Перейти к содержимому

Позиция (из статьи в Музыкальной энциклопедии)

Скрипка | Скрипичная азбука

Приложение к статье про скрипичные позиции 
фрагмент из Музыкальной Энциклопедии
(М., 1978, изд. «Советская энциклопедия», т. 4, с. 325)

Позиция —

(от лат. positio — положение) — положение руки и пальцев исполнителя при игре на муз. инструменте по отношению к грифу струнного или клавиатуре клавишного инструмента. 1) При игре на скрипке П. — положение левой руки на грифе, определяющееся соотношением и взаимодействием первого и большого пальцев и позволяющее исполнить заданную последоватеьность звуков без смещеня руки. Местоположение П. определяется расстоянием от поставленного на струне первого пальца до порожка. 1-й П. называется такое положение руки и первого пальца по отношению кпорожку, при котором на струне e извлекается звук f1. Гриф скрипки принято делить на П. в зависимости от изменения расстояния между первым пальцем и порожком и сответствующего изменения положения большого пальца при последоательном передвижении руки вверх вдоль шейки. В 1738 француз М. Коррет в своей «Школе Орфея» ввел деление грифа скрипки на 7 позиций. В основу этого деления он положил разграничение грифа по тонам и полутонам; каждая П. на одной струне обнимает диапазон кварты.

Это деление, к-рого придерживались представителифранц. скрипичной школы, впоследствии стало общепринятым (с развитием виртуозной техники количество П. увеличилось). Деление грифа скрипки  на П. является рациональным вспомогательным средством, к-рое в процессе начального обучения помогает учащемуся овладеть грифом. Представление о П. позволяет скрипачу мысленно распределить движения пальцев по соответствующим участкам грифа и способствует развитию ощущения растояний. Для приобретшего осн. технич. навыки скрипача принадлежность звуков к той или иной П. уже не имеет существ. значения и порой превращается в тормоз, сковывающий свободу ориентировки на грифе. Фактич. положение левой руки скрипача в процессе исполнения нередко находится в противоречии  с общепринятым порядковым обозначением П. Это вносит ненужную путаницу и является источником серьезных погрешностей при выбор аппликатуры. В современной практике игры на скрике используются разл. виды расположения пальцев на грифе, энгармонич. замена звуков, одновременная игра в смежных П. В таких случаях бывает невозможно определить, в какой именно П. находится рука с точки зрения общепринятой позиционной системы. Исходя из этого, П. следует рассматривать лишь как временную отправную точку опоры для движений пальцнв, меняющуюся каждый раз в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретным муз.-исполнительским замыслом.

(…)

Лит: Ямпольский И., Основы скрипичной аппликатуры, М., 1933, перераб. и доп. изд., 1955 (гл. 5. Позиция) (…)

1 комментарий для “Позиция (из статьи в Музыкальной энциклопедии)”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *