Перейти к содержимому

Скрипичная азбука — спиккато

скрипичная азбука

О штрихе спиккато (spiccato)
в Музыкальной энциклопедии

 

Spiccato (спиккато, итал., от spiccare – отрывать, отделять, сокр. – spicc.) – штрих, применяющийся при игре на струнных смычковых инструментах. Относится к группе «прыгающих» штрихов. При S. звук извлекается броском смычка на струну с небольшого расстояния; т.к. смычок сразу отскакивает от струны, звук получается коротким, отрывистым. От S. следует отличать смычковый штрих sautillé (сотийе, франц., от sautiller – припрыгивать, подпрыгивать), также относящийся к группе «прыгающих» штрихов. Этот штрих выполняется быстрыми и мелкими движениями смычка, лежащего на струне и лишь слегка отскакивающего вследствие эластичности и пружинящих свойств трости смычка. В отличие от S., применяемого в любом темпе и при любой силе звучания, sautillé возможно только в быстром темпе и при небольшой силе звучания (pp-mf); кроме того, если S. может выполняться любой частью смычка (средней, нижней, а также у колодки), то sautillé получается только в одной точке смычка, вблизи его середины. Штрих sautillé возникает из штриха détaché при игре piano, в быстром темпе и небольшим отрезком смычка; при crescendo и замедлении темпа (при этом используемый отрезок смычка расширяется) штрих sautillé естественно переходит в détaché.

Л.С. Гинзбург

/Музыкальная энциклопедия: Москва, изд-во «Советская энциклопедия», 1981. Т. 5, стр. 236/.

 

Скрипичная азбука: вернуться к оглавлению…

 

4 комментария для “Скрипичная азбука — спиккато”

    1. по видимому, за этот штрих отвечает мышца с внешней стороны предплечья ближе к кисти. очень важно, чтобы левая рука не отставала. переходы со струны на струну должны происходить не задумываясь. надо спокойно отрабатывать. посмотрите, что делает ваш указательный палец. и, последнее, достаточно ли вы чувствуете колодку, и не слишком ли низко ваш локоть?

    2. попробуйте позаниматься, как выражалась ассистентка моего профессора, штрихом «мазато») добиваясь текучести и эластичности начиная со спины. с ощущением полной свободы в суставах, как шарик в рулетке. а потом просто редуцировать движение с нарастанием темпа. и смычок сам начнет отскакивать. Риччи говорил-как самолёт, который набрал скорость, и взлетает. и да, левая рука не отстаёт, переходы со струны на струну тем же «мазато». и не форсировать. и спрячьте метроном)

    3. …иногда может помочь наклонить скрипку. попробуйте без моста. можно поиграсть «хлестким» ощущением. заниматься спиккато-потерянное время. это другой штрих. постарайтесь прояснить ваши ощущения с весом колодки. успехов…и удачи. регулярные
      спокойные занятия всегда приносят результат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *