Норвежская музыка

Приложение к страничке про норвежскую народную скрипку хардингфеле:
о норвежской музыке из БСЭ:

О древнем происхождении музыки Н. свидетельствуют памятники материальной культуры, найденные при раскопках (2 в. до н. э.), изображения музыкальных инструментов на камнях (2 в. н. э.) и в деревянных орнаментах, упоминания в сагах инструментов скальдов*** (скрипки гиг и фель, рог лур, ручные арфы крогарп, лангарп, или лангелег). Сохранились древние народные инструменты — буккехорн (козий рог), приллар (бычий рог), триллехорн (рожок), селье (род флейты). Известны имена странствующих народных поэтов-певцов С. Фенесбане и Х. Рунге, исполнителей на феле. Н. издавна славилась народными скрипачами-виртуозами (К. Луросен, Н. Рекве); их традиции продолжал в 19 в. Т. Аудунсен. Народные напевы (слотты) и инструментальные наигрыши (люарслотты, лангелейкслотты) сохранили самобытность и причудливую образность. Оригинальны песни о горных духах (троллях и гномах), лесных девах (гульдрах), великанах. Среди песенных жанров — колыбельные, любовные, шуточные, состязательные (импровизационные), рыбачьи, пастушьи (хаукинг, лильинг), заканчивающиеся фиоритурами, основанными на звукоподражании перекличкам в горах и наигрышам рожков. Сохранились лирико-эпические песни (12—16 вв.) о викингах, скальдах, рыцарях, первых королях. Народным мужским танцам свойственны стремительные темпы и синкопированные ритмы (спринггар, халлинг и др.). Средневековая церковная музыка Н. развивалась в русле европейских влияний. В 16 в. получило распространение искусство народных певцов — зингмейстеров. В 17 в. на жаловании городских управлений состояли городские музыканты (главным образом немцы и датчане). В 14—16 вв. в Н., находившейся под властью Дании, национальное профессиональное искусство почти не развивалось. Первые видные музыканты Н. — органист и дирижёр Ф. Грот, композитор А. Флинтенберг, органист Ф. Фогель (2-я половина 18 — начало 19 вв.). В конце 18 в. выдвигается семейство органистов-композиторов Линнеманов («норвежские Бахи»); наиболее известен Л. М. Линнеман, первый собиратель норвежского музыкального фольклора, педагог и теоретик.

Интерес к народной национальной музыке проявился в связи с национально-освободительным движением в период шведско-норвежской унии (1814—1905). Издавались сборники народных песен — «68 мелодий норвежских гор» (1841), «Старые и новые мелодии норвежских гор» (1848—67) и др., Л. М. Линнемана, позднее — сборники К. Эллинга, У. М. Санвика, А. Бьёрндаля и др. Впервые народные мелодии использовал В. Тране (песня горца из его музыки к пьесе Х. Бьеррегора «Приключение в горах» стала народной). В 1850—60-х гг. начала формироваться национальная музыкальная школа; её основоположники — Х. Хьерульф, создатель норвежского романса; У. Булль, композитор-импровизатор и скрипач-виртуоз, получивший широкую известность; Р. Нурдрок, пропагандист национальной музыки, автор национального гимна. Их деятельность подготовила почву для расцвета творчества классика норвежской музыки, композитора мирового значения Э. Грига, возглавившего национальное романтическое направление и создавшего высокие образцы национального музыкального стиля. Последователи Грига — первый норвежский симфонист и дирижёр Ю. Свенсен, романтики Ю. Хальворсен, К. Синдинг; Г. Скьеллеруп (музыкальные драмы в стиле Р. Вагнера). Сочетание национальной основы и влияния поздних немецких романтиков характерно для произведений Я. Боргстрёма, П. Лассона, С. Ли, Х. Клеве, Ю. Баккер-Лунне; воздействие К. Дебюсси ощутимо в творчестве А. Хурума, Т. Турьюссена, Д. М. Юхансена. Среди композиторов национального направления начала 20 в. — А. Эгген, У. Хьелланн, Л. И. Иенсен, Х. Ли, М. М. Ульфестад; выдвигаются певицы С. Арнольдсон и Г. Гроруд. Основоположник современной норвежской музыки — Ф. У. Вален (ученик А. Шёнберга), он ввёл в музыку Н. додекафонию и оказал влияние на многих скандинавских композиторов. Выделяется симфоническое творчество Х. Северуда (его 7-я симфония с хором посвящены победам СССР над фашистскими оккупантами, 1944). Из композиторов середины 20 в. наиболее известны К. Эгге, основатель и председатель (1946—48) Союза композиторов скандинавских стран, представитель Н. в музыкальном комитете ЮНЕСКО; Б. Брустад, Ш. Халль, К. Андерсен, К. Кольберг, К. Нюстедт. Высокое развитие в Н. получила церковная музыка и искусство игры на органе (Л. Нильсен, А. Санволль и др.).

С конца 1940-х гг. в музыку Н. проникли влияния И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита, Б. Бартока (сочинения И. Квандаля и многие др.). В числе музыкантов — композиторы Л. Йенсен, У. Хьелланн, У. Фален, С. Юрдан; дирижёры Э. Фьельстад, О. Грюнер-Хегге, К. Гарагулю; певица К. Флагстад. В 1950-х гг. возникла группа норвежских композиторов-авангардистов (см. Авангардизм), среди них — Б. Фонгар, Ф. У. Арнестад, А. Нурхейм, А. Янсон. В Н. работают 8 музыкальных объединений, в том числе Норвежский союз композиторов (председатель А. Нурхейм), Комитет по вопросам музыки, организующий оркестры и др. музыкальные коллективы и учреждения (с 1946), Норвежская опера в Осло (с 1958), 2 консерватории — в Осло (с 1883) и в Бергене (с 1905), симфонический оркестр, струнный квартет при Филармоническом обществе, секция музыковедения при университете в Осло (с 1954); в Бергене работает оркестр при обществе «Гармония», проводятся ежегодные Майские национальные музыкальные фестивали (с 1953).

Лит.: Финдейзен Н., Музыка в Норвегии. Очерки ее развития, СПБ. [1910]; Ланге К., Эствед А., Норвежская музыка, пер. с англ., М., 1967; Ostvedt A., Music and musicians in Norway today, Oslo, 1961. См. также лит. при ст. Григ Э., Булль У., Нурдрок Р.

— —

*** Скальды (исл. skald — поэт), норвежские и исландские поэты 9—13 вв. Стихи С. сохранились как фрагменты в исландских литературных памятниках 13 в. — Эдде Младшей и сагах. До записи стихи С. бытовали в устной традиции. Известны стихи около 250 скальдов. Древнейшие из них были норвежцами. Самый знаменитый С. — исландец Эгиль Скаллагримссон (10 в.). С. сочиняли хвалебные песни, хулительные стихи и отдельные строфы по разным поводам. Стихи С., как правило, фиксируют факты, современные сочинению, поэтому они считаются надёжным историческим источником. Но по вычурности формы поэзия С. не имеет параллели в мировой литературе. Скальдические размеры отличаются строгостью и сложностью. Язык изобилует замысловатыми перифразами (т. н. кеннинг) и поэтическими синонимами (т. н. хейти); предложения переплетены друг с другом. Толковать скальдические стихи очень трудно.

Изд.: Den norsk-islandske skjaldecHgtning, udg. vcd. F. Jonsson, 1A—2A (текст по рукописям), 1B—2B (исправленный текст с дат. переводом), Kbh., 1908—15.

Лит.: Стеблин-Каменский М. И., Происхождение поэзии скальдов, в кн.: Скандинавский сборник, в. 3, Таллин, 1958; De Vries J., Aitnordische Literaturgeschichte, 2 Aufl., Bd 1—2, В., 1964—1967.

М. И. Стеблин-Каменский.

 

2 комментария для “Норвежская музыка”

  1. Знающие люди не советуют начинать телефонный разговор или пост со слов: «Кажется, я не туда попал…»

    Тем не менее, кажется, я не туда попал, но всё же:

    Во-первых, спасибо за Ваш интересный блог!
    Во-вторых, за интересный очерк о норвежской струнной музыке!
    В-третьих, хотелось бы задать вопрос о настоящей народной музыке и песне скандинавов. Той, которая пришла из седой древности.

    Деревенские песни, по-видимому, мало меняются и за тысячу лет (судя по нашим).

    Когда я читал скандинавские саги, «Эдды», скальдов и т.п., у меня возник вопрос, на который я нигде не смог найти ответа уже несколько лет. Вся эта поэзия — сугубо мужская! В ней — битвы, вороны, кровь, золото, и снова, и снова, и снова. В известную всем Вальхаллу попадают павшую воины, там их развлекают прекрасные девы, и вручают рога с пивом, и кормят мясом, и поют застольные песни…

    А что же женщины? Куда они попадали по верованиям древних скандинавов?
    Ни слова!

    А что пели женщины, сидя каждый вечер за прялкой, у детской колыбели или на лугу? «В руки бы дали Крепкие древки, Мечи обагрённые»?! (Старшая Эдда, Песня о Гротти, 18). Наверняка пели другое, что-то вроде наших прялочных песен, наших колыбельных. Неужели это всё погибло?

    Позднейшая поэзия эпохи романтизма: например, стихотворение Асмунда Олаввсона Винье «Я вижу снова эти горы и долины», которое использовал Григ, и его последователей, о которых Вы пишите (Линдеманн, и т.д.), это прекрасно, но это — не народная поэзия, к сожалению. Это — подражание немецкой поэзии, особенно — Гёте (Ihr naht euch wieder, schwankende Gestalten…). Это — прекрасно, все мечтают подражать Гёте и всегда будут мечтать, тем более — в 19-м веке!

    Но, простите, это — не народная поэзия!

    Подхожу к сути, если Вы дочитали the longread до этого места:
    Может быть, Вы что-нибудь знаете о народных скандинавских песнях?

    Заранее искренне благодарен,
    Андрей

  2. Здравствуйте, Андрей, спасибо за интересный комментарий! Но, боюсь, Вы переоцениваете мои возможности: вряд ли я окажусь здесь более информированной, чем энциклопедии (на этой странице цитируется статья из БСЭ, а в Музыкальной энциклопедии — кстати, прекрасной, очень полезной — я смогла пока найти лишь статью о скальдах, где сказано, что «муз. аспект творчества скальдов значительно менее изучен, чем поэтический»). Наверное, стоит поискать ответы в других энциклопедиях мира или в книгах музыковедов. В любом случае, тут нужно отдельно искать и копаться.
    В целом же, боюсь, действительно многие прекрасные образцы народных песен (по всему миру) давно утеряны: они просто не записывались, а потом цепочка, по которой они передавались из поколения в поколение, вполне могла прерваться.
    А что-то, возможно, было полностью искажено и дошло до полной своей противоположности.

    Увы, в последнее время я вообще стала понимать, сколько случайных факторов должно совпасть, чтобы сохранить в поколениях информацию, да еще и в подлинном, не искаженном виде! И когда это происходит — видимо, надо считать это не нормой, а чудом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.