила столь высоко, что сын и внук Элле (тоже художники и тоже наделенные вкусом) официально участвовали в строительстве ее империи. Сын Элле создавал дизайн флаконов; внук занялся рекламой, и не только ею — со временем он стал контролировать значительную часть того, что создает Chanel.

 

Вдохновение

Как и все Элле, Жак отличается крайне независимым нравом. Так что в рекламе он оказался любителем игры не по правилам. Наплевав на маркетинг, он подчинил все, что происходит в ювелирно-часовом и парфюмерном Домах Chanel, собственному вдохновению: только он знает, как должны выглядеть реклама, флаконы, витрины магазинов. Прагматичный подход при этом Элле презирает: считает, что его работа — создавать мечты. И что любопытно, такой стиль приносит успех. В XXI веке Chanel № 5 остается ароматом № 1 и приносит Дому огромную прибыль, — это ли не лучшее доказательство того, что художники иногда могут быть отличными бизнесменами?

Кстати говоря, к рекламе этих духов Элле питает особые чувства. Наверное потому, что Chanel № 5 был любимым ароматом его матери — а она была родственницей композитора Шарля Гуно, дружила с Марселем Прустом и ценила все прекрасное. Вот и реклама ее любимых духов создана специально для эстетов. Метод прост, как все гениальное: Элле приглашает лучших фотографов и режиссеров и дает им полную свободу действий. Результат, конечно, впечатляет. В одной рекламе из моря выходит целый оркестр, играющий Генделя. Специально для другой в Chanel создали произведение высокого ювелирного искусства — бриллиантовое колье с многозначительной цифрой 5.

 

Творчество

Элле не только ценит таланты, но и сам занимается творчеством. Все часы Дома созданы по его рисункам и связаны с его многочисленными увлечениями. Первые спортивные часы J12 он посвятил яхтам, которые любил рисовать его дед и которыми увлекается он сам. Эти часы черного цвета, как вдохновившая его полностью черная яхта; они водонепроницаемы; а цифра 12 в названии указывает на класс 12-метровых яхт, участвующих в регатах. Следующую модель J12, Superleggera, Элле посвятил другой своей давней страсти — итальянским гоночным автомобилям 1950-х.

К старым автомобилям он вообще относится по-особому. Вот как он сам говорит об этом: «С тех пор, когда мне было 14, слово Superleggera заставляло меня мечтать. В то время я жил дома в Сен-Клу (пригород Парижа. — А.Б.). На берегах Сены располагалась замечательная мастерская под названием Cataneo, где проходили тюнинг итальянские спортивные автомобили. Я проводил там целые дни, наблюдая за действиями механиков. Очень скоро я заметил на некоторых автомобилях надпись Superleggera: загадочный символ, равный высокому искусству механики, известный только посвященным… Эта идея тут же пришла мне на ум, когда я решил создать мужскую версию часов J12».

Элле и сейчас, несмотря на свой солидный возраст, по-детски увлекается всяческими механизмами. Он, например, коллекционирует модели поездов; причем особенно любит миниатюрные локомотивы, созданные основателем швейцарской фирмы Fulgurex графом Джанзанти Колуцци. Почетное место в коллекции Элле отведено модели локомотива Super Pacific Nord Carenee.

 

Красота

Разбирается Элле не только в механизмах, но и в красоте. Положение обязывает: именно он выбирает лица Chanel, среди которых были Катрин Денев, Кароль Буке, Ванесса Паради, Летиция Каста, Николь Кидман… Такое обилие красавиц привело к тому, что Жак Элле и женился, практически не отходя от рабочего места. Со своей будущей женой он встретился в 1981 году на съемках очередной рекламы Chanel № 5, для которой требовалась идеальная пара ног. Историю Элле описывает так: «В день, когда мы с Хельмутом Ньютоном снимали эту рекламу, мы просмотрели 150 пар ног. Мы отобрали восемь пар, перед тем как остановиться на ногах Мари-Кристин из Лос-Анджелеса. С тех пор началось наваждение: меня повсюду преследовали эти ноги, я даже вырезал их фотографии! Но она сказала: «Эти ноги — мои!», и я на ней женился…».

Прожив насыщенную впечатлениями и достижениями жизнь, Элле продолжает активно работать. Но при этом признается, что все, что он любил в юности, сейчас любит еще больше. Вот, например, его любимый фильм — «Правила игры» режиссера Жана Ренуара. Эту классическую ленту, снятую в 1939 году, Элле знает с детства. Она связана с историей его семьи: отец режиссера Жана Ренуара, художник Пьер Огюст Ренуар, был коллегой Поля Элле. А художником по костюмам в «Правилах игры» была Коко Шанель.

Где соображения истории для Жака Элле отходят на второй план — так это в маленьких радостях жизни, которые он умеет ценить по достоинству. Отдыхая, он дымит сигарами, попивает вино, просматривает архивы Каннского кинофестиваля. Или отправляется на природу ловить рыбу. Как истинный перфекционист, Элле предпочитает нахлыст — самую виртуозную технику рыбалки. Как истинный патриот, рыбу он ловит исключительно во Франции. Кстати, это увлечение, в отличие от яхт и автомобилей, пока не отразилось в его творчестве. Может быть, все впереди?

Анна Благая
Ведомости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *