А вот еще один экземпляр в энциклопедию музыкальных заблуждений.
В книге Мостраса «Интонация на скрипке» (я недавно отсканировала ее, и ее можно скачать здесь на сайте) есть глава «Интонация и строй скрипки».
В ней говорится о том, что во времена Паганини строй инструмента был ниже почти на полтона: Ми-бемоль мажор того времени почти соответствовал нашему Ре-мажору.
Что и породило путаницу с пьесой Паганини «Моисей», где, как известно, есть авторское указание — перестроить струну Соль на Си-бемоль.
Указание это обычно и выполняется — буквально. Но строй-то был иной. Выходит, что сегодня, с учетом нашего 440-герцового стандарта больше сооветствует авторскому замыслу перестройка басовой струны не на полтора тона вверх, а всего лишь на тон. Получается не Си-бемоль, а Ля, которая более естественно, как пишет Мострас (я пока не проверяла) звучит в данном случае на скрипке.
И музыка, как мы понимаем, тогда звучит другая.
Впрочем, Л.Коган, конечно, все равно убедительно и блестяще играл «Моисея» и с общепринятого Си-бемоль.
—
См. также: Ненастоящий Гендель