Перейти к содержимому

Скордатура

Скрипичная азбука

Скордатура

Как все знают, обычно на скрипке всего четыре струны — Соль (G), Ре (D), Ля (A) и Ми (E). А это значит, что любая мелодия, даже самая прекрасная, должна вписываться в возможности скрипки. Мы не можем играть ниже, чем позволяет наша открытая струна Соль, или выше, чем самые высокие ноты на струне Ми.

Хотя нет… можем.

Скрипачи-изобретатели, решившие подарить скрипке совсем уж невероятные возможности, еще давным-давно придумали хитрый прием — так называемую скордатуру. Это когда  скрипач перестраивает одну или несколько струн. Так вместо, например, Соль получается еще более низкая струна — Фа. И возможностей играть на баске становится еще больше. И т.д.

В те старинные эпохи, когда все человечество играло еще на барочных скрипках, скордатура помогала изменить на время звучание инструмента — перестроенная скрипка звучала по-другому, более ярко.

«Звук таких скрипок был более слабым, чем теперь, при измененных шейке, пружине и подставке [речь о барочных скрипках — «с более короткой шейкой и утолщенной подставкой, что обуславливало гораздо меньший нажим струн на деку, чем на современных скрипках» — А.Б.],  но более своеобразным из-за сильного резонирования верхних обертонов. Скордатура на таких скрипках приобретала совершенно иной характер, обеспечивая яркость звучности на открытых струнах определенного звукоряда и более сильного резонирования необходимых обертонов. На современных скрипках этот эффект совершенно теряется». (История скрипичного искусства. Л.Гинзбург, В.Григорьев. Вып.1)

(См. также: норвежская народная скрипка хардингфеле)

Подробнее — в статье про скордатуру из Муз. энциклопедии:

 

/ статья из Музыкальной энциклопедии /

 

СКОРДАТУРА (итал. scordatura, от scordare — расстраивать муз. инструмент, в противоположность accordare — настраивать; нем. Verstimmung, Umstimmung) — временная перестройка струнных муз. инструментов (настройка их струн, отличающаяся от обычной). С. позволяет исполнять нек-рые двойные ноты, аккорды и натуральные флажолеты, неисполнимые при обычном строе, и облегчает исполнение других. С. применяется и для расширения диапазона инструмента, а также для изменения его тембра и силы звучания. Перестройке может подвергаться одна или несколько струн. С. может выдерживаться на протяжении всего произв. (в этом случае строй инструмента обозначается в начале пьесы в виде аккорда или буквенным способом) или использоваться в отд. его эпизодах. Различают С, при к-рой автор ограничивается указанием на строй инструмента (в этом случае требуется особое иск-во исполнителя), и С. транспонированную, когда автор записывает пьесу в транспонированном, в соответствии со строем инструмента виде.

Впервые С. была использована в нач. 16 в. на лютне (обычно понижение ниж. струн на тон; отсюда итал. «bordone descordato», «а corde avalee», «а corde revalee», нем. «Abzug»), затем — на гитаре и на виолах. Ранний образец С. содержится в пьесе Pavana alla ferrarese in scordatura из лютневой табулатуры Дж. С. Дальца (Венеция, 1508). Вид С. обычно определяется тональностью пьесы. Напр., строй гитары е, a, d1, g1, h1, е2 при исполнении пьесы в E-dur видоизменялся на е, h, е1, gis1, h1, е2. С. на виолах встречается в соч. С. Ганасси (1543). Нередко изменялся строй надгрифных и резонирующих струн виоль д’амур, к-рые обычно настраивались по ступеням D-dur и d-moll. Примеры С. встречаются в сочинениях для виоль д’амур А. Вивальди, А. Ариости, К. Стамица. В музыке для гитары С. применяли композиторы последующих столетий, напр. Ф. Таррега, М. де Фалья, X. Турина.

Особенное распространение С. получила в скрипичной музыке. Впервые в ней к этому приёму обратился Б. Марини в сонате ор. 8 № 2 (Sonata seconda per il Violino d’Inventione, 1626, строй g, d1, a1, c2), Г. И. Ф. Бибер использовал разл. виды С. (напр., строи а, е1, а1, e2 и g, g1, d1, d2) почти во всех скрипичных сонатах из сб. «15 Mysterien aus dem Leben Mariae (1675), в двух из восьми сонат др. сборника (1681) и в шести из семи ансамблевых сюит «Harmonia artificiosa-ariosa diversi mode accordatа» (1712). В 17 в.

скордатура - Бибер

к С. обращались также И. П. Вестхоф, И. Я. Вальтер, Т. Бальцар и др. Примеры С. 18 в.— у Вивальди (концерты ор. 9 № 6 — а, е1, а1, е2 и № 12 — h, d1, a1, d2), Дж. Тартини (а, е1, а1, е2), П. Нардини (Sonata enigmatica — с1, f1, а1, е2), А. Лолли (d, d1, а1, е2), а также у П. Каструччи, И. Г. Пизенделя и др. скрипачей. Интересна С. в Sonate notturne для скрипки с сопровождением альта Б. Кампаньоли, предписывающая настройку скрипки a, d1, fis1, cis 2 для имитации тембра виоль д’амур. В менуэте (F-dur) из симфонии Й. Гайдна № 67 ниж. струна вто¬рых скрипок опускается на тон.

В 19 в. скрипичные С. встречаются в произв. Н. Паганини, Й. Славика, Г. В. Эрнста, П. М. Ф. Байо, Ж. Ф. Мазаса, Ш. Берио, Ф. Ю. Прюма и др. Л. Шпор использует С. в пьесах для скрипки и арфы. Особого эффекта достигает с помощью скордатуры Байо в одном из своих этюдов из «L’art du violon» (1834), когда во время игры поворотом колка настройка струны g понижается по полутонам до d. Перестройка струны е2 на es2 предписывается К. Сен-Сансом в партии солирующей скрипки в его симфонической поэме «Пляска смерти».

В 20 в. перестройку скрипичной струны g на f применил Э. Изаи в «Элегической поэме». В финале «Контрастов» Бартока скрипка настраивается на gis, dl, a1, es2 (два тритона). В «Болгарской рапсодии» Владигерова скрипач во время игры постепенно понижает настройку ниж. струны с g на f, затем на е и снова повышает её (через fis) до g. В скрипичной транскрип-

скордатура - Барток, Изаи, Владигеров

ции Й. Сигети виолончельной пьесы «Песнь странствующего рыцаря» Гнесина настройка ниж. струны понижается на полтона. Тот же вид С.— в симф. поэме «Жизнь героя» Р. Штрауса. К редкому виду скрипичной С. (перестройка верх. струны на тон вниз) прибегает в сюите «Жар-птица» И. Ф. Стравинский, что даёт возможность первой скрипке исполнить глиссандо красочный пассаж, состоящий из натуральных флажолетов в D-dur.

Скрипичная С. применяется и в произв. сов. композиторов, напр. в пьесе для двух скрипок «Moz-Art» Шнитке (во время игры настройка струны g 2-й скрипки поступенно понижается до des; при этом на звуке es поворотами колка исполняется трель), в финале скрипичной сонаты С. М. Слонимского (струна g пере¬страивается на fis) и в финале («Пляска с бубном») его же «Экзотической сюиты» для двух скрипок, двух электрогитар, саксофона и ударных (настройка струны g 2-й скрипки понижается до е).

Лишь условно можно назвать С. повышение настройки всех струн скрипки на полтона или на тон для достижения большей яркости и силы звучания в то время, когда камертон был значительно ниже современного, а струны жильными. Такую перестройку мы встречаем в 1-м концерте Н. Паганини. То же относится и к перестройке струны g на b в вариациях на одной струне Паганини на тему из оперы «Моисей» Россини и к повышению струны g на h в вариациях (также на одной струне) Славика на тему из оперы «Пират» Беллини. На тон повышает настройку всех струн солирующей скрипки Г. Малер в скерцо 4-й симфонии.

Перестройку альта на полтона вверх ради увеличения интенсивности звучания применяет В. А. Моцарт в Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром (K.-V. 364). В партии солирующего альта из симф. поэмы «Дон Кихот» Р. Штрауса (в 3-й вариации) настройка ниж. струны альта понижается на полтона. Тот же приём использует Ф. С. Дружинин в альтовой транскрипции фп. пьесы «Вечер в горах» Грига.

Классич. образец виолончельной С. содержится в 5-й сюите для виолончели соло И. С. Баха, где настройка струны а понижается на тон; при исполнении

скордатура - И.С.Бах

соч. на виолончели с обычным строем приходится изменять нек-рые аккорды. Чаще всего встречается перестройка струны С. на полтона вниз, напр. в ноктюрне ор. 41 № 3 Давыдова, в Элегическом концерте Юрьяна, в последней из 6 пьес для струн. квартета и арфы Леденёва. В Andante cantabile из фп. квартета ор. 47 Шумана струна С перестраивается на тон вниз. Ниж. струна опускается на тон также в финале струн. квартета ор. 10 Хиндемита. Две ниж. струны перестраиваются на полтона вниз в сонате для виолончели соло Кодая. В пьесе для виолончели соло «Nomos

скордатура - Кодай

alpha» Ксенакиса настройка струны С. в трёх местах понижается на октаву, а в одном — на уменьшенную терцию.

С. на контрабасе применяется ради расширения диапазона инструмента путём понижения настройки ниж. струны, напр. в симфониях Бетховена (при игре на четырёхструнном контрабасе), в операх «Тристан и Изольда» и «Золото Рейна» Вагнера, в III части «Немецкого реквиема» Брамса, в 5-й симфонии и «Раймонде» Глазунова, 1-й симфонии Щедрина. Редкий случай понижения (на .полтона) настройки верхней струны солирующего контрабаса встречается в опере-балете «Млада» Римского-Корсакова. Не менее редкой является перестройка средних струн контрабаса во время исполнения IV (А на As) и XV (D на Е) прелюдий из 2-й симфонии Щедрина.

Лит.: Moser A., Die Violin-Scordatur, «AfMw», 1918/19, Jahrg. 1, S. 573 ff; Laurencie L. de la, L’ecole francaise de violon, de Lully a Viotti, t. 1—3, P., 1922—24; Lesser E., Zur Scordatura der Streichinstrumente, «Acta musicologica», 1932, v. 4, Ns 3—4; Russell Th., The violin scordatura, «MQ», 1938, v. 24, № 1. Л. С. Гинзбург.

/ Музыкальная энциклопедия, с. 54-57, т. 5, М., изд-во «Советская энциклопедия», 1981 /

Вернуться в Азбуку

1 комментарий для “Скордатура”

Добавить комментарий для жека Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *