Перейти к содержимому

Мостик для скрипки

Скрипичная азбука | Аксессуары для скрипки

 —

Мостик для скрипки

Приспособление, помогающее естественно держать скрипку, не напрягая шею, не поднимая плечо и пр. Надевается на нижнюю деку скрипки. До изобретения мостиков скрипачи использовали с той же целью бархатные подушечки, которые отрицательно сказывались на звуке (заглушали его). Приходилось  идти на жертвы в смысле звучания, потому что если у тебя длинная шея и покатые плечи, держать скрипку ничего под нее не подкладывая и при этом избежать напряжения — немыслимо. (Хотя в любом правиле есть исключения; люди с иным строением тела могут обходиться без подсобных средств).

Современные мостики звук не заглушают и позволяют «вписать» корпус скрипки в человеческое тело практически идеальным образом, вне зависимости от длины шеи, строения плеч и т.д.

Лучшим мостиком еще не так давно считался Wolf. Его главное преимущество — комфорт в использовании: конструкция настолько пластична, что чуть ли не каждый ее элемент можно повернуть под нужным тебе углом, наилучшим образом приспособив мостик к своему телу.

Это преимущество остается до сих пор, хотя, к сожалению, за последние годы в худшую сторону изменился материал, из которого сделан мостик. В старых моделях (скажем, десятилетней давности) каждый мостик Wolf был покрыт нежнейшим материалом в том месте, где он соприкасается с телом. Такой мостик подлаживался под тебя как пластилин, с ним было приятно иметь дело. То, что Wolf выпускает сегодня, значительно грубее по исполнению, тактильное удовольствие исчезло.

При этом появился еще один интересный производитель — Kun. Среди прочего у него есть мостик из дерева, который, как уверяют продавцы и производители, меньше глушит скрипичный звук по сравнению с другими моделями. И, кстати, на мостиках Kun (по крайней мере на одном из его видов) появился тот самый, утерянный Wolf’ом нежнейший материал. Впрочем, лично мне перейти на Kun не удалось: его конструкция показалась мне не столь комфортной, как у Wolf, по крайней мере для моего типа телосложения, поскольку возможностей вращения у частей этого мостика меньше. Впрочем, в любом случае это очень индивидуальный момент — как уже было сказано  и не раз, все люди разные, поэтому всё нужно пробовать самому.

 

Обратите внимание при просмотре каталогов, что по-английски «мостик» будет вовсе не bridge, как было бы логично предположить, а — shoulder rest. Bridge же означает — подставка.

 

Сайты производителей мостиков:
Wolf  (помимо мостиков, Wolf создает подбородники и др.)
Kun (мостики любопытного дизайна, в том числе разноцветные модели Mini для детей)

— —

Аксессуары для скрипки

9 комментариев для “Мостик для скрипки”

  1. Wolf как-то вообще не пошел, что есть он, что нет…
    А вот Bonmusica оказалась очень и очень. Из недостатков — далеко не во всякий футляр помещается.

  2. Незнаю. У меня Wolf уже лет так с 12. Правда модель коробковатая, постоянно мучаюсь.

  3. На счёт Wolf хочу сказать, что у их современное покрытие мне больше нравится. Тот «нежнейший» материал имел один недостаток- недолговечность, вскоре эта резина начинала
    становиться липкой и пачкать одежду.

  4. Добрый день, подскажите, обязательно снимать мостик после каждого занятия или можно хранить скрипку с ним?

    1. Добрый день! Скрипку хранят обычно в футляре, а в него с надетым мостиком скрипка не влезет.

  5. Подскажите пожалуйста, как именно на плече должен располагаться мост, возле ключицы, или возле плечевого сустава? Спасибо.

  6. Каких либо норм тут нет. Существует мнение, что мостик не должен опираться на сустав, располагаться ближе к шее. Важно, чтобы мостик своим расположением и высотой не мешал игре в верхних позициях.

  7. Michel Gershwin

    Позволю себе пару слов на тему использования или неиспользования мостиков. Не вдаваясь в историю- ведь они появились только в прошлом веке, и то их качество оставляло желать лучшего, да и были они попросту опасны для инструментов. Нужно было ещё решиться надеть такое «сооружение» на дорогой инструмент! Сегодня ситуация меняется, и вопрос этот я бы рассматривал с двух сторон: акустики и удобства. Не забывая, конечно, что скрипка создана для игры, а не только для демонстрации её тона. Ссылки на то, кто как играл из великих музыкантов прошлого, не очень уместны: сегодня появляются прекрасные музыканты, достойно продолжающие, а то и развивающие искусство предшественников. А эти наши предшественники просто не имели под руками такого выбора.
    И так, акустика.
    Понятно, что любая подушка или подложенное под скрипку плечо- это своего рода сурдина. Все разновидности подушек звучат немного по-разному, но потери неминуемы. Можно сослаться на авторитет великих музыкантов и педагогов, но, думаю, тут и так всё ясно. Как красиво сказал Флеш, «подушка- неизбежное зло». Для тех, кто нуждается в поддержании скрипки плечом, конечно. Теперь мостики. Они все- разные, постоянно находятся в процессе эволюции. Не обходится, конечно, и без неудачных экспериментов. Не хочется делать антирекламу каким-то маркам, лучше поступить по- другому: пробовать звучание в зале. Заранее прошу прощения за своё мнение, но пока что для меня лучший акустический результат показал мостик Augustin Diamant. Отчасти потому, что конструкция его лапок такова, что они не сдавливают деку инструмента. Они расположены под углом, и давление приходится больше на обечайку, что уменьшает плохие последствия для звука. Но надо приготовиться к парадоксам. Скрипка- вообще парадоксальный инструмент: ведь самые великие инструменты создавались в эпоху барокко; могли ли знать их гениальные творцы, что их инструменты пройдут через такую эволюцию, практически обретут другие голоса- и останутся лучшими и непревзойдёнными! Возвращаясь к нашей теме: несколько раз, пробуя разные инструменты с хорошими мостиками, я «нарывался» на сюрприз: скрипка с мостиком звучала в зале лучше, чем при игре без него, даже без касания деки! Попробуйте, может, у вас будет другой результат. Опять же, нужен хороший мостик. Почему так происходит? Можно только догадываться. То ли вибрации даже неприжатой деки уходят в тело, то ли хороший мостик сам резонирует… Многое можно объяснить, но предсказать- не так просто. Да, я не упомянул «подвесные» мостики. Честно говоря, они мне неудобны, так что мне пока не удалось поэкспериментировать. На них бы я играл неуклюже, и сравнение было бы нечестным.
    Теперь о комфорте. При использовании моста или подушки (или плеча) не стоит слишком сильно опираться на плечо. По идее, плечо должно вообще быть свободно. Не просто не подниматься (известное правило), но иметь возможность быть подвижным. Это- важный момент для здоровья. Если вы посмотрите на осанку скрипача , лучше- сзади, то увидите, что правая рука своими движениями как бы «оттягивает» позвоночник (грудной отдел) вправо. Инстинктивно левое плечо, иногда чуть приподнимаясь, может сбалансировать это. Но и держать его постоянно поднятым- нельзя. Получается, что им можно пользоваться в какие-то моменты, не фиксируя положение (например, при переходах в самые высокие позиции). А значит, нужно учиться играть ПО-РАЗНОМУ. В этом- «ключик» проблемы. Идеально уметь играть без помощи опоры на плечо, а потом уже выбирать, стоит ли использовать мост кое-где (я его использую именно для улучшения звучания, при этом скрипка лежит в руке. Польза для интонации- огромная).
    Ещё маленький момент. Есть такой физической закон сохранения энергии. Но можно говорить не только об энергии. Если вес скрипки (плюс смычка) не распределяется между ключицей и плечом, то, конечно, больше его попадет в руку. Менухин советовал упражнять большой палец в поддержании скрипки. Кому-то это подойдёт, но у меня он немеет после занятий. Я просто не мешаю шейке скрипки «провалиться» между расслабленным большим пальцем и ладонью, а потом с помощью рулевого движения локтя шейка как бы «переползает» на основание большого пальца (для иллюстрации- этим приёмом пользуются такие скрипачи, как Риччи и Перлман, да и многие другие). При переходах в верхние позиции большой палец инстинктивно уходит назад и под шейку. А уж в крайне высоких позициях (не так уж часто мы в них задерживаемся) можно подключить и плечо (или мост). Главное при игре с мостом- не опираться на него слишком сильно, не «вешать» руку, а использовать его как запасное колесо, не больше. Конечно, описывать это трудно, но если будут вопросы- с удовольствием отвечу.

Добавить комментарий для annablagaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *