Музгерменевтика и прочие радости

Времени не хватает катастрофически на писания здесь на сайте, точнее когда оно есть, тогда нет под рукой компа. Но вот зато — хочу поделиться радостью: наткнулась на ноты — переложение для скрипки медленной части («Романса») из концерта Шопена. Транскрипцию сделал небезызвестный А.Вильгельми, который одарил скрипачей «Листком из альбома» Вагнера и ноктюрном Шопена op 27 № 2.  Да, кстати: оказывается, тот же Вильгельми (который прекрасно знал, как сделать разные утонченные мелодии естественными при исполнении на скрипке)  еще делал транскрипции всяческих вагнеровских арий. Ария Парсифаля на скрипке!? Пока себе не представляю. Но это все любопытно, и когда-нибудь я туда доберусь (что касается «Романса», то он у меня уже есть).

Еще одна радость: теперь  мне не приходится учить все пьесы во время поездок в метро, да еще к тому же  без инструмента (как это было перед прошлым концертом). Это отрадно, ей-Богу. И самое главное: у меня осталось хотя бы несколько дней на самую любимую мою работу — музыкальную герменевтику (собственно это и есть то, ради чего я и занимаюсь музыкой, потому что музыку без смысла я себе вообще не представляю и как можно ее обсуждать, имея в виду только звучание, приемы игры и прочее — сие умение мне недоступно…)

Сегодня я удостоверилась в происхождении «Мелодии» Глюка, которую, так же как и «Во поле березку», совершенно напрасно дают играть маленьким детям. Но об этом потом.

Ну и еще… Вместе с весной воскресилось желание путешествовать, моя извечная страсть к словам и книгам и все остальные приметы того, что я пока еще живое существо. После долгой зимы, наполненной всевозможными трудностями (которые, кажется, позади !!! ), все это радует…

10 комментариев для “Музгерменевтика и прочие радости”

  1. Сергеич

    Много лет назад в гостях у друга-художника я впервые услышал негритянский блюз. Под впечатлением я спросил, о чём они поют. «Как обычно: о тяжёлой жизни»- не задумываясь ответил друг. С тех пор и на много лет эта фраза стала для меня ключом к пониманию общих вопросов музыкального содержания, да пожалуй и не только музыкального, типа от хорошей жизни человек такое не напишет.
    Но с некоторых пор я стал во многом сомневаться (это бывает по мере взросления), и даже эта универсальная и очень удобная формула была подвергнута сомнению. Художник, а в нашем случае композитор — тоже человек и имеет право заблуждаться и доподлинно не знать, что у него творится в голове. Я вполне допускаю, что сочиняя ноктюрн автор мог, к примеру, напряжённо думать о деньгах, а придумывая полковой марш мог как солдат, глядящий на кучу кирпичей, вспоминать о любимой. В обоих случаях профессионал прекрасно справится с работой даже «не приходя в сознание».
    А ещё я понял, что важным мотивом к творчеству является стёб, когда, выражаясь словами Пушкина, на месте мадригалов надо видеть эпиграммы, то есть используется приём подмены смысла, но «клиент» об этом не догадывается. У самого Пушкина стёба много, даже трудно сказать сколько (кабы не всё!), а наиболее очевидным примером стёба в искусстве я считаю живопись А.Дейнеки, который угодил большевикам и при этом гениально показал им жирный кукиш. А сколько в его картинах лирики! Вот и догадайся, о чём он пишет! Самое обидное, что мы не всегда можем определить долю стёба в музыкальных произведениях — в отличие от живописи здесь с лупой не посмотришь, то есть факт не очевиден. Думается, что великим композиторам это могло быть не чуждо, и за пафосными заголовками могут скрываться вовсе другие, более обыденные мотивы творчества.
    При всём при этом стоит всё же помнить, что настоящие сильные чувства ещё никто не отменял.
    Теперь немного о грустном. Коль скоро наша Хозяюшка избегает контактов со своими концертными фонограммами и уж точно их здесь не выложит, то может быть больше повезёт её второй ипостаси — и открытым текстовым файлом будет опубликована литературная составляющая концертов? Надо полагать, аппаратуры для этого хватает. Иногородним ведь тоже интересно, о чём музыка.

  2. То, о чем Вы пишете, тоже бывает (и то, что художник может не всегда знать сам, о чем именно он пишет, что выражает; и то, что иногда он может просто издеваться над «заказчиком»). Но это — не в большинстве случаев.
    А в большинстве случаев получается грустная история, когда музыканты, особо не задумываясь ни о чем, выдирают две страницы из партитуры К.В. Глюка, называют их «К.В. Глюк. Мелодия» и играют, причем уже никто не знает, что за «Мелодия» такая. А в партитуре между тем четко прописана сцена: дело происходит в потустороннем мире, где блуждает тень Эвридики, тоскующая в разлуке с возлюбленным (даже написано, что сцена залита легким, как бы утренним светом). В музыке при этом (доподлинно знаю, потому что играю ее, вошла в нее — а практика в данном случае необходима, только она показывает, насколько верна теория) — никакого стёба уж точно, и все предельно ясно и конкретно.
    Таких случаев миллион. И, конечно, обсуждать детали исполнения и прочее (тембр, звук в том числе), не зная замысла композитора — просто смешно. Просто потому, что и тембр, и звук должны напрямую зависеть именно от этого замысла и собственного отношения к этому играющего.

    > Коль скоро наша Хозяюшка избегает контактов со своими концертными
    > фонограммами и уж точно их здесь не выложит

    Я такого не говорила!

    Более того, здесь на сайте есть страничка с некоторыми записями. Я говорила лишь, что у меня ограниченное количество времени и что я не буду плотно заниматься звукозаписью в ближайшее время, потому что сейчас у меня другие задачи.
    Насчет стенограмм концертов — я собираюсь их сделать, но пока руки до этого не дошли. Думаю, что ближе к лету я что-то начну выкладывать.

  3. Сергеич

    Ну с операми, допустим, легче разобраться в содержании, там либретто, там уж или потерял ты Эвридику, или нет. А как с инструменталкой? Меня поражала Вторая соната для для скрипки (флейты) и ф-но С.С.Прокофьева: на дворе 1943 год, а музыка такая безмятежная, будто в оранжерее проснулся. Что он имел в виду?
    А у орнитолога Мессиана птицы как живые!

  4. Ну, сонаты — это более отвлеченный жанр. Хотя и тут не все просто (см. в разделе музыка про рождение жанра сонаты из искусства риторики). Про эту сонату Прокофьева сказать пока ничего не могу — специально ею не занималась и не играла. (Хотя выражение «будто в оранжерее проснулся» оценила:) А вообще события жизни внутренней и внешней могут и не совпадать, так что почему бы во время войны и не писать безмятежную музыку?.. (Возможно, как раз и актуально это как никогда…)

    Но важнее другое: в нашем скрипичном репертуаре полно произведений на темы из опер, на мелодии песен (у которых есть слова), на конкретные сюжеты и программы (которые авторы прописывали в нотах). Плюс муз. риторические фигуры (если речь о барокко), которые композиторы вводили в текст осознанно, и т.п. Знание этих фактов дает абсолютно иное измерение и музыке, и ее возможным интерпретациям.

  5. Кстати, Сергеич! Насчет «открытым текстовым файлом будет опубликована литературная составляющая концертов» — у меня же здесь на сайте и так давно выложены некоторые сопроводительные тексты к концертам)). Вот тут, например, можно почитать.

  6. Сергеич

    Ну и бездонный же у Вас сайт! Я наивно полагал, что прочитал всё, а оказалось «не верь глазам своим!» Надеюсь на продолжение историй. Спасибо.

  7. Ну, тут не бездонность, а скорее другая вещь. Возможно, навигация по сайту не на всех типах устройств выглядит понятной. У меня есть одно предположение — Вы же просматриваете сайт на мобильном, насколько понимаю? Можете прислать мне на мэйл скриншот? Вдруг верхнее меню у вас не отображается, и вы до сих пор осуществляли навигацию только по меню боковому…

  8. А то, что Вы предлагаете мне (выкладывать аудио, видео, тексты с концертов), я как раз давно уже начинала делать и писала, что буду продолжать, а качество записей будет улучшаться. Видимо, просто Вы пока не добрались до этих страничек.
    А вообще я с этим сайтом еще буду разбираться. Все-таки тактика «делать по несколько шагов и смотреть, что получается» мне не так близка оказалась, мне проще сразу придумать и реализовать какой-нибудь большой раздел. А иначе получается как-то размазанно. Ну и конечно, все-таки мне проще все делать своими руками, а не через таинственный сайтовый «движок».
    Впрочем, это все уже лирика… А скриншот пришлите обязательно. Важно, чтобы больше ни у кого проблем с навигацией не возникало.

  9. Сергеич

    Ну нету у меня скриншота!))) Не прижился он). У меня 7 браузеров и все всё показывают. И с навигацией плохо у меня, а не на сайте. Движок мне очень нравится — сам бы так сделал, если б мог. Я с детства легко понимаю карты (географические), и здесь, возможно, меня бы карта сайта тоже выручила.
    Радует, что моя идея писать и выкладывать не оказалась слишком дикой, хотя Вы не уточняли, чьи именно записи Вы собираетесь выкладывать. Теперь дело за малым). Скоро будем знать и о чём музыка, и о чём речь.

  10. А как это — скриншот не прижился? Я имела в виду — если у Вас есть возможность сделать снимок экрана с прислать мне, чтобы я увидела, как у Вас сат отображается.
    Но раз Вы говорите, что все видно, то ладно.

    А насчет карты сайта — хорошая идея, я ее сделаю в ближайшее время.

    Идея писать и выкладывать — конечно же, не дикая, а совершенно адекватная. Собственно это была одна из главных идей при создании этого сайта. Но просто попутно стали развиваться другие сюжетные линии:)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.