Перейти к содержимому

Паспорт для скрипки

Скрипка | Скрипичная азбука

Паспорт для скрипки

Без него из России за границу не пустят. Даже на гастроли. Точнее, пустят, но… без скрипки.

Заниматься оформлением скрипичного паспорта, как и обычного человеческого, надо заблаговременно. В Москве следует вначале обратиться в Музей Глинки, там проведут экспертизу, подготовят документы  и сфотографируют инструмент для паспорта. Затем придется отправиться в Росохранкультуры РФ. Там вы и получите паспорт для скрипки.

Кстати, паспорт придется сделать и для смычка (!)

См. тж.:

UPD Паспорт на скрипку надо делать в любом случае, даже если это самая дешевая китайская «фабрика», только что купленная за копейки. Так мне сказали 05/11/2014 по телефону экспертизы Музея Глинки (см. подробнее в моем комменте). Но обращаю внимание читателей сайта на то, что время будет идти дальше, и лучше всего всегда самостоятельно звонить в Музей, если возникают какие-либо вопросы. Тем более что правила могут однажды и поменяться, и отслеживать этот процесс у меня нет возможности.

42 комментария для “Паспорт для скрипки”

  1. Екатерина

    Издевательство! Зачем для скрипки(!) — ПАСПОРТ! Просто, абсурд! Хе-хе! Правда, для кошек и собак, оказывается, тоже паспорт нужен.

  2. Вот примерно такие мысли и рождаются в головах скрипачей, бредущих в Росохранкультуры каким-нибудь хмурым морозным российским утром. (И у меня так было…)

    Хотя чиновников тоже понять можно. Среди массы скрипок нет-нет да и попадутся хорошие скрипки, среди массы хороших скрипок — совсем хорошие, а там и недалеко и до скрипок, представляющих огого какую культурную ценность. Ни одна дама в погонах в аэропорту Шереметьево-2 не просечет, что за инструмент ты пытаешься вывезти за границу. А если Страдивари? Вот поэтому и оформляют все эти бумажки…

  3. Здравствуйте, Анна! Прекрасный сайт 🙂 Много новой и очень интересной информации, спасибо!
    У меня вопрос — а паспорт нужен только для скрипки (или для других инструментов тоже, например, для мандолины?). И сколько лет действует такой паспорт, он «пожизненный» или в каждую поездку нужно заново все оформлять? (о, ужас!)

  4. Про мандолину, честно говоря, не знаю (но думаю, что теоретически тоже может быть, так что лучше всего позвонить уточнить в Музее Глинки, что и как (их телефон есть на сайте музея, см. ссылку выше в статье).
    Паспорт оформляется один раз, к счастью, не для каждой отдельной поездки, а то это можно было бы просто взвыть 🙂

  5. Хотя я допускаю, что если в «морде лица» скрипки произошли за то время, пока человек ею владеет, какие-то катастрофические изменения, то, может быть, ее придется и переснять и снова делать паспорт… Но пока я таких историй не слышала.

    А еще — чисто теоретически — правила могут и меняться, наверное, так что лучше всего, если возникают какие-то сомнения, узнавать все заранее в Музее, а не на границе…

  6. В 1986 году по подложным этикетам массово вывозились антикварные скрипки. Руководителем контрабандистов был признан преподаватель МГК Сергей Дьяченко. Видимо, до тех пор для вывоза инструментов надо было предъявить справку, выдаваемую на довольно низком уровне — точно не знаю. Через полгода был введён новый закон (приказ Минкульта), по которому каждый смычковый инструмент, пересекающий границу, должен иметь паспорт, выдаваемый в строго определённых ведомствах, содержащий фотографии, размеры и т.п. Так что благодарите господина Дьяченко. Впрочем, он уже умер. Повесился, будучи пойманным на очередной афере.

  7. Да. Грустная история. Как писали после его самоубийства в одной из итальянских газет, теперь концы в воду — настоящее расследование будет невозможным.
    Действительно, всё ли мы знаем и можно ли винить в столь масштабных деяниях одного человека (и кстати, была ли доказана его вина в 1986-м? Если да, то почему он потом жил в собственном доме в Италии, а не сидел в советской тюрьме? Или сидел?)?
    К тому же и действия тех, кому он, живя в Италии, потом продавал скрипки, иначе как странными не назовешь. Обычно вообще-то перед тем как покупать скрипку за сотни тысяч долларов, ее несут показывать какому-нибудь незаинтересованному эксперту с незапятнанной репутацией. И только потом (!) покупают. А тут — тебе продающая сторона сказала, что Гваданини, а ты сразу и поверил и несешь все деньги, которые у тебя есть… Странно.
    В общем, есть многое на свете, друг Горацио…

  8. Таки да, сидел. Потом был «на химии». Я его знал по Институту Гнесиных, где он одно время преподавал. Так вот, была даже телепередача, в которой он казенными словами, явно для него сочиненными, каялся в содеянном.
    Когда он отсидел, при первой же возможности уехал в Италию, где пользовался заслуженным авторитетом как преподаватель и эксперт. Но, как теперь видим, гнилая сущность все-таки вылезла.
    И все-таки мне его жаль. Мир праху его.

  9. В Музее им. Глинки, мне кажется, просто срубают деньгу за снимки. Ничего там нет особенного: два источника ровного света, чтобы не было теней, нейтральный фон, да примитивное устройство из обычного спиннинга, чтобы инструмент мог стоять вертикально. Размеры снимков — 13х18. Так что любой мало-мальски грамотный фотограф вполне в состоянии сделать удовлетворительное фото. Во всяком случае, в свое время (17 лет назад) я так и сделал.

  10. Насчет фотографии — ну, в принципе, наверное вы правы. Тем более — раз у вас получилось!
    Мы пробовали когда-то с мамой принести свое фото скрипки (это было лет 20 уже, наверное, тому назад), но оно не прошло. Правда, за качество того фото я не ручаюсь — наверное действительно можно было бы снять и в домашних условиях получше.
    А сегодня сделать качественную фотографию самому еще проще, так что, наверное, можно попробовать…

  11. Дмитрий

    интересно, паспорт нужен для любой скрипки, в т.ч. московской мебельной фабрики, или китайской (Brahner, например), или электроскрипки?))

    1. Про электроскрипки)) — не думаю, чтоб на них был нужен паспорт)), по крайней мере пока они не стали антиквариатом (другой вопрос, не примет ли тетенька на границе сей девайс с проводами за бомбу??)

      А про московскую мебельную или китайскую… Точно сказать не могу, но я слышала, что, купив такую скрипку в муз. магазине, вроде бы можно взять справку или какую-то др. бумагу о том, что сей инструмент куплен там-то и там-то, тогда-то и тогда-то, и представляет собой то-то и то-то… (Может быть, такое оформляют не во всех магазинах). Но в любом случае, насколько понимаю, это на первое время, потом придется все равно делать паспорт. (Опять же, откуда тетенька в погонах знает, что вы не похитили Страдивариуса и не наклеили на него этикет Московской мебельной?.. Она же ни в жизни не разберется!).
      А вообще, лучше просто не брать с собой такую скрипку за границу, тогда и с паспортом мучиться не придется. Ученик ДМШ или взрослый начинающий любитель вполне может сделать перерыв в занятиях на время турпоездки, будет только лучше)

  12. Здравствуйте?
    На сайте музея им. Глинки обозначено, что оценкой инструментов, которые собираются продавать, они не занимаются.Где стоит оценивать инструмент в этом случае?

    С наилучшими пожеланиями

  13. Лада, я думаю, вам все-таки стоит задать этот вопрос сотрудникам музея по телефону. Лично я скрипок не продавала, а когда покупала, носила инструмент на экспертизу к независимым (не связанным с продавцом) скрипичным мастерам.

  14. Владимир

    Понять не могу, если Страдивари кто хочет вывезти,отдав при этом больше миллиона долларов,при чем тут музей Глинки? Мне кажется сертификата что она твоя должно быть достаточно! Твоя скрипка,твои деньги! Придумали тоже!

  15. алексей

    Анна,простите,листал переписку и немного завис от Вашего ответа Ладе.Зачем скрипичному мастеру обращаться за независимой экспертизой?Ну на покупку мастером скрипки есть масса объективных причин.Но ведь счастье художника-когда катины покупают.Как же Вы поступаете со своими работами?Я часто встречаю Ваши увлекательные статьи и понял что Вы мастер,лютьер.Анна,Вы производите скрипки? Весь процесс самостоятельно?Да и слово экспертиза подорозумевает,текст документа,печать,роспись.Я был бы очень признателен Вам,знать адрес, где в России так возможно.С уважением Алексей.

  16. Нет, Алексей, я не скрипичный мастер), я скрипачка и журналист (см. страницу «Кто я» ) Поэтому и отослала Ладу к тем, кто владеет информацией по данному вопросу.

  17. Катерина

    Добрый день! Скажите,пожалуйста,в Иркутской области где можно оформить паспорта на скрипку и смычок? Нигде не могу найти информацию

  18. Катерина, к сожалению не могу сказать. Раз вы не нашли информации в интернете и пр., то я бы на вашем месте позвонила все в тот же музей Глинки, туда, где делают экспертизу для скрипок — они должны знать, где филиалы (не по музейной, а вот по этой подготовительно-паспортной части) находятся в нашей стране (очень надеюсь, что они есть..)

  19. Здравствуйте. Если я покупаю скрипку в другой стране. Смогу ли я оформить там паспорт? Спасибо.

  20. Подскажите, пожалуйста, смогу ли я провезти без проблем через границу обычную китайскую скрипку, купленную в магазине. Стоимость ее 7тыс. рублей. Есть товарный чек из магазина.

  21. Ольга, если б я сразу знала ответы на все вопросы… Здравый смысл подсказывает, что это культурной ценностью не является и проблем быть не должно. Но вдруг? Люди на границе — они могут оказаться очень дотошные. У меня вот недавно изъяли банку с шампунем — в ней оказалось не 100 миллилитров, а 105. Я бы на Вашем месте на всякий случай перестраховалась бы и позвонила туда, где делают паспорта, т.е. в музей Глинки.

  22. Добрый день. Я неоднократно повозил через несколько таможен китайскую недорогую скрипку. Могу вас уверить, что вы неважного мнения о квалификации тамженников. Они досточно профессиональны. Скрипки производства после 1950 года можно провозить без ограничений. Это так называемый «новодел». Даже если она реально мастеровая. Ценность и как следствие на него ограничения представляет собой антиквариат. Здравый смысл позволяет увидеть возраст инструмента, а его ценность определяет эксперт. Который и оформляет паспорт. Для 100 процентной гарантии рекомендую поступить следующим образом :сделайте фото таким образом, как было указано выше в комментариях. Два источника света, бестеневой рисунок. Распечатайте и возьмите с собой. Можете не декларировать инструмент(хотя в первый раз я поступал именно так). Попросите поставить печать таможенника на фото. Это зафиксирует факт, что вы вывозите именно этот инструмент, что запечатлен на фото. На выезде также ставите печать и ввозите назад. Логика процедуры сродни временному ввозу автомобилей. Не важнастоимость. Важно то, что выезжает и въезжает один и тот же инструмент. Не бойтесь, берите в дорогу и радуйте музыкой других

  23. Борис, спасибо за коммент, личный опыт всегда ценен. И все-таки я остереглась бы давать готовые рецепты на все случаи перевоза всех скрипок. Поэтому это лишь страничка о том, что музыканты на свои скрипки оформляют паспорта, и здесь есть ссылка на Музей Глинки, где специализируются на этом вопросе и где знают актуальные на момент звонка законы и правила. Кстати, с момента создания этой странички ссылки обновились, сейчас поменяла (см. выше — UPD в конце страницы, до комментариев).
    Пока меняла ссылки, обратила внимание на то, что фабричные, массового производства инструменты тоже должны проходить экспертизу, причем про их возраст прямо не сказано. По кр. мере так говорится в «Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» — о «музыкальных инструментах фабричного (мануфактурного) и массового изготовления, в том числе народных музыкальных инструментов, не находящихся на государственном учете, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Т.е. если даже инструмент фабричный и понятно, что культурной ценности не представляет, все равно для нашей таможни надо иметь бумажку, в которой так и сказано. А для этого надо пройти экспертизу.
    Я не знаю, действует ли этот документ и сейчас (если кто-то может что-то по этому поводу сказать, пусть меня поправит). Но на сайте музея Глинки мы видим расценки на экспертизу советских фабричных скрипок и смычков — из чего также делаем вывод о том, что скрипка мебельной фабрики также должна быть предъявлена и ее владелец должен получить некий документ. Вот про современных фабричных китайцев, свежекупленных в магазине, ничего не могу сказать, это да. Всегда можно поискать инфу на форумах, где люди делятся опытом, например здесь: http://www.tks.ru/forum/archive/index.php/t-264374.html
    Но лучше всего — ИМХО — все равно звонить в Музей. (Я, кстати, попробовала сейчас это сделать — не дозвонилась; но думаю, каждый, кому надо решить вопрос со своей скрипкой, будет настойчивее меня).

    По поводу квалификации таможенников — ну, я представителей этой профессии в своих предыдущих комментариях обидеть не хотела) Но всякое бывает. Вон кому-то пришлось доказывать на границе, что обычные детские раскраски не представляют культурной ценности. А мне однажды еле разрешили взять с собой на гастроли ноты) Это были обычные ноты, напечатанные в советском издательстве. Всякое бывает. А скрипки — это не ноты и не раскраски, и таможенники тем более не являются экспертами по ним. Так что я бы всегда перестраховывалась.

  24. Борис, ну вот только что дозвонилась по телефону экспертизы Музея Глинки.
    Мне ответили так: документ надо оформлять НА ЛЮБУЮ СКРИПКУ, даже если у нее есть только одна верхняя дека. Я переспросила: то есть китайский новодел, только что купленный в магазине за копейки (причем и чек есть), тоже нужно нести на экспертизу? Мне сказали: ДА, ДА,ДА. АБСОЛЮТНО НА ЛЮБУЮ.

  25. У нас капиталистическое общество с некоторых пор)) и выдача паспортов для экспертной группы-желаемый объем работ, причем оплачиваемый. Музей то заинтересован в выдаче паспорта, а вот для таможни он не нужен. Найду ссылку и поделюсь.

  26. Борис, а, ну это может быть… Если найдете — обязательно поделитесь! Я открыта к новой информации. Действительно, бывает всякое.

  27. Мне вот всё-таки интересно, почему редчайший экземпляр-специальный серебряный нож для добывания мозга из костей, являющийся культурной ценностью африканских каннибалов- не является культурной ценностью РФ, а уже скрипка Страдивари
    (Амати или просто Мюллера 1910 г)кем-то когда-то по какому-то случаю или обстоятельствам(даже неделю назад?)ввезенная на территорию РФ, уже есть культурная ценность и собственность государства Российского?

  28. Паспорт изготовителя скрипки или смычка, подтверждающий аутентичность с фотографиями, описанием и датой изготовления полностью акцептирует таможня, как в России, так и в Украине. Въезд и выезд инструмента в таком случае безпроблемный . Требуйте такой документ при покупке инструмента.
    Таким образом Вы сэкономите свое время, силы и деньги.

  29. Подскажите, пропустят ли скрипку, если в паспорте указана другая фамилия владельца? Я живу в другой стране, хочу приобрести скрипку в России и попросить кого-то привезти мне. Не будет ли проблем из за расхождении фамилий владельца и того, кто собственно везет скрипку?

  30. Наталья

    Подскажите, пропустят ли скрипку, если в паспорте указана другая фамилия владельца? Я живу в другой стране, хочу приобрести скрипку в России и попросить кого-то привезти мне. Не будет ли проблем из за расхождении фамилий владельца и того, кто собственно везет скрипку?

  31. Здравствуйте, вы случайно не знаете кто делает паспорта для скрипки в Екатеринбурге?

  32. Альбина

    Здравствуйте,вы случайно не знаете кто делает паспорта для скрипки в Екатеринбурге?

    1. Здравствуйте, Альбина! К сожалению, не знаю…. мне казалось, что для этого надо ехать в Москву, но, может, я не права?

  33. Светлана

    Добрый день, Альбина!
    Паспорт на скрипку и смычок пару лет назад можно было сделать здесь:
    Управление министерства культуры России по Уральскому федеральному округу
    2 этаж, ул. Карла Либкнехта, 44, Екатеринбург, Свердловская обл., 620075
    8 (343) 371-30-90

  34. николай

    скрипка принадлижит частному лицу а не государству…..нтересно поганино тоже ездил со своими скрипками и возил паспорт?…мафия по большому счету все скрипки и картины давно уже отправила за бугор,. а нам что бы ни в коем случае)))),,,если скрипка моя и я ее хочу продать за бугром платят в два раза больше ….почему я должен продавать в несколько раз дешевле?

Добавить комментарий для Альбина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *