Перейти к содержимому

Графические символы в нотах

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Графические символы в нотах

 

Черновик статьи для Азбуки

Когда-то друг Шуберта художник Мориц фон Швинд записал симфонию… кошками. Он, конечно, не предполагал, что пройдет время и шутка перестанет быть шуткой: композиторы 20 века станут записывать ноты чем угодно — плюсиками и минусиками, каракулями, кривляющимися человечками… 

И музыканты даже будут всё это с серьезными лицами пытаться исполнять!!! 

(См. Графические партитуры на аштрее).

Ну конечно, всё это уже изощрения.

Но и в обычных, вполне традиционных нотах помимо собственно нот и словесных пометок всегда есть графические символы, которые тоже нужно уметь читать.

Вот некоторые из них:

  • Фермата изображается знаком над нотой, отдаленно напоминающим ухо 
  • «Вилочки» наглядно показывают «расширение» и «сужение» громкости
  • Акцент похож на маленькую «суживающуюся» «вилочку»
  • Глиссандо изображается наклонной непрерывной чертой от ноты к ноте
  • Глиссандо с трелью – волнистой наклонной чертой
  • Движение вверх смычком обозначается галочкой, похожей на удлиненную букву v,  вниз смычком — знаком, похожим на широкую русскую п

Разные штрихи обозначаются в нотах буквально «штрихами» (плавными, прерывистыми линиями и точками).

  • Деташе отображается чёрточками над каждой нотой
  • Мартле — клинышками (или точками)
  • Спиккато — точками
  • Легато — дугой, соединяющей несколько нот (лигой)
  • Рикошет, стаккато – точками над каждой нотой плюс лигой, объединяющей несколько нот

Поскольку штрихов больше, чем условных графических обозначений, авторы часто пользуются еще и словесными пометками под строкой.

P.S. В нотах почти всегда встречаются и цифры. Это аппликатура, где (в скрипичных нотах) 1,2,3,4 обозначают, соответственно, первый-второй-третий-четвертый пальцы, а нолик — открытую струну или флажолет.

1 комментарий для “Графические символы в нотах”

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *