Перейти к содержимому

«Не имей Амати, а умей играти»

Скрипка | Скрипичная азбука

 

«Не имей Амати, а умей играти»

«Что-то у меня плохая скрипка»:

«Масяня». Эпизод 56. «Околобаха».
Кстати, на официальном канале Масяни на youtube этот мульт прокомментирован так:
«Имя персонажа «Околобаха» — игра слов между «Колобаха» и «Около Баха». Причем первое- реальное имя (то есть не имя, а ник, конечно) реального чувака с реальной историей по которой сделан мульт. Разумеется детали в реальности были другими, но суть истории почти не выдумана».

(Внимание! Добавлено во избежание недоразумений: этот текст не подразумевает, что профессиональным скрипачам надо играть на плохих инструментах, плохих струнах и плохими смычками. Ясно, что скрипка должна быть по возможности хорошей. Но бывает, когда музыкант вместо того, чтобы работать над звуком, «валит» все на инструмент. Как говорил Околобаха из масяньского мультика (см. выше): «Что-то  у меня плохая скрипка…» Эта страничка — про такие случаи).

 (Еще одно предупреждение: начало этой статьи не предназначено для чтения детьми).

— —

Итак,

Есть такой термин, правда не скрипичный (я перенесла его в Азбуку из мира любительской фотографии) —  техноонанизм. Им занимаются люди, которые считают себя фотографами-любителями, а на самом деле они любители техники, поскольку болезненно одержимы новыми и/или наиболее дорогими, «продвинутыми», «крутыми» фотоаппаратами и их частями. Они тратят огромные средства на покупку этих устройств, часами спорят до хрипоты о достоинствах новых моделей техники и (выражение Сержа) — «меряются объективами».

При этом сам процесс съемки в жизни этих людей занимает разочаровывающе скромное место. Чаще это скупое количество кадров: цветочки, хмурые лица бабок, находящихся на большом расстоянии от места съемки, и прочие сюжеты, демонстрирующее скорее достоинства техники, чем художественный вкус автора.

Между тем настоящие профессиональные фотографы говорят, что в большинстве случаев такая одержимость техникой излишня. Шедевр можно снять и на мыльницу — лишь бы был талант, чувство прекрасного. Так что лучше бы любители фотоаппаратов вместо сидения на форумах, посвященных технике, занялись композицией и собственным эстетическим развитием.

То же самое существует у скрипачей, хотя у нас определенного названия этому нет. Есть музыканты, которые хронически скупают, например, новые модели струн, предпочтение отдавая, естественно, дорогим и пафосным аккордам (вот лафа производителям!), чрезмерно фиксируя свое внимание на достоинствах и недостатках каждой модели и надеясь, что однажды идеальные струны найдутся и инструмент вдруг начнет совершенно офигительно звучать. Или вносят с помощью мастеров постоянные технические улучшения в конструкцию своих скрипок (вот лафа мастерам!). Или покупают другие скрипки (вот лафа продавцам!). И потом «меряются» ими, почти как наши фотографы (предпочтение отдается дорогим и редким экземплярам, обладатели которых словно бы оказываются в привилегированном положении: «товарищ Z. играет на скрипке Гваданини…» в смысле «товарищ Z. необычайно крут»).

Словом, для таких музыкантов даже и не надо подстегивать музыкальный «рынок» — покупательский спрос генерится сам.

А вот хороший вопрос: насколько полезно скрипачу иметь с самого начала восхитительную итальянскую скрипку, которая, кстати, зачастую диктует тебе собственное звучание, оставляя меньше простора для индивидуализации звука? А может быть, и хорошо, что мы с вами не играем все поголовно на Страдивари? А может быть, не застревая чрезмерно умом на «технике», мы совершенствуемся как художники, приучаемся играть лучше, даже на скромных инструментах? Не случайно же есть поговорка:

Не имей Амати, а умей играти!

Есть и несколько всем известных фактов:

  • в руках хорошего скрипача даже плохая скрипка лучше звучит;
  • если хороший скрипач долго играет на плохой скрипке, она в его руках «разыгрывается», то есть ее звуковые качества улучшаются (как именно это происходит, скрипичные мастера пока объяснить не могут, но факт доказанный);
  • если же, наоборот, хорошая скрипка долго побудет в руках плохого скрипача, она станет звучать хуже, и чтобы восстановиться — ей нужно снова надолго оказаться в руках хорошего скрипача.

Вот так все сложно =) Именно поэтому скрипачи обычно стараются передать или продать свои собственные скрипки в «хорошие руки».

И опять-таки это относится не только к скрипкам. Профессор Гольденвейзер, на которого я тут постоянно ссылаюсь (что неудивительно: это был мудрый человек) говорил в таких случаях, что если плохо звучит — не надо обвинять в этом плохой инструмент, надо говорить себе, что если бы ты играл лучше, то даже этот плохой инструмент у тебя бы лучше звучал.

Думаю, это ценная мысль, хотя она еще не означает, что надо немедленно начать скупать продукцию ближайшей мебельной фабрики.

P.S. Ничего не имею против хороших скрипок.

11 комментариев для “«Не имей Амати, а умей играти»”

  1. Всё конечно хорошо написано, но…Хорошая скрипка подстёгивает совершенствоваться,развиваться и идти дальше в своих экспериментах, тогда как с «фабрикой» музыкант останавливается в своём развитии, потому что выжав из инструмента максимум он понимает, что ВСЁ(!)-он перерос этот инструмент, а покупая новый инструмент музыканту уже труднее приспособится к новому звуку, к пониманию того что уже не надо придумывать что -то новое что бы улучшить звук, что можно просто заниматься в своё удовольствие! Так же было и меня, и я очень жалею что я 13 лет занималась «техноонанизмом»(который оказался совсем не нужен с покупкой хорошего инструмента), вместо того чтобы получать удовольствие от занятий!

  2. Так я здесь нигде и не предлагала профессиональным скрипачам играть на фабриках. Потому и закончила этот текст так, как закончила: предупреждением, что не надо скупать продукцию ближайшей мебельной фабрики, и что я ничего не имею против хороших скрипок.
    Речь об общем принципе. Уверена, вы тоже видели немало таких скрипачей, чрезмерно зацикленных на струнах и прочем и объясняющих себе, что они играли бы лучше, если б у них в руках был Страд.
    Это — крайность. А играть специально на фабрике или на совсем плохом инструменте — это другая крайность. Обе крайности отводят от музыки.
    Так же как профессиональному фотографу не стоит всерьез переходить на съемку камерой мобильного телефона, но и тратить все время на сравнение достоинств разных моделей крутой техники тоже не стоит.
    Просто здравый смысл=)

  3. Согласен с автором, и на фабричке можно сыграть и розу лета, и вечное движение Паганини в темпе 300 bpm)) Хороший инструмент — он такой хороший)), но платить по $30000 за дерево — это, извините, уже кощунство. Имхо, те кто играл (да и сейчас играет)на Гварнери вообще не достойны даже прикасаться к ней.
    В первом концерте поголовно играются не те длительности и не в том темпе, как написано — и после этого говорят — что то плохая у меня скрипка, да и паркет уже не тот))))

  4. Скрипач

    Я играл на нескольких скрипках и хочу сказать, что к фабрике отношение отрицательное, ее звук раздражает как меня, так и людей. А как можно сыграть что-то красивое отвратительным звуком? Красивый звук можно извлечь только из хорошей скрипки. Не зря скрипачи ищут как улучшить свои скрипки, так как занятия дома тоже раздражают когда не берутся флажолеты и басок звучит без баска. Сейчас я нашел то, что искал, скрипке 1 год, но еще год она будет расти. Ее сделал современный мастер, но почему-то когда пробую играть на старинных инструментах, моя мне нравится больше в звуковом отношении.
    На счет не иметь Амати — это спорный вопрос..
    не заработал бы свои 50000$, если бы с детства учился на фабрике. Был бы просто виртуозом, но не таким музыкантом.Скрипка воспитывает музыкальный вкус; этот парень уже воспитан, хотя ему 16 лет.
    Считаю, что термин Т. подходит к фото, но не к скрипке.

  5. Добавила вводку к статье, во избежание путаницы.

    Скрипач, очень рада за вас, что вы нашли СВОЮ скрипку. Считаю, что скрипка должна быть не просто хорошей, она должна еще подходить данному конкретному человеку. Даже самый что ни на есть старинный итальянец не принесет радости, если это не твое. Знаю это не понаслышке: у меня была когда-то возможность купить Альбани, но я с тем инструментом сразу почувствовала несовместимость. Свою скрипку (хотя она не такая старая и это не итальянец) я на него бы ни за что не променяла.
    Немного смутили ваши слова о не берущихся на плохой скрипке флажолетах (пока с таким не сталкивалась).
    Насчет видео: попробовала послушать, но возникло странное ощущение. Да, звук хороший, игра действительно зрелая не по возрасту, но, во-первых, изображение что-то уж очень сильно не совпадает с аудио (или это только у меня ролик так тормозит?). А во-вторых, этот красивый звук мне кажется бессодержательным. Стало неинтересно уже на второй минуте. Собственно, как раз это я имела в виду, когда писала, что некоторые восхитительные скрипки порой не оставляют простора для индивидуального звука.

  6. Как ваш бедный сродственник,я вабче гетарист=) отмечаю великую схожесть наших-как оказывается общих траблем и недостатков..к коим, помимо поисков «своего» инстр-та и упорного высекания из него «своего» звука, смело можно причислить крайний индивидуализм суждений и ломание копий(с

  7. Скрипка у меня самая простая. Мне подарили струны. Но учитель была недовольна, сказала, что я не смею, потому что ученик. И звук не изменился. Но потом мне снова подарили струны, ну и канифоль к ним, пирастро. Я конечно сомневалась. Звук изменился, можно хоть целый день по пустым струнам водить, радости предела нет, и не только я так считаю. Но после этого видео что-то задумалась..

  8. Нет, желание играть на струнах, которые прилично звучат, и канифолью, которая прилично звучит, самое что ни на есть здоровое. Главное, чтобы это не превращалось в манию.
    (Очень не понравилась фраза вашего учителя «не сметь, потому что ученик», но это в скобках).

  9. Виктория

    Когда моему сыну было 6 лет, и он первый раз взял в руки предложенную ему педагогом скрипку, провел неумело смычком и заявил, что не хочет играть на бревне. Скрипка была дешевая фабричная. Попросил купить другую. Педагог согласилась и достала нам отличную старенькую немецкую восьмушку, на которой он не очень умело упражнялся два года. Но даже фальшивить хотел на хорошей скрипке))).

  10. Григорий

    Очень интересное обсуждение =)Позволю себе муз анекдот в тему крайностей,»В общем идёт репетиция и дирижёр постоянно останавливает оркестр и НЕ отрывая взгляда от партитуры делает замечание третьей валторне, мол повнимательней пожалуйста там си-бемоль в шестом такте,через несколько таких остановок один из музыкантов НЕ выдерживает встаёт и говорит:»Товарищ дирижёр третей валторны сегодня нет,НО КОГДА ОН БУДЕТ С…КА МЫ ЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖЕМ ЧТО ТАМ СИ-БЕМОЛЬ В ШЕСТОМ ТАКТЕ!!!»

Добавить комментарий для lurky Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *