черновик
Имена скрипок
Раз мы уже коснулись странной связи меж скрипачом и его скрипкой, которая возникает за время их общения (см.: Обратная связь), то вот еще кое-что на эту тему.
Скрипки — как при брачном союзе — иногда получают фамилии своих скрипачей.
Поэтому среди самых знаменитых инструментов (Страдивари, Гварнери) мы часто встречаем те же славные фамилии, что на странице про «скрипичных дедушек».
Это скрипки Страдивари: «Ауэр», «Иоахим», «Виотти», «Роде», «Крейцер». А также, например, «Эрнст», «Вильгельми», «Вьётан», «Алар» (или «Аляр»; это французский скрипач, учитель Пабло Сарасате), «Уле Булль», «Ойстрах».
Или скрипки Гварнери: «Венявский», «Изаи», снова «Вьётан» (кто-то назвал этот инструмент «скрипичной Мона Лизой» — но, конечно, не за улыбку, а за цену). «Пуньяни», «Цимбалист», снова «Иоахим», «Соре», «Лафон», «Берио», «Кубелик», снова «Роде», «Венявский», снова «Алар», «Хейфец», «Коханьский» (это друг и скрипач-вдохновитель моего любимого Шимановского), снова «Уле Булль», «Берио», «Крейслер», «Липиньский»…
В истории скрипок Страдивари отпечатались имена нескольких леди (в т. ч. «Леди Блант» (Lady Blunt), «Lady Tennant», «Lady Harmsworth»), а также всяких сэров, лордов, графов, герцогов, виконтов и прочей знати: «Lord Newlands», «Huggins» (в честь английского астронома Sir William Huggins), «Camposelice» (Duke of Camposelice), «Sasserno» (Comte de Sasserno), »De Chaponay» (The Count de Chaponay)…
Страдивари — «Леди Блант»
фото Tarisio Auctions. Violachick68 at English Wikipedia
—
Из известных инструментов, носящих имя прежних владельцев — страдивариевская «Hellier», красавица скрипка 1679 года рождения.
Страдивари — «Hellier». Источник: «The Classic Bowed Stringed Instruments from the Smithsonian Institution»
with photos by Shinichi Yokoyama. Загружено в Википедию пользователем Dtaylor001)
—
И многие другие, например «Soil». Или у Гварнери: «Count de Vière-Cheremetieff», «Lady Streeton», «Lord Wilton», «Lord Dunmore», «Baron Heath», «Baron Vitta», «Lord Shaftsbury», «Baron d’Erlanger»… Опять «Duc de Camposelice». И еще: «King Joseph», «Prince Doria», «Prince of Orange»…
Некоторые скрипки носят сразу несколько «фамилий» (что естественно: ведь они переживают своих владельцев, и, как бессмертный «горец» Дункан МакЛауд, могут, пока текут века, иметь множество романов). Или, скажем, фамилию бывшего своего скрипача/владельца с пометкой «экс» (ex-; «ex-Moser»).
Впрочем, имеют некоторые скрипки и имена собственные.
У Страдивари: «Мессия» («Messie»), «Дева» («La Pucelle»), «Восход» («Le Lever du Soleil»/»Sunrise»), «Спящая красавица», «Дельфин» («Dolphin»), «Рубин», «Кремонская», «Тосканская», «Испанская», «Император», «Тициан», «Аполлон», «Юпитер», «Собор»…
Заметим про себя — никаких чертей! Ничего, что бы поддержало миф о якобы какой-то там связи скрипки с нечистой силой. Наоборот, некоторые имена связаны с Богом, со светом… И не только имена. На подгрифнике «Мессии», например, вырезан религиозный сюжет — Рождество Христово (такой подгрифник добавил к скрипке мастер Вильом). Всё правильно — мы же с вами уже знаем, что со скрипками часто изображали ангелов!
На скрипке «Собор» работы Гварнери играл Энеску (правда, тут маленькая ремарка: именно про этот «Собор» написано в Википедии — я написала в Музей Энеску, чтобы перепроверить; как получу ответ, вернусь к этой строчке).
Еще у Гварнери: «Император», «Король», и даже «Музей» (да-да! «Museum»).
А самая, наверное, знаменитая скрипка Гварнери с собственным именем — это «Пушка» («Il Cannone»), та самая скрипка Паганини, которая с такими почестями томится за стеклом в родном городе скрипача Генуе.
Гварнери — «Пушка» (скрипка Паганини). Источник: Il Cannone Guarnerius on exhibit at Palazzo Doria Tursi, Genova, Italy.
Фото в Википедии пользователя Sailko
—
Несмотря на то, что скрипка Паганини активно рекламировалась в веках как якобы связанная с дьяволом, надо все-таки не забывать, что полное имя ее мастера — Гварнери «дель Джезу» (т.е. к фамилии добавлено «от Иисуса»). Мало того: этот мастер помещал на своих инструментах «монограмму Христа» — IHS («Jesus Hominem Salvator», то есть «Иисус Спаситель») и крест.
И откуда только мифотворцам примерещились здесь черти? И даже сами отцы иезуиты были сбиты с толку!
Увы! Похоже, кое-кто опять попытался приписать себе чужие заслуги. И у него это почти получилось.
/страничка создана в январе 2015 г.
имена скрипок будут еще раз перепроверены/
—
См. тж.: Хор ангелов
Учитель, мастер. Он же профессор, он же «шеф». И немного о скрипичных «дедушках»
Скрипичные школы (дальнейшее развитие темы про скрипичных дедушек)
ГВАРНЕРИ ДЕЛЬ ДЖЕЗУ
Шёл век восемнадцатый. Бряцал железом,
Меняя страх смерти местами с надеждой,
И, в это же время, Гварнери дель Джезу:
В тюрьме делал скрипки рукою небрежной.
Последние годы прошли в заключеньи,
Куда доходили с тюремщиком вести.
Причины печальных его приключений
Остались потомкам досель неизвестны.
Тюремщик ему приносил древесину,
Чтоб мастер точил обечайки и деки:
Гварнери дель Джезу гнул сутками спину,
Смыкая во сне лишь набрякшие веки.
И скрипки рождались неслыханной мощи:
Их голос струился над водами Тибра,
Сквозь Рима дворцы и тосканские рощи,
И дальше летел над пространствами мира.
Тюремщик затем продавал по дешёвке
Творенья синьора Джузеппе Гварнери,
И тут же, купив для супруги обновки,
Пил граппу в таверне до пульса потери.
Ушёл в сорок шесть — смерть с бедой ходит в паре,
Дель Джезу, смутив память всех поколений,
Ведь к славе его ревновал Страдивари —
Прекрасной Кремоны удачливый гений.
И звёзды сияли в бездонной Вселенной,
И тёк аромат ввысь стремящихся пиний,
И страстью сжигая себя сокровенной,
На скрипке Гварнери играл Паганини.