Перейти к содержимому

Наизусть

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Наизусть

Черновик статьи для Азбуки

Одна из начальных фаз работы над сольным произведением (пьесой, концертом…) — выучить его наизусть. По-настоящему работать над фразой можно только после этого.

Ну и играть его на сцене придется, разумеется, тоже наизусть.

Сколько нотного текста сидит в голове музыканта? Я недавно попробовала подсчитать. И ужаснулась.

По всей видимости, получается не меньше суток непрерывной игры.

Судите сами.

Мой отец, пианист Д. Благой, сделал только сольных студийных записей в фонд радио чуть более чем на  пятнадцать часов. Пятнадцать часов непрерывно звучащей музыки! Согласитесь, это немало (чтобы как минимум держать всё в голове! мы же сейчас говорим про «наизусть»). Вообще я хотела бы посмотреть на человека, который декламировал бы наизусть стихи или прозу в течение 15 часов…  (К сведению тех, кто не в курсе сложностей музыкального ремесла и любит анекдоты в жанре «он окончил консерваторию по классу треугольника»…)

Да, но это лишь верхушка айсберга, ведь записал мой отец не всё из своего репертуара. И там не было крупных форм. Ясно, что реальный объем музыки, сыгранной им, значительно превосходил записанное: он играл и концерты, и другие крупные фортепианные сочинения. А если к этому добавить еще и всё, что было пройдено в школе и консерватории (это тоже учится наизусть), то… Голова уже кружится от возможных цифр. Кажется, я тут выше написала, что в памяти музыканта хранится количество музыки, эквивалентное суткам? А может быть, двум?

Задавшись вопросом, а сколько вмещает моя собственная память, я начала считать, сколько часов музыки в моем репертуаре. Занятие оказалось нудное, я его бросила. Тем более что перечисленное на той странице с репертуаром — тоже всего лишь верхушка айсберга, там нет многих пьес и концертов, сделанных за одиннадцать лет школы. А всё это тоже было выучено когда-то наизусть и сыграно на экзаменах и концертах. (Про разнообразные этюды и каприсы, которые мы все тоже играем пачками наизусть, я уж вообще молчу!)

А ведь скрипачам еще повезло: скрипичный репертуар в целом меньше, чем фортепианный (просто для скрипки меньше написано). Да и пианистам еще повезло. Меньше всех повезло певцам, которым приходится держать в голове целые оперы (и хорошо еще, если это солнечный Россини, который как-то ограничивал свои порывы, а не оперы Вагнера, которые измеряются уже не часами, а едва ли не днями!)

Словом, еще и еще раз: «крылья, ноги… главное — хвост!» для музыканта главное иметь не руки, а мозги. Причем работающие на предельных оборотах (см: Беглость).

А руки?.. Один скрипач-виртуоз в 19 веке вообще играл ногами…

19 комментариев для “Наизусть”

  1. Скажите, а в каком виде Вы запоминаете мызыку? И если Вас специально учили этому, то как учили? Приведу пример — некоторые места у меня в памяти держатся в виде нот, то есть буквально как они на листе выглядят, и плюс к этому я помню, как пальцы на грифе расположены. А часть (большую) я помню только на грифе: нот некоторых произведений я и не видел никогда. А часть даже и на грифе не помню, только сам звук и в пальцах где-то. Пассажи быстрые, пока не сыграю, даже и не уверен, помню или нет.

  2. Игорь, хороший вопрос! Насколько мне известно, беспроигрышной методики тут не существует (и как правило, никто музыкантов специально не учит запоминанию текста), но что реально помогает -это включать голову во время работы над произведением, знать, ЧТО ты хочешь сыграть и ЗАЧЕМ. Тогда плюс к пальцевой, двигательной памяти (которая хоть и неплоха, но может дать сбой) и зрительной памяти добавляется память… гм, как бы ее назвать? Что-то типа «генетической» памяти, когда ты словно проникаешь в ДНК этой пьесы. Ты можешь окинуть ее внутренним взором, она кажется компактней, чем есть на самом деле, хранится в памяти как бы в свернутом виде — как кристалл какой-нибудь, орнамент… А на сцене разворачивается в целое произведение, автоматически. Не знаю, как это точнее описать. Могу сказать только, что при работе мне лично помогает выстраивать форму, заниматься мотивной работой, фразировкой. Тогда ты в уме держишь не ноты, но определенный «сюжет». Это тоже — своеобразная мнемотехника.

  3. Еще подумала над вашим вопросом и готова яснее сформулировать ответ.
    Должны сочетаться несколько видов памяти: и двигательная, и зрительная, и «инженерная» (в том, что касается музыкальной формы), и художественно-образная. Тогда получится как бы дублирование жизненно важных систем (для повышенной безопасности, как в самолете), и можно будет при исполнении пьесы на сцене «лететь на автопилоте», не думая о тексте.

  4. Спасибо.
    Про окидывание внутренним взором очень интересно. Походил по ссылкам и почитал Григорьева. Когда-то, году в 1994м-95м, к нам в гости (в Бостонскую консерваторию) приезжал профессор скрипки из Московской консерватории, имя его не помню совершенно, я тогда его лекции переводил. Уже преклонных лет был профессор, но в хорошей форме, увлекался йогой и тоже много рассказывал про свертыванние времени, только я тогда ничего не понял (интересно, как же я переводил). Теперь при чтении Григорьева начинает постепенно доходить, о чем он говорил.

    1. Интересно, а вдруг этот профессор и был Григорьев? Честно говоря, не знаю, в каком году он умер… Просто уж больно на него похожи такие речи…

  5. А еще это похоже на В. Руденко — он вел в Московской консерватории методику и историю исполнительского искусства, я проходила его курс в 1996-м, когда поступила в консерваторию. Он очень творчески мыслящий человек, замечательные вещи рассказывал; ссылался и на Григорьева.

  6. Да, оказалось, это и был Григорьев. Вот по этой ссылке есть его биография и, главное, фотография, по которой я его сразу узнал.
    http://www.mosconsv.ru/person.aspx?p_pageAlias=Person&person_id=8977
    Действительно очень интересные у него лекции были. Неожиданные. Народ слегка балдел. И еще его позвали на репетиции камерных ансамблей, и было что-то вроде мастеркласса. Мне запали в память две веши, которые он рассказывал. Первая — что квинтет нужно настраивать шире, чем по камертону, то есть бас — ниже, а скрипку — выше. Я тогда как раз занимался акустикой и уже знал, что у настоящих струн обертона быше, чем у теоретических, и вот впервые человек рассказал, как с этим бороться в ансамбле. А вторая — что нельзя на сцене переживать то, что переживает зритель. Нужно переживать как бы на один уровень глубже, а зритель, смотря на это, будет уже переживать то, что мы хотим.
    Надо же, столько лет прошло, но очень хорошо запомнился его тогдашний приезд.

  7. Потрясающе!!!
    Прочитала биографию — я и раньше чувствала, что он был очень интересный человек, универсальный, широко образованный. И все же некоторые факты было очень интеерсно узнать.
    А вы читали книгу Григорьева «Методика обучения игре на скрипке»?
    Там многое еще есть столь же неожиданное. Чтение захватывающее — для музыканта (хоть речь и о теории вроде бы как) читается с увлечением, почти как роман. Кажется, она издана не таким большим тиражом. В сети пока ее нигде не видела, но она есть у меня в «физическом» виде.

  8. Книгу эту я не читал, в интернете вроде нашел, но скачать пока не смог — из Японии на сервер не пустили. Надо будет потом с анонимного Линукса через прокси попробовать.
    Тираж действительно маленький — 1500

    Как же все сошлось интересно. Когда Григорьев к нам приезжал, я совсем зеленый был, ничего почти не понимал из того что он говорил. Но все-таки это где-то отпечаталось настолько, что сейчас, 15 лет спустя, прочтя на Вашем сайте кусочек из его книги, я сразу о нем вспомнил, не зная даже, что это был он! И что он говорил на лекциях сразу всплыло в памяти.

    Серия совпадений уже переходит в закономерность. «Последняя Роза Лета» Глинки, ЖСТЛ Альтшуллера, теперь вот Григорьев.

  9. О, так это мы с вами общались в ЖЖ! Я сразу и не поняла. Значит, действительно, уже переходит в закономерность!

    Да, красивое получилось совпадение про Григорьева. Очень интересно было услышать отзыв о его лекции (я-то их не слышала). Надо будет мне узнать еще что-то о нем самом и написать здесь на сайте (в биографиях скрипачей).

    Скажите, а вы не могли бы мне ссылочку на его книгу бросить — или здесь, в комментах, или почтой?

    А вообще насчет совпадений — это интересная тема. Лично я с ними сталкиваюсь в последнее время постоянно. Какое-то время я искала этому объяснение и строила всякие теории, а потом посмотрела на свою маму — а она в таком режиме постоянных совпадений всю жизнь живет и совсем не удивляется. Удивляется, скорее, когда ничего такого не происходит!

  10. Вот ссылка:

    sinzin.mylivepage.ru/file/1011/5725

    Я там недалеко продвинулся, меня почти сразу сервер отшил, поэтому не уверен, работает или нет.

  11. Большущее спасибо! У меня, кажется, получилось — началось скачивание. Там 16 Мб., а то прислала бы файл по почте.

    В общем, посмотрим — главное чтоб скачалось
    PS Получилось. Кинула вам новую ссылку по почте.

  12. Читаю и только удивляюсь, что такую книгу вообще удалось опубликовать.
    При чтении бросилось в глаза упоминание об увеличении пространственных и уменьшении временных характеристик произведения в сознании музыканта. На уровне слов это сильно перекликается с П. Д. Успенским, математиком-мистиком, он много писал о мерности вообще и о четвертом измерении в частности. Имеет в виду он несколько другое, но я подозреваю, что Вам может быть интересно. Вот ссылка на книгу: http://lib.ru/URIKOVA/USPENSKIJ/terorg.txt

    Кстати, на том же сервере, где «методика обучения» была, лежит статья Григорьева «исполнитель и эстрада».
    sinzin.mylivepage.ru/file/1011/3966
    Пароль bottesini (во всяком случае в комментариях так сказано)
    Был бы очень признателен, если бы Вы перекачали к себе.

  13. Скачала статью, кинула Вам линк по почте.

    Спасибо за ссылку на Успенского — пока лишь бегло проглядела, позже прочту подробнее.
    В принципе все эти «тонкие материи» — это ведь не что-то запретное или тайное, по крайней мере не должно таким быть (и это определенно — не собственность каких-нибудь масонов и прочих людей, хотя они бы, может, считали и иначе). Действительно что-то существует такое в природе, просто наука это пока не может объяснить, а мы можем «прощупать» некоторые вещи не посредством логики, а разве что с помощью искусства, музыки, поэзии, интуиции…
    Меня удивляет скорее даже не то, что такая талантливая книжка вообще издана, а то, что она издана в качестве учебника, что такой талантливый человек, настолько широко и неизбито мыслящий, преподавал официально, писал диссертации и т.д. Наблюдение показывает, что далеко не всегда такие вещи совпадают. И — конечно — книжка открывает новые горизонты, которые мы, конечно, уже пред-чувствовали, пред-видели, пред-ощущали, но тут многое сказано словами.

    PS Мы тут с вами немножко вышли за темы странички «Наизусть», но пусть пока так будет, а позже, может быть, перемещу эту нашу с вами дискуссию в другой, более подходящий для нее раздел.

  14. Заинтриговали Вы меня учебником Григорьева, но у меня книга не скачалась 🙁

    Анна, преклоняюсь перед Вами, сколько труда вложено в этот сайт!

  15. Наталья

    Огромное спасибо за Ваш сайт! отдельное спасибо за ссылку на книгу Григорьева. Сама, к сожалению, не скрипач. Но у меня ребёнок учится. А мне приходится дома контролировать выполнение домашнего задания. Иначе, преподаватель сказала, в этом возрасте никак. А чтобы это было не скучно и интересно — у меня знаний и опыта не хватает. Занесла ваш сайт в избранное, буду в гости наведываться :).

  16. Наталья, на здоровье! Удачи! Вот, смотрите, еще целый сайт с книгами Григорьева (я сама на него набрела только в 2016, может, раньше его и не было)- http://vladimirgrigorev.ru

Добавить комментарий для annablagaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *