Перейти к содержимому

Из военных документов ЦМШ

Итак, несколько пожелтевших от времени листков, повествующих о том, как жила моя альма матер ЦМШ (Центральная муз. школа при Московской консерватории) во время войны. Как я уже писала, я обнаружила эти документы (к своему большому удивлению) в архиве моей бабушки, литературоведа В.С. Нечаевой в РГБ.

Фонд 792, папка  «Материалы, связанные с работой в Центральной музыкальной школе в Пензе (протоколы заседаний Совета содействия ЦМШ, план работы производственного сектора, докладная записка в Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР и др. документы)». 1942 г.

Сначала красноречивый фрагмент из протокола заседания Совсода Центральной Музыкальной Школы 11 июня 1942 года — сначала на тетрадном листке рукой бабушки, а потом в машинописи:

Присутствовали: т.т. Лобко, Нечаева, Романова, Цветкова

Слушали:

1.Вопрос об оборудовании газоубежища и др. мер противохимической обороны. Сообщение т. Лобко

Постановили:

1. Обратиться к администрации ЦМШ с настойчивой просьбой о быстрейшем оборудовании под бомбоубежище предоставленный ЦМШ подвал, так как в противном случае подвал может быть передан другой организации. До оборудования своего бомбоубежища необходимо договориться о пользовании бомбоубежищем Южного штаба. Кроме того необходимо: а) снабдить детей аварийными мешками и первыми противохимическими средствами, марлевыми повязками и содовым раствором. б) снабдить бомбоубежище аптекой и кипяченой водой. в) Провести работу с педагогами и старшими школьниками о поведении во время воздушной тревоги. г) Закрепить персональные посты и обязанности ответственных лиц. д) вывесить правила поведения во время тревоги и списки ответственных и прикрепленных к ним детей. Совсод констатирует наличие растерянности администрации во время последней воздушной тревоги и длительное пребывание детей в коридорах интерната.

Читая это, я очень живо представила себе ситуацию и в который раз подумала, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и что никакое начальство никогда не сможет решить проблему так, как сами люди.

А вот еще один текст (бабушка писала ранее в том же 1942 году):

Одной из особенностей существования ЦМШ в Пензе является близкое участие в жизни школы коллектива родителей учащихся. Покинув вследствие эвакуации Москву и опасаясь потерять связь с детьми, родители – в огромном большинстве матери – поселились в Пензе. Совершенно естественно они не могли удовлетвориться заботами только о своих детях. Стремление оказать помощь детям, не имеющим родителей в Пензе, помощь школе в целом – вот что руководило и руководит деятельностью родителей, объединившихся вокруг школы.

Матери учеников составили основные кадры школьных работников по воспитательной, медицинской, хозяйственной и санитарно-технической части. Родители, работающие в других учреждениях города, отдают свой досуг школе, помогая ей в той или иной области. Выбранный в феврале Совсод, совместно с Месткомом, участвовал в проведении ряда мероприятий, служащих к улучшению бытовых условий жизни детей, организовал ежедневные дежурства родителей в интернате в помощь дежурному педагогу, а также озаботился улучшением условий существования всей массы родителей (организация питания).

Поле деятельности для родителей в школе огромно и на нем могут найти себе место как люди разнообразных специальностей, так и не имеющие специальностей, но одаренные главным: любовью к нашим детям и желанием оказать им посильную помощь. Суметь направить на пользу школы и исчерпать все те силы и возможности, которые заключает в себе коллектив родителей – коллектив, для которого дело школы самое родное и кровное дело – задача администрации школы. Дружная совместная работа администрации, педагогов и родителей несомненно поможет поставить на должную высоту жизнь и работу ЦМШ и с честью преодолеть выпавшие на ее долю трудности.

Один из последних документов в папке свидетельствует о том, что среди учеников ЦМШ стали встречаться случаи малярии и цээмшовские мамы обдумывали переезд всей школы в другое место. Бабушка стала председателем того самого Совсода и писала по поручению всех письмо в Совнарком. Дальше мне ничего не известно.

Известно только одно — все выжили. И поэтому — спустя целую эпоху — я все-таки появилась на свет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *