Перейти к содержимому

Скрипичная азбука. Темп

Скрипка | Скрипичная азбука

Темп

Музыка — это искусство, разворачивающееся во времени, это движение. А поскольку мы двигаемся (ходим, бежим, танцуем; даже дышим!) непременно в каком-нибудь темпе — медленно или быстро, в зависимости от задач, которые перед нами стоят, а также от нашего настроения и эмоционального состояния, — то и с музыкой происходит ровно то же самое.

…Я сейчас написала «ровно» и ужаснулась. Все дело в том, что некоторые музыканты, главным образом начинающие, темп понимают буквально и сверяют его по специальному прибору — метроному, отсчитывающему как раз математически ровные промежутки времени с определенной, математически заданной скоростью. Подлаживать под такой прибор живую музыку, сверяя темпы по метроному — большая беда.

«Правильного» темпа не существует. Когда музыка — живая, каждое произведение будет жить в своем темпе. И этот темп познается только после того, как прочувствуешь смысл произведения. И метроном тут уже будет лишним.

Не зря великолепный композитор и музыкант Римский-Корсаков писал, что он ставит метроном в своих произведениях для плохих, немузыкальных дирижеров, потому что хорошие  сами догадаются о темпе, исходя из характера и содержания музыки.

Более того, раз найденный темп не бывает застывшим, одинаковым: суть темпа, его стержень на протяжении пьесы, как правило, сохраняются, но внутри всегда будут едва заметные отклонения в ту или иную сторону, следующие за смыслом музыки (причем то же самое должно происходить с ритмом).

См. также: Какие бывают темпы? 

! Подробнее о темпе читайте фрагмент из «Пестрых листков педагога» пианиста и композитора Д.Д.Благого

Продолжение и дополнения следуют…

1 комментарий для “Скрипичная азбука. Темп”

  1. Мне всегда казалось, что у любой мелодии есть какой-то характер, как когда читаешь текст с выражением, исходя из этого и чувствуется темп. Что вот тут хочется чуть затянуть, тут ускорить.
    Хотя, наверное такой подход ошибочен — я в принципе по итогу не могу играть что-то, чего не слышал. Т.е. если дать мне ноты, но не дать послушать, как оно звучит, скорее всего я рожу что-то, похожее на тренировочный этюд по звучанию.

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *