Перейти к содержимому

Скрипичный аппарат

Скрипка | Скрипичная азбука

Скрипичный аппарат

Под этим таинственным словосочетанием имеется в виду вовсе не какой-нибудь загадочный ржавый, страшный и таинственный агрегат вроде Гравицапы из фильма «Кин-дза-дза», купленный на черном рынке за страшные деньги и хранящийся дома у каждого приличного скрипача. Не научная фантастика какая-нибудь, не машина времени или вечный двигатель.

Аппарат этот и есть сам скрипач, а точнее его части, «настроенные» или «перенастроенные» таким образом, чтобы было ловко играть на скрипке.

Что за части такие? Собственно говоря, те же, что и у каждого человека. Смотрите в словарях:

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

(…) Анатомо-физиологическая система. (…) За счет ее работы осуществляется построение и осуществление движения. Состоит из скелета, мышц, сухожилий, нервных центров и проводящих (афферентных и эфферентных) путей.

/ Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 /

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

(англ. motor system) — система мышц, сухожилий, связанных с ними нервных центров и проводящих (афферентных и эфферентных) путей (активная часть), а также подвижные звенья скелета (пассивная часть). У человека и животных пассивная часть Д. а. состоит из большого числа сочлененных звеньев, образующих кинематические цепи со многими степенями свободы. Активная часть Д. а. представляет собой сложную систему нервно-мышечных образований, в которой все элементы многократно связаны друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали и образуют гетерогенную морфологическую структуру. Изменение состояния Д. а. достигается путем соответствующей иннервации мышц (активное движение) или под влиянием внешних воздействий (пассивное движение). (А. И. Назаров.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

отсюда 

Вот что-то из этой серии — и есть наш «аппарат». Только наш еще посложней, и его надо еще заполучить.

А достается он и правда дорого, но платят за него не деньгами, а большим количеством времени, терпения, потраченными физическими и моральными силами. (См. Где и как учатся игре на скрипке).

В процессе игры — за много, много «человеко-часов», и конечно же не без прямого участия педагога — само тело исполнителя* приспосабливается к задаче и формируется исполнительский аппарат: сложная и тонкая система.

Происходит это не только у скрипачей. Пианисты, духовики, ударники — каждый из них тоже вырабатывает, формирует** собственный исполнительский аппарат. Есть свой — вокальный (голосовой) аппарат — у певцов.

Хотя про «аппарат» и пишут словари, что это анатомо-физиологическая система, одной физиологией дело не ограничивается. Мышцы, связки и кости — это хорошо, но все-таки приводит их в движение, конечно, ум.

Тут надо сказать, что у ученых —  филологов, философов, математиков — тоже есть свой (научный) аппарат. Считается, что им тоже еще нужно овладеть, проводя в научных занятиях долгие часы.

Но если ученые могут это сделать практически в любой период жизни, то музыканты ограничены во времени: надо успеть «поймать» верные ощущения уже в самом раннем детстве, пока подвижны и восприимчивы, как пластилин, мышцы, связки, суставы и мысли.

См. тж.: Где и как учатся скрипке

Виртуозная музыка

Просто здорово

 Прим.:

* Не люблю слово «исполнитель», но в данном случае оно уместно.

**Часто говорят про «становление» или «постановку» аппарата. Наверное, последний вариант («постановка») менее удачен, ведь имеется в виду  не нечто статичное, а подвижная система. «Аппарат» не стоит, а работает. См.: постановка рук.

16 комментариев для “Скрипичный аппарат”

  1. Анна, скажите, а есть какие-нибудь исследования о связи возраста, в котором начинают заниматься музыкой, и результатом? Особенно интересует, есть ли данные о верхнем пороге возраста.

  2. Игорь, насчет исследований прямо так сразу сказать не могу, но обычно (если про исполнителей-скрипачей) чем раньше, тем лучше.

  3. Дело в том, что «обычно» ученым начинать тоже лучше раньше. Но я не уверен, что это связано напрямую с возрастом. Может, просто у детей больше времени?

  4. Не думаю, что дело лишь во времени. Дело в пластичности (спортом тоже начинают заниматься профессионально — если речь о «спорте высоких достижений» — очень рано, еще до школы).

  5. Кстати, сегодня все больше людей начинают заниматься музыкой не в детстве. Обычные рекомендации в таких случаях — никогда не поздно, если для себя. Но если профессионально — то надо начинать еще в нежном возрасте.
    Вот, кстати, мне всегда было интересно заглянуть в балет (в том числе и с этой точки зрения). Оставлю сейчас здесь ссылку, надо будет мне потом прочесть. http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?t=516&postdays=0&postorder=asc&start=0

  6. Кстати, про ученых (про «лучше тоже раньше»)- может, дело в том, что нужна пластичность мышления?) некоторые люди закосневают, после этого действительно вряд ли начнешь чем-то заниматься..

  7. Да, если разговор о спорте высоких достижений, то тогда я понимаю, о чем речь.
    Про ученых не уверен, в чем дело, но думаю, что одна из сложностей — освоение языка. Например, в математике и физике язык формул очень абстрактен, и чтобы его чувствовать, нужно много лет его применять. Ну как и любой другой язык, чтобы не только читать со словарем, а плавать в нем как рыба в воде. (Кстати знаменитый японист Вадим Смоленский называл эту степень владения языком и физикой Моцартианской :))

  8. Кстати язык в музыке, нотная грамота, тоже жуткое дело! В этом смысле я понимаю, какие огромные преимущества у тех, кто ноты освоил раньше, чем мог понять, насколько это тяжело 🙂 Смотреть на лист бумаги, исписанный подозрительными закорючками, и слышать при этом музыку — ничуть не менее удивительно, чем смотреть на формулы и видеть при этом бегущую электромагнитную волну.

  9. Про язык согласна (спасибо за упоминание «моцартианства», очень интересно)
    Поймала себя на мысли, что «вошла» обратно в музыку за последний месяц до такой степени, что идея о муз. языке как чем-то сложном для меня теперь свежа и необычна! Вот одна из сложностей балансирования между (условно говоря) музыкой и журналистикой/литературой: нет-нет да и теряется взгляд «снаружи», полностью замещается взглядом «изнутри». А нужно сохранять оба)
    Я вот тут недавно сфотографировала скрипку, какой ее ежедневно вижу во время занятий. Так не все смогли инструмент с такого ракурса узнать, что меня, в свою очередь, поставило в тупик!)

  10. Все-таки интересно это, с учеными, с балетными людьми… Согласна, нужно очень много времени, чтобы овладеть языком. И все-таки — ученые не обязаны заниматься математикой с ясельного возраста. Они вполне могут выбрать дальнейший путь в старших классах школы. А музыканты-исполнители, если не был положен фундамент в самом раннем возрасте — уже нет. А что с балетными? Кажется, они должны успеть начать до того, как сформируется тело. Но кажется, начинают позже музыкантов и спортсменов. Все-таки интересно это, надо будет тот балетный форум прочитать.
    А вообще… Ну, есть же книжка, кстати японская (автор — Масару Ибука), про то, что «после трех уже поздно». Я так понимаю, там речь о том, что вообще способности к познанию, то, как человек дальше будет мыслить и пр., формируются очень, очень рано. Может, тут речь о просто мыслительном «аппарате» — потом его «работу» можно применить к чему угодно. В этом смысле ученые тоже формируются в ясельном возрасте.

  11. А! Вот сейчас перелистала эту книжку (она у меня под рукой — ее издала «Альпина»), наткнулась на благополучно забытую главу «Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания». Автор ратует за раннее начало игры на скрипке — просто для формирования мышления. Чтобы потом применить это к чему угодно. Тоже «аппарат»…

  12. А вот еще — «Игра на скрипке развивает черты лидера»… Хм. Надо бы перечитать это всё.

  13. Ну насчет «х развивает y», был же знаменитый эксперимент Ямпольского, когда он решил учить учеников только тому, что у них получается лучше всего, а не «закрывать дыры», и сразу дело пошло. Гюрджиев тоже говорил, что «если человек что-то умеет делать хорошо, все равно что: сделать сапоги или сварить кофе, то с ним уже можно иметь дело». Туда же Ломоносов насчет того, что математику изучать стоит уже только за то, что она ум в порядок приводит. Я так понимаю, что если человек хорошо умеет что-то одно, у него уже появляется свой критерий по поводу того, что значит «хорошо», что значит «умею», «понимаю», и дальше он может применить это к чему угодно дальше.

  14. Да-да! Согласна полностью! Думаю, отсюда же знаменитое «талантливый человек талантлив во всем».
    Кстати, а что именно за эксперимент? я, оказывается, его не знаю… (или забыла — у меня в посл время такое случается))
    Хотя принцип мне хорошо знаком (и не только в скрипке: в менеджменте тоже есть такое направление — развивать сильные качества, а не слабые. Мой муж тут вспоминает книгу «Сначала надо нарушить все правила» проф. Бакингема из Института Гэллапа).
    У нас скрипичные педагоги некоторые действительно занимаются тем, что исступленно закрывают дыры, это бывает печально, где-то я уже писала об этом…

  15. Эксперимент, возможно, описан в одной из книг Григорьева, а может я это от него слышал вживую: у Ямпольского сначала несколько лет не получалось выпустить ни одного действительно выдающегося ученика, и он тогда решил вот такой эксперимент провести. У кого лучше идет техника, с теми занимался техникой, у кого образная интерпретация, с теми интерпретацией, итд.
    Может, эксеримент и не знаменитый, я просто решил, что раз я сам не скрипач, но о нем слышал, то уж среди скрипачей должен быть известен.

  16. Игорь, это очень интересно!!
    А я и вправду многое сейчас забываю и что-то открываю заново! Да и вообще не знаю всего, что есть. У Григорьева этого не помню. Спасибо большое за то, что рассказали!

Добавить комментарий для annablagaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *