Перейти к содержимому

Камертон… и тюнер

статья из Скрипичного словаря

Камертон —

камертонэто «комнатный» образец главного для всех скрипачей звука Ля. Внешне похож на миниатюрную изящную вытянутую металлическую рогатку. Используют камертон очень просто: берутся за рукоятку и бьют  по какому-нибудь твердому предмету, после чего подносят «рогатку»к уху.

Серебристый звук камертона (это коротенькое «дзинь!!..» и появляющаяся затем из ниоткуда, медленно проходящая перед тобой и удаляющаяся, вся в шелках, с нежным шлейфом, прекрасная нежно-округлая Ля) — сам по себе большое удовольствие.

Но можно им и пренебречь. Традиционная форма камертона в наш век вовсе не обязательна. Существуют виртуальные камертоны (как тот, что можно скачать вот здесь). Их минус до некоторых пор заключался в том, что такой камертон не закинешь в скрипичный футляр, отправляясь в поездку: придется тащить с собой компьютер.

Но теперь можно «носить» с собой камертон и в сотовом телефоне и планшете. Появились всякие камертоны-мобильные приложения, платные и бесплатные, для iPhone, iPad и Android.

Я не использовала их и не знаю, насколько точную они выдают «Ля». С другой стороны, настоящий эталон «Ля» музыкантам и недоступен (мы же предполагаем, что у нас нет постоянного допуска к государственному эталону, крепко-накрепко хранящемуся в специальном НИИ?**) — а  «шлейф» в камертоне тоже может немного спутать карты.

Судя по описаниям, некоторые из мобильных приложений-камертонов совмещают в себе множество функций: они могут быть сразу и камертоном, и метрономом, и тюнером.

Ах да: тюнер

…тюнер

Когда я его впервые увидела, я так и написала на этой страничке: «Недавно для людей с хромающим слухом появился «костыль» — так называемый тюнер. Его нацепляют на головку скрипки и во время игры косятся на табло, чтобы удостовериться в чистоте интонации.

Это выглядит так:

тюнер

Мне представляется это изобретение лишним, — писала я далее, — для тех, кто серьезно хочет чувствовать музыку. Мы ведь, когда занимаемся, должны тренировать не глаза, а уши!! Кроме того, это еще и вредно: скрипка не фортепиано, строй у нас нетемперированный, и формальное соблюдение количества герц ничего не дает. Даже если насобачиться играть по тюнеру идеально «чистые» ноты, с точки зрения зашитой в него программы, можно испортить свои уши и безнадежно отдалиться от  скрипки».

Так я писала в далеком… уже и не помню каком году.

Возможно, я была излишне категорична. Возможно. Хотя…

Примечание. Я знала некоторых музыкантов-любителей, в основном из тех, кто поет под гитару, которые умудрялись использовать вместо камертона… стационарный телефон! Они просто снимали трубку и по гудку, раздающемуся в ней, настраивали свои инструменты.

Вот как раз это повторять не стоит. Хоть в википедии когда-то и говорилось о том, что наши АТС выдают тот самый звук частотой 440 герц (который у нас называется звуком Ля 1-й октавы), я ни разу не слышала в трубке телефона ничего, под что осмелилась бы настраивать скрипку.

** См. цитату про приборы на кварцевых кристаллах в Институте метрологии им. Менделеева; я написала в Институт письмо с просьбой прислать фотографию, как выглядит эталон 440 Герц; сайт института (страница «эталоны») здесь.

См. также: Аксессуары для скрипки

10 комментариев для “Камертон… и тюнер”

  1. Фе какая некрасивая ля на виртуальном камертоне. На мой взгляд проще и лучше записать (или скачать в нете)фортепианную ноту ля в формат mp3 и залить его в телефон. Я например таким способом иногда настраиваю скрипку.

    1. У меня была идея некоторое время назад записать ноту Ля прямо с обычного камертона («рогатки») и поместить здесь. Сделаю чуть позже, хорошо, что вы мне напомнили об этой проблеме.
      Записывать Ля прямо с пианино, думаю, не всегда стоит, зависит от того, насколько верно настроен инструмент (и как давно его настраивали: настройка со временем «ползет» у фо-но). Но в принципе мысль интересная (поскольку вы, наверное, записывали хорошо настроенное Ля).

  2. виктория

    Только собралась приобретать тюнер для поездки с ребенком в деревню, где нет фортепиано. Теперь пришлось отложить покупку.НО встал вопрос, а как тогда контролировать чистоту интонации маме с обычным слухом? Настраивать-то скрипку можно по специальному приборчику, который выдает пять нот (для виолончели ещё «ДО»).

  3. Дмитрий

    есть очень удобная программа для настройки «TuneIt!»
    она через микрофон, подключенный к компьютеру, «слышит», какая нота звучит, и на сколько выше-ниже…

  4. > а как тогда контролировать чистоту интонации маме с обычным слухом?

    Во время игры? Точно не по тюнеру. Он же дает только сухие математические значения «чистоты» интонации. А они нам не годятся, у нас иная природа слуха, «зонная», то есть человек с абсолютным слухом слышит интонацию не так, как это делает машина, а с некоторыми отклонениями от сухих математических правил, это-то и дает в звуке выразительность, которая уже нужна для фразировки (так мы переходим снова к теме, с которой начали). В разделе «учебники» игры на скрипке есть ссылка на книгу Григорьева «Методика обучения игре на скрипке», там об этом написано подробнее.
    А для контроля здесь нужно не механическое, а человеческое ухо с абсолютным или развитым относительным слухом.

  5. Здравствуйте, Анна! Спасибо за интересные статьи. Я от скрипичной музыки далека, но вот как-то забрела и зачиталась. А скажите, пожалуйста, разве опытный, талантливый скрипач не может настроить скрипку без камертона, на слух?

  6. Я Вам очень рада, Елена! Вот как раз для людей, которые со скрипкой не связаны, но случайно забрели, я и строила свой сайт! Потому что взгляд снаружи все проясняет и помогает увидеть суть (а когда долго варишься в одной и той же сфере, иногда можно перестать лес за деревьями замечать).

    Да, конечно, камертон в основном лежит себе в футляре и не используется. На слух настраиваются чаще (особенно когда у человека так называемый «абсолютный слух» — по сути камертон с «правильной Ля» встроен в него самого). И еще: например, в школе, где я училась, Ля настраивали выше, чем любой камертон (таких камертонов тогда не продавали, не знаю, как сейчас). И поскольку играли под аккомпанемент фортепиано, то и настраивались под него, а дома такой строй сохраняли.
    Ля бывает разное в разных залах и студиях, иногда надо взять практикующееся там Ля и дома позаниматься, настроившись на него. Опять-таки тут камертон не поможет.
    И все-таки — если надо вернуться к 440 герц или как-то освежить ощущения — камертон вещь хорошая.
    спасибо за вопрос! Опять открываются дальние дали =) а это и есть самое интересное.

  7. Алексей

    Всю жизнь был уверен, что главный эталон, а именно государственный первичный эталон времени и частоты, находится в подмосковном ВНИФТРИ. А вот рабочие эталоны разной разрядности/точности и разных частотных акустических диапазонов (и не акустических) могут находиться в самых разных организациях (их десятки по всей стране). Сам сайт питерского ВНИИМа не подтверждает наличие у них частотных эталонов. У них эталоны колебательных механических движений, это тоже частоты, но другого рода. Удалось найти фото акустического эталона 440 Гц?

  8. Здравствуйте, Алексей. Интересно. Мне тогда не ответили на письмо, я переключилась на другие темы и об этой забыла, тем более что учебник, из которого почерпнула информацию о местонахождении эталона, весьма авторитетный. Но, конечно, ошибки и неточности бывают везде, в том числе и в учебниках. Сделаю повторный запрос, постараюсь не забыть. Извините за поздний ответ.

Добавить комментарий для Дмитрий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *