Перейти к содержимому

Рукописи не горят, или Удивительная судьба письма-треугольника

На днях я получила по электронной почте письмо, от которого упала под стол.

Добрый день, Анна.

некоторое время назад, наш университет приобрел здание, в котором нашлась заброшенная библиотека…. стали наводить порядок, разобрали книги, определили их… но мне сотрудники принесли папку с письмами, узнать куда ее определить… в папке (небольшая, потрепанная, советских времен на завязочках))) письма для Д.Д. Благого, я, так понимаю, для Вашего деда.

в интернете нашла Вас, подумала, вдруг Вам эти письма будут интересны.

если Вам интересно, сообщите, я Вам передам папку.

Далее следовал номер телефона, отправительница письма была мне не знакома.

Оу….

В свое время я описала уже и здесь, и на папином-дедушкином сайте ту зловещую историю с исчезновением (тридцать лет тому назад!) архива моего деда и рукописи его главной книги. Год назад, видимо как раз благодаря моему описанию, каким-то образом на моем сайте оказалась сотрудница Архива академии наук. Она оставила для меня коммент, благодаря чему я узнала, что часть архива дедушки сохранилась, и что даже оцифрована громадная опись. (Огромное спасибо!)

Той главной рукописи, увы, в архиве не было, но мы были счастливы тому, что архив деда, пусть даже не полностью, уцелел.

И вот, примерно год спустя, такое письмо!..

Я прибежала на встречу к одной из станций московского метро утром первого же рабочего дня.

Меня встретили очаровательная Елена и ее сын, которые передали увесистую красную папку с надписью «Архив Благого» (кто надписал — так, видимо, и останется неизвестным: папку нашли уже с надписью).

В то утро я ехала домой на трамвае и перебирала конверты, которыми папка была набита битком. Конечно же, эта папка была из дедушкиной квартиры, из его архива.  В основном в ней лежат письма от коллег-литературоведов (по типу аналогичные тому, что находятся сейчас в Архиве Академии Наук), но есть там и те, что относятся к истории семьи. Самый удивительный, безусловно, — треугольный конвертик, который послала моему деду в 1947 году из ссылки наша родственница, сводная сестра деда, мама моей троюродной тети Оли. На странице, посвященной ей, я уже описывала в двух словах историю этой ветви семьи. Отец тети Оли был немец, он был репрессирован и выслан из Москвы; с ним поехали мама и маленький брат тети Оли. Но потом родителей разлучили, а брат умер (заболел воспалением легких, а лечить его не стали: сын врага народа!) Лишь в 1948 году родителям разрешили воссоединиться, и тогда-то появились на свет т. Оля и т. Таня — мои тети с пушкинскими именами. Спустя много лет их семье удалось вернуться под Москву и поселиться в Пущино.

Так вот, письмо-треугольник было написано моему деду-пушкинисту в 1947-м. Тогда  мама тети Оли еще только ждала разрешения приехать к мужу. Одно разрешение было получено — но власти его признали недействительным. Второе было отправлено давно, но всё не приходило. Там, откуда писала мама т. Оли (в городе Темиртау под Карагандой), стояли тогда страшные морозы — больше 40 градусов ниже нуля. Денег на поездку к мужу не хватало, пришлось сдать в комиссионный платье, и было непонятно, продастся ли оно и когда; писем от мужа давно не было, и т. Олина мама боялась, что он болен. Дела шли все хуже и хуже.

Ну, мы-то сейчас знаем, что та история закончилась благополучно. Все-таки пришло разрешение, появились деньги на поездку, история семьи продолжилась.

Благополучно закончилась и история с этим письмом и всей папкой.

Неизвестно, при каких обстоятельствах оказалась она в том здании, как пережила 1980-е, 1990-е, 2000-е, но вот в 2014-м она попала в руки людей, которые ее не только не выкинули, но к тому же потратили свое время, узнали, чья папка, поискали информацию об этом человеке и нашли потомков!..

Это, конечно, поразительная история. Огромное, огромное спасибо Елене и ее сыну Георгию!

Теперь уж я не удивлюсь, если когда-нибудь меня найдет и та самая Главная Рукопись…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *