Штрих

скрипичная азбука
штрихи

Штрих
(статья из Музыкальной энциклопедии)

 

Штрих (нем. Strich – черта, линия, штрих; Stricharten – штрихи, виды штрихов; Bogenstrich – движение смычка по струне) – выразительный элемент инструментальной техники, способ исполнения (и зависящий от него характер звучания). Основные типы Ш. определились в практике игры на струн. смычковых инструментах (прежде всего на скрипке), а их принципы и названия в дальнейшем были перенесены на др. виды исполнительства. Ш. как характер звукоподачи, связанный с типом движения смычка, необходимо отличать от способа звукоизвлечения, напр. в понятие Ш. не включаются флажолеты, pizzicato и col legno на смычковых. Ш. – это принцип «произнесения» звуков на инструменте, и, следовательно, Ш. должны рассматриваться как явление артикуляции. Выбор Ш. определяется стилистическими особенностями исполняемой музыки, ее образным характером, а также интерпретацией. Существуют различные точки зрения на классификацию Ш.; представляется целесообразным деление их на 2 группы: Ш. раздельные (франц. détaché, от détacher – отделять) и Ш. связные (итал. legato – связанно, плавно, от legare – связывать). Главный признак раздельных Ш. – каждый звук исполняется отдельным движением смычка; к ним относятся большое и малое détaché, martelé, spiccato, sautillé. Главный признак связных Ш. – объединение одним движением смычка 2 и более звуков; к ним относятся legato, portamento или portato (утяжеленное legato, франц. louré), staccato, ricochet. Ш. могут комбинироваться. Подобная классификация Ш. применима и для исполнения на духовых инструментах. Legato определяет кантиленное исполнение с разной степенью плотности звучания; détaché служит для обозначения звуков, каждый из которых получен с помощью отдельного удара (атаки) языка. Специфические для некоторых духовых (флейта, валторна, труба) Ш. – двойное и тройное staccato, получающееся от чередования удара языка и придыхания (исполнитель произносит слоги «та-ка» или «та-та-ка»). Ш. на щипковых инструментах очень многообразны и связаны с разными способами атаки струны пальцами или плектром. В понятии Ш. объединяются также различные приемы игры на ударных, клавишных инструментах (legato, staccato, martelé и др.)

Лит.: Степанов Б.А., Основные принципы практического применения смычковых штрихов, Л., 1960; Браудо И.А., Артикуляция, Л., 1961, М., 1973; Федотов А.Л., Методика обучения игре на духовых инструментах, М., 1975; см. также лит. при ст. Артикуляция.

 

/ Музыкальная энциклопедия, изд-во «Советская энциклопедия», М., 1982. Т. 6, стр. 431 /

 

Вернуться к основной статье про штрихи

или к оглавлению скрипичной азбуки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.