В очередной раз с восхищением слушала вчера музыку Свиридова (особенно люблю «Снег идет», который, кстати, лучше слушать в темноте…)
Поразительная фигура в музыке. Настоящая глубина и красота истинная, тончайшая, при этом — мощная, целостная личность. По силе эта личность превосходит даже Баха. Абсолютный уникум. Вот бы кого ценил Бердяев, если бы не временные и государственные границы! У них определенно духовное родство, при всем внешнем различии судеб, происхождения и прочего.
Не буду здесь писать о его творчестве, тем более что все это можно послушать благодаря интернету.
Вот лучше — отрывок из его дневника. Кто бы еще осмелился сказать такое:
Вся жизнь — видимая — ложь. Постоянная ложь. Все уже привыкли к этому. Мы живем, окруженные морем лжи. Дети и родители, мужья и жены, общества, континенты, целые народы живут в полной неправде. Отношения человеческие, видимые нами — государственные, деловые, — ложь. Правда возникает лишь на особо большой глубине человеческих отношений, возникает редко и существует, как правило, короткий срок. Потому-то так ценна всякая правда, даже самая малая, то есть касающаяся как бы малых дел. Правда существует в великом искусстве, но не во всяком искусстве, считающемся великим. В оценках, узаконенных как бы временем, тоже многое неправда. Лживого искусства также очень много. Вот почему так воздействует искусство Рембрандта, Мусоргского, Шумана, Ван Гога, Достоевского, Шекспира и других великих художников. Но не всё правда даже в этом великом искусстве. Часто ее искажает, например, красота (эстетизм), ремесленное начало искусства, например у Баха много фальшивого, пустого искусства (фуги и другое). Есть неправда от позы художника, от самой неправды его души и от многих других причин. Вся эта мысль очень верная, трудно ее высказать мне — не хватает слов, и может быть понимания всей глубины этой идеи. сейчас ночью пришедшей мне в голову, совсем не от дум об искусстве, а от размышлений о человеческих отношениях.
(Запись с видео)
За вот такое упоминание Баха вслух и при жизни со Свиридова бы просто скальп сняли все наши музыканты. Между тем Бах действительно делал порой умозрительную, в математическом смысле красивую музыку, без человеческого или божественного содержания. И фуги все-таки, да, чаще всего действительно слишком сложны по форме, чтоб засунуть туда еще и откровение.
Я не читала пока дневниковых записей Свиридова — большое упущение; собираюсь сегодня скачать их (тут аудиофайл, кажется) и послушать или прочитать. Изложение некоторых идей оттуда есть здесь, например.
Кстати, он был прав, у нас тут действительно уже наступило полнейшее рабство и нам как народу грозит скорое исчезновение (он вполне буквально вымирает), мы все это наблюдаем с Сержем уже который год, когда колесим по стране мимо вымерших деревень.
И вообще место интеллектуального «патриарха», по недоразумению занятое Солженицыным, должен бы занять именно Свиридов. Уж если такой «патриарх» понадобился.
Впрочем, в «должности» официального интеллектуального патриарха есть что-то малоприятное… Лучше читать и слушать Свиридова самостоятельно, без подсказки со стороны государства.
Спасибо Вам , Анечка! Вы прелесть!