Анна Благая -

Жинетт Невё

скрипачи

 

Жинетт Невё (Ginette Neveu)

Жинетт Невё

Однажды я услышала в интернете совершенно особенный голос скрипки. Он словно рассказывал что-то, и то, что он говорил, было исполнено какой-то неземной и сладкой печали. Так, в принципе, и должно было быть: ведь это был до-диез минорный ноктюрн Шопена. Но все-таки было в этом звуке что-то еще, какая-то другая, наслаивающаяся на Шопена печальная история. Причем игра  была какой-то особенно благородной, поэтической, утонченной — подобного я пока не слышала.

Все это меня заинтриговало, и я стала наводить справки.

Играла Жинетт Невё — французская скрипачка, жившая более чем полвека назад.  (Про нее Эдит Пиаф писала в своей автобиографии: «я бы проехала тысячи миль, только чтобы услышать великую Жинетт Невё»).

Передо мной была ее фотография. С фотографии на меня смотрела юная девушка, ее лицо было овеяно непонятной печалью.

Мне снова показалось, что за всем этим стоит некая история, будто бы связанная с самой Жинетт Невё.

Я укрепилась в своем мнении, услышав в ее исполнении «Мелодию» Глюка. Это тема безвозвратно потерянной жизни, любви. Скрипка Неве еще более отчетливо говорила, будто бы жаловалась, хотя эти жалобы были исполнены благородства.

Из комментариев к видео я узнала, что в момент записи незнакомке было всего 19 лет, что играла она на драгоценной скрипке Страдивари и что жизнь ее была короткой — в возрасте 30 лет она вместе со своим братом-аккомпаниатором разбилась на самолете, уносящем их на американские гастроли.

Обломки скрипки Страдивари  были потом обнаружены на месте крушения. Говорили даже (и есть источник — книга, сообщающая об этом), что когда нашли тело Жинетт Невё, она все еще сжимала в руках шейку скрипки***.

Чем была наполнена жизнь этой удивительной лирической скрипачки — были ли в ней такие потери, о которых поет ее скрипка, или всё это было предчувствием ее собственной судьбы?..

… А вы как думаете? Быть может, все это уже сказано в самой музыке?

-

*** Вероятно, это все-таки романтическая легенда. Впрочем, реальность не менее интересна. Вот фрагмент интервью со скрипичным мастером Этьеном Ватло (из журнала «Le Monde De La Musique», 1991 год, цитата отсюда):

- А правда ли, что нашлась головка скрипки Жинетт Невё?

- Да, это так, но если говорить точнее — скрипки Гваданини. Что касается Страдивари, то этот инструмент исчез совсем из-за воздушной катастрофы. Дело в том, что Жинетт Невё перевозила обе скрипки в одном ящике.

- А вы знаете, где была найдена головка скрипки Гваданини?

- Да, ее нашли у подножия горы. Я думаю, она подверглась влиянию морской воды, так как лак был почти весь утрачен. Ничего больше не нашли; когда мне ее показали, то я эту деталь сразу же узнал. Кроме этого, в чехле остались два смычка: один был сломан, второй был абсолютно невредим.

- Не правда ли, странно, что не нашли другие фрагменты?

- Да, это мистическая история. Когда представители «Air France» высадились в горах и занялись поисками, один из представителей услышал звуки скрипки, которые доносились из крестьянского дома. Он вошел в дом и увидел в руках у крестьянина инструмент, покрытый инкрустацией и позолотой. Сотрудник «Air France» спросил, знает ли он, на каком инструменте играет? Крестьянин ответил, что скрипка такая старая, что, наверное, никому не нужна, и что она у него находится давно. Возможно, это была скрипка Страдивари Жинетт Невё или она, возможно, каким-то другим образом попала в деревню Асоры, как знать?

-

(см. также: Джордже Энеску (у него Жинетт Невё брала уроки)

А еще: Скрипка и воскрешение мертвых: голос Малибран

  1. Анна! Большое спасибо за ресурс в целом, очень интересно, я как раз из разряда любителей-начинающих. Но вот эта композиция Mélodie перевернула меня чуть более, чем послностью. Сложно выразить словами эмоции и мурашки по коже и в целом все. Спасибо!

    Comment by Мари — 05/11/2013 @ 01:19

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>