Автор фотографии — О.К. Источник — здесь
—
Ох, и напутешествовалась же я по коридорам времени. Чуть там не заблудилась.
Терпеливые мои читатели знают, что я занималась всё последнее время почти исключительно собиранием пазла с моей семейной историей. Я сидела в архивах, «общалась» больше с людьми из прошлого — через документы и письма. Некоторые товарищи из прошлого предстали передо мной как живые. И особенно героиня и причина моих поисков — моя бабушка Вера Нечаева (я бы даже сказала сильнее: порой, смотря сегодня на себя в зеркало, а потом на дореволюционные фотографии моей бабушки, я готова воскликнуть: Боже мой, да это же почти я!)
Попала в эту историю я почти случайно, но не пожалела ни на миг.
Теперь я лучше понимаю не только, «кто я», но и «кто» — другие люди из прошлого и настоящего. Надеюсь, теперь стану осмотрительней и мудрей.
Это то, что касается истории.
Что касается скрипки, два пинка, любезно сделанные руководительницей Венгерского и Норвежского культурных центров В. Блок, почти «вернули» меня на сцену. Первый раз я играла (в ноябре, кажется) отделение концерта в зале Венгерского общества. Это была 2-я соната Изаи (та самая, с фуриями и чертями) и разные фольклорные вещи. Интересно, что за пару недель до того случилась со мной небольшая неприятность: я временно потеряла нормальную чувствительность пальцев, они то немели, то их покалывало, играть такими пальцами было, конечно, не очень удобно. (Дефицит магния! Уже после концерта помог магний в таблетках). Концерт прошел хорошо, никто ничего не заметил, хотя пришлось немного побороться с собой, выходя играть.
Второй раз было выступление в Малом зале Московской консерватории. Это был концерт Норвежского общества Грига, и я играла там ту же 3-ю сонату Грига, что за двенадцать лет до того, когда выходила на ту же сцену в последний раз.
Ощущения от предконцертного пребывания в консерватории были интересные. С одной стороны, это было какое-то дежавю. Я ходила по тем же коридорам, разыгрывалась в том же 10-м классе, в который много лет назад приходила на уроки. Всё, вроде, было так же, как и десять с лишним лет тому назад. Если не считать главного: я теперь смотрела на всё это со стороны, глазами «писательницы», а может быть, психолога. Было любопытно анализировать свои ощущения, и особенно было любопытно вот что: каково будет выйти на сцену Малого зала в новом качестве?
А на сцене я почувствовала себя как дома. Играла с удовольствием!
Может быть, и стоит вернуться к идее, которая была у меня еще в 2011-м: я хотела сделать записи самых любимых моих «певческих» и виртуозных скрипичных вещей. (Не знаю, готова ли уже к этому. За период «взросления» я поменяла свое отношение ко многому, и в том числе исполнения многих считающихся великими музыкантов прошлого мне теперь не нравятся. Вот, например, знаменитый Тибо, чьим именем назван один из самых престижных конкурсов, играет «Фонтан Аретузы»… только сейчас я вслушалась в это исполнение как следует, и даже если списать многое на погрешности записи, на разницу эстетических предпочтений, на то, что поменялось время — всё равно не нравится мне это, жалко волшебную, гипнотическую музыку Шимановского…)
(Ясно, что свои любые опыты я при этом всегда вижу как начало бесконечного пути к совершенству, и, разумеется, ими я не удовлетворена).
У меня на столе (периодически кочуя в другие комнаты) уже несколько лет лежит бумажка с набросками статьи про «мой» синтез речи и музыки на скрипке, про «осмысленную» игру (эта тема связана с фразировкой, агогикой, это то, из-за чего я вообще все-таки играю на скрипке). Пожалуй, стоит как-нибудь поработать над этими набросками; может быть, лучше это делать параллельно с записями, если они будут.
…Это то, что касается скрипки.
За то время, что я здесь описываю, мы дважды съездили в путешествия. Первый раз — в Германию. Аппетита к разработке маршрута у меня не было, ехали налегке — с почти полным отсутствием идей. Вдохновение настигло меня уже в пути, интуиция включилась и подсказала, куда ехать и на что обратить внимание, и что же нам открылось!.. Диковинные скалы Бастая, покрытые нежнейшим цветущим вереском, романтические мшистые ущелья… Я и не знала, что существует такая Германия.
Второй раз — недавно в марте — мы съездили в Грецию. Взобрались на Парнас))
(Не на самую вершину, конечно, но — опять-таки — ведь нет предела совершенству…)
…А в целом, пока я разбиралась с прошлым, жизнь не стояла на месте, и когда я вынырнула и оглянулась, мне (местами) очень даже понравилось то, что я увидела, а (местами) очень не понравилось. Пока напишу только первое.
Что-то меняется в окружающей жизни. Во-первых, люди стали открыто говорить на тему, которую я едва ли не в одиночку запела тонким противным голосом два года назад (кажется?) в серии своих постов «А скрипач не нужен, родной».
Во-вторых, судя по интернету, многим стало интересно то, что меня когда-то так увлекало (когда у меня почти не было единомышленников). Кстати, оказывается, десять лет исполнилось с тех пор, как я построила аштрей. Случайно я узнала, что в Википедии даже написали статью на тему «графических стихов» (термин, по-моему, первой употребила я на аштрее — раньше говорили о стихах фигурных), основанную целиком на материале, который я собрала для своего сайта.
Всё это хорошо, я больше не чувствую себя одинокой в своих идеях, интересах и т.д.
—
Что дальше?
Не знаю — ведь это не только от меня зависит.
А пока упиваюсь весной. И маленькими чудесами. Они за последнее время случались трижды: один раз к моему окну подлетел голубь с веточкой в клюве (прекрасный символ!), другой — совсем на днях — я наблюдала радугу во всё небо. (Двойную! На небе была одна чёткая, яркая арка, а рядом ее линии повторяла другая, едва прорисованная).
И третье — подснежники у меня на даче два года думали-думали, и наконец-то этой весной все-таки расцвели.
UPD Январь 2014
Эту страничку я когда-то назвала «Выбралась из коридоров времени». Ох, какое было заблуждение))
См. Мир как красота, поэзия действительности… и снова про корабли