Перейти к содержимому

Звучание души

Звучание души

какую музыку писали Ницше, Иван Грозный, Пастернак, Людовик XIV и другие известные люди 

 

Когда говорят: чужая душа — потёмки, забывают про одну важную вещь. На самом деле всё-таки есть способ понять, осознать, услышать  человеческую душу.

 

Этот способ — творчество. Творчество любое, хотя из всех его видов есть два музыкальных искусства, в которых яснее всего отражается душа: поэзия (музыка слова) и (ещё точнее, ещё глубже) — чистая живая музыка.

 

Даже в том, как человек слушает музыку (и какую), проявляется всё существо человека. Кажется, у Шекспира сказано, что тот, кто не любит музыку, способен на злодейства?

 

А вспомним нашего великого старого греховодника графа Льва Толстого… Это ведь ему мы обязаны той странной трактовкой бетховенской «Крейцеровой сонаты». В этой глубокой героической музыке, столь мало относящейся ко всему материальному, наш вечно озабоченный граф расслышал зов плоти… Которого там нет. Просто классик, у которого были некоторые психофизиологические особенности, приписал этой музыке — своё, часть своей собственной души…

 

Ещё полнее выражается душа человека, если он исполняет музыку, и самым глубоким образом — если он сочиняет ее сам. Ничто так полно не выражает строй души автора, как его произведения — не важно, насколько они совершенны с точки зрения композиции. Жизнь души таинственна, скрыта от нас, все события там происходят на огромной глубине. Они многомерны, многовариантны, текучи. Как музыка. И иногда, только послушав, какую музыку сочинял тот или иной человек, мы можем понять, что же это был за человек.

 

К нашему счастью, многие известные люди прошлого писали музыку. (Не только музыканты!) Леонардо да Винчи и Пастернак, Ницше, Иван Грозный или Людовик XIV — все эти люди оставили нам себя, в том числе, и в звучании, в мелодиях.

 

В этом посте (который я буду дополнять и видоизменять с течением времени) я буду собирать такие произведения, по возможности в виде аудиофайлов или нот, а если их пока нет — просто пересказывать известные мне факты.

 

Леонардо да Винчи

Многомерный Леонардо был, в том числе, прославленным музыкантом. Вот здесь интересно написано про его импровизации:

 

 «До нас дошли также восторженные отклики тех, кто слышал его игру на лютне, сопровождаемую его же поэтическими импровизациями. Это было самозабвенное погружение в мир вдохновения. Стихи и музыка рождались тут же, и, подарив слушателям минуты наслаждения красотой и гармонией, таяли вместе с ушедшим временем. Леонардо никогда не делал «поэтических заготовок» и не записал ни одной своей песни. Вазари упоминает, что Леонардо «божественно импровизировал песни» и что, приехав в Милан «он одержал верх над всеми музыкантами, сошедшимися туда для игры на лире, кроме того он был лучшим импровизатором стихов своего времени».

 

К сожалению, мы можем лишь предполагать, как могла бы звучать музыка Леонардо.

Но вполне закономерно, что она до нас не дошла. Некоторые виды искусства не могут быть записаны, они многомерны и в двухмерный мир записи на бумаге не влезают, а потому их природа в том, чтобы «таять вместе с ушедшим временем». Единственный способ обхитрить природу в этом случае — непосредственная запись звука или видео… которого во времена Леонардо не было. 

Ну а поскольку сама музыка Леонардо до нас не дошла, нам остается довольствоваться ее отражениями.

В книге «Воскресшие боги» Мережковского, кажется, есть упоминания о ней.  А не так давно один итальянец усмотрел эту музыку, «скрытую» в  «Тайной вечере» Леонардо, где,  по его мнению, образы апостолов и Христа образуют некую мелодию; об этом итальянец даже написал книгу под названием «Скрытая музыка». Почитать подробнее об этом (на английском языке) и послушать фрагмент «музыкального шифра» с  картины можно вот тут, правда у меня эта история не вызывает большого доверия. Ведь все гармонично созданные произведения — своего рода «музыка», их можно интерпретировать как своего рода «мелодию», не предусмотренную автором, который вовсе не задумывался о какой-то там шифровке.

Хотя, конечно, кто знает…

 

«Король-Солнце» — Людовик XIV

 

А вот музыка, написанная его величеством королем французским,  до нас дошла. У меня есть ноты его арии «Амариллис», когда я их найду, выложу здесь (а лучше — выложу сразу в звуках). Король был талантливым музыкантом и сочинил, среди прочего, музыку к тому самому Марлезонскому балету. Википедия сообщает, что есть пластинка, выпущенная лейблом с занятным названием Nonesuch Records («Нет такого лейбла»), а на ней — музыка Людовиков 13-го и 14-го; надо будет мне при случае проверить этот факт, заняться поисками и выложить хотя бы фрагмент музыки здесь.

 

Царь Иван Грозный

 

Он тоже сочинял музыку и его произведения тоже сохранились. Это суровые, нет, наверное даже мрачные, тяжелые песнопения. Вполне увязывающиеся с его образом, живущим в наших головах. Их можно послушать (и о них почитать) здесь.

 

Фридрих Ницше

О влиянии музыки на философию Фридриха Ницше известно немало. Но не все знают, что он и сам едва не стал композитором. На сайте Ницше.ру есть крайне любопытный раздел, посвященный музыкальным произведениям философа — причем, что самое важное, с аудиозаписями.

Тут есть пьесы для фортепиано и скрипки (в том числе довольно любопытная и неплохая Фантазия), песни для голоса с фортепиано (на тексты Пушкина, Шамиссо, Байрона, Петефи и т.д.) Нестандартность, необычные повороты мысли, некоторая тяжеловесность пополам с полётностью, — всё это в музыке философа проявилось так же ярко, как в его книгах. На мой взгляд, есть там и кое-что еще: музыка Ницше куда больше связана с земным началом, она местами тяжеловесна, или показалась мне такой… Мне кажется, его учение — его идеи — его полётные образы из книг были на самом деле не в его природе, он лишь стремился к ним… («Стрелы тоски по иному берегу»?…)

На том же сайте — полная информация о философе-музыканте.

«Ницше стал музыкантом еще до того, как обратился к философии. Начальное музыкальное образование он получил в детстве у своего отца, лютеранского пастора. В юности будущий философ был известен как пианист-импровизатор, знакомивший университетских друзей со своими сочинениями. К моменту встречи с Вагнером (в 1868 году в Лейпциге, во время дискуссии с Шопенгауэром) 24-летний Ницше уже имел определенный опыт в композиции. Всего же им было написано 73 сочинения, большинство из них для фортепиано solo или в 4 руки, или же с участием фортепиано (один скрипичный опус, 17 песен, Квинтет для четырех голосов с фортепиано). Среди других – произведения для хора a cappella и сопровождением (фортепианным либо оркестровым), в том числе две ранние композиции – месса и оратория, а также множество неоконченных пьес». (Из текста словацкой пианистки Элены Летняновой «Какую музыку сочинял Фридрих Ницше»)

Да, вот еще любопытная вещь: «Мало кто знает об интересном факте обратного влияния музыки на поэзию и прозу философа (выделила я. — А.Б.). Его трактат “Так говорил Заратустра” написан как бы в форме четырехчастной симфонии или сонаты«. (Это опять из текста Летняновой).

 

 Борис Пастернак

 

Наш поэт тоже думал в юности о том, чтобы стать композитором, но выбрал в итоге другую, хоть и очень близкую музыке область (почти музыку, если быть точным; вслушайтесь в его стихи, хотя бы в «Снег идет, и все в смятеньи…» или в «Свеча горела…» Это, конечно, музыка, просто она записана буквами). Музыкальные произведения Пастернака записаны нотами, некоторые даже можно найти в интернет-библиотеке Бориса Тараканова:  вот поэт значится среди композиторов на букву «п» со своими двумя прелюдиями и сонатой для фортепиано.

 

Продолжение следует…

P.S. Да, кстати, музыкальными импровизациями занимается психолог-писатель-поэт-художник-музыкант Владимир Леви… Интересно бы послушать, какая это музыка… Особенно учитывая, как он говорит об этих своих импровизациях — почитайте, это интересно…

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *