Акустика
То, как звучит скрипка, зависит еще и от пространства, в котором льется звук.
Своды готических соборов; бальная зала в дворянском особняке; каждая комната в доме, включая кухню и ванную; чердаки и лестничные пролёты; консерваторские классы; концертные залы (выстроенные по всем правилам науки архитектурной акустики); улицы города; леса, поля и горы, – все они отзываются на звук по-разному.
Масса факторов может повлиять на акустику. Большие пустые помещения, как правило, звучат более гулко и «глянцево»; они же, заставленные вещами, завешанные тяжелыми портьерными тканями, застланные коврами, звучат глухо, почти «ватно».
Пустой концертный зал, в котором утром перед концертом проходит репетиция, будет звучать не так, как тот же самый зал, битком набитый публикой. Звучание зависит даже от того, в каждой точке пространства стоит музыкант!
И опять, – поскольку у скрипача нет времени проводить научные исследования и рассчитывать формулы, когда он уже вышел на сцену, — к особенностям акустики того или иного помещения ему приходится адаптироваться прямо «на лету», используя художественное чутье. (И то, что такой метод работает – лишнее доказательство того, что не стоит разделять человечество на «технарей» и гуманитариев и недооценивать последних: интуиция артиста зачастую – не что иное, как сверхбыстрое мышление).
P.S. Перечисляя особенности звучания в разных помещениях, мы не упомянули звукозаписывающую студию. И вовсе не случайно: ведь это практически глухая комната, никак не отзывающаяся на звук. Она построена для того, чтобы писать звук всухую, «как есть». К тому же она полностью изолирована от внешнего мира, в ней царит сплошная, неестественная тишина.
Играть в таких помещениях (да и вообще в них находиться) не очень-то интересно. Многим это даже доставляет ощутимый психологический дискомфорт. И это понятно: на нашей планете, где всё живет, дышит и звучит, так не бывает. Так бывает разве что в космосе; космонавтов перед тем, как допустить к полетам, обязательно тренируют и испытывают в специальных глухих комнатах — сурдокамерах.
И хотя звукозаписывающие студии, как ясно из названия, строили специально для записи звука, все-таки скрипку далеко не всегда пишут именно там. Природа скрипки такова, что к ней просто просится реверберация акустического зала, а скрипачу для того, чтобы раскрыться полностью, желательно слышать отраженный звук.
См.: Специфика звукоизвлечения в зале и учет психофизиологических механизмов эстрадного состояния (В. Григорьев)
Игра в классе, зале или студии?
—
Ссылки по теме:
Основы акустики, архитектурная акустика
См. тж.: Тайна акустики яичных лотков
—
P.P.S.
Станислав Ежи Лец сказал когда-то: «каждый зритель приносит в театр свою собственную акустику». Но это уже совсем другая история.
Здравствуйте, Анна. Очень рада что случайным образом нашла Ваш сайт. Прочитала многие Ваши статьи и во многом получила психологическую и духовную поддержку!
Меня всегда волновал вопрос акустики. Я не так давно начала заниматься скрипкой, а до этого взяла в руки флейту. Флейта довольно капризный инструмент и без акустики нюансы и выразительность на этом инструменте слишком скудные. Как оказалось в таком положении находятся все музыкальные инструменты, когда начинаешь вникать в тонкости.
Сейчас у меня есть возможность заниматься на скрипке только дома, где акустика очень резкая и глухая. В звуке скрипки я всё время слышу очень явный призвук (шипение) канифоли и трение волоса о струну. Никак не могу привыкнуть к этим звуковым качествам и многие мои идеи по поводу занятий остаются нереализованными. Иногда начинаю терзать себя за всяческие «отмазки» в сторону акустики, но всё же, каждый день часть работы, которая касается звука и выразительности остаётся в тени. Инстремнт звучит слишком прямолинейно, есть огромный призвук от канифоли, а сама скрипка малочувствительна. Хотела с Вами по этому поводу посоветоваться и услышать Ваше мнение. Мне кажется, что ощущения и восприятие очень меняется от акустики, в которой себя слышишь. Если акустика глухая и резкая, то не услышишь никакой тонкости. Это сковывает даже на начальном уровне (может дальше больше чем на более продвинутом, хотя с флейтой в плохой акустике мне также некомфортно, хотя работаю уже на более высоком уровне). На днях поменяла канифоль Пирастро Пиранито и струны Пирастро Тоника(стояли несколько месяцев), думала это поможет, но к сожалению результат тот же. Сейчас стоят струны Томастик Доминант, использую канифоль Бернандель от фирмы Саварез.
Мне кажется что акустика во многом решает тот подход с которым ты будешь заниматься,я за собой это замечала. Со сменой акустики в лучшую сторону начинаешь замечать больше нюансов, возникает больше мыслей, а вот неточности и погрешности, они же слышны всегда, если ты уделяешь внимание всему что делаешь. Мне кажется, заниматься всё время в плохой акустике не очень хорошо и даже в некоторых случаях это может наносить вред, даже на начальном этапе занятий (но осмысленных занятий!). Особенно это сказывается на ощущении инструмента и психологическом восприятии себя с инструментом. Кажется что он всегда звучит грубо и прямолинейно. Из-за звука сковывается и техника. Возможно не все чувствуют такой дискомфорт занимаясь в не очень музыкальной акустике, но для меня это всегда имело огромное значение.
К сожалению сколько бы я не старалась об этом с кем-то поговорить или же найти что-то в интернете, в книгах, нигде не нахожу подобных мыслей. Я понимаю что оказаться в хорошей акустике порой бывает непросто, но это не значит что от этой мысли нужно совсем отказаться. Никто и нигде об этом не говорит. Первый раз читаю подобные мысли у Вас на сайте. Впрочем и многие другие Ваши мысли очень уникальны и об этом либо говорят мало, либо не говорят совсем.
Спасибо Вам за внимание. Очень хочется услышать Ваши мысли по этому поводу, так как разделяю очень многие Ваши идеи и взгляды, но со скрипкой у меня ещё не много опыта. Хочется в этом разобраться.
Заранее Вам спасибо!
Дорогая Евгения, простите, что отвечаю поздно. Акустика, конечно, влияет и на звук, и на самоощущение во время игры, и на мотивацию. И действительно об этом не особенно говорят, не особенно пишут. Но если говорить об обучении, то все-таки считается, что играть и заниматься надо уметь в любой акустике. Т.е. надо стараться, чтобы звук был хороший в любом помещении (сипа, шипа, хрипа и прочего не должно быть нигде — ни в зале, ни в классе, ни в комнате). До какой-то степени неблагодарная акустика помогает совершенствоваться, потому что ошибки слышны. А в некоторых помещениях они и правда не так заметны. С детства помню, как моя педагог ругала учеников, которые смекнули, что лучшая для них акустика — в туалете (не шучу!), потому что она гулкая, скрадывает ошибки, и занимались там:) Педагог это дело им запрещала.
Хотя бывают и другие крайности. Правда, известный мне пример относится к уже сложившемуся профессиональному музыканту. Несколько лет назад на моем сайте появился собеседник — очень умный, при этом фанатично преданный необычной идее заниматься лишь в совершенно лишенных резонанса, глухих помещениях наподобие звукозаписывающей студии. Правда, сам он своим рекомендациям не следовал, потому что, как я поняла, давно оставил музыку. Но, по его словам, так любит заниматься его друг, прекрасный скрипач. Мой собеседник очень активно убеждал меня, что лишь так сложившийся музыкант может услышать свои ошибки: если он начнет так заниматься (либо арендуя студию, либо устроив «глухую» комнату у себя дома), класс его игры взмоет вверх.
Он, правда, признавал, что такие занятия — мазохизм (по типу «мыши кололись, плакали, но продолжали есть кактус»), но считал, что здесь важно не «хочу», а «надо».
Я тогда не спешила с ним соглашаться (хотела набрать информации — для меня это была совершенно новая тема), а сегодня отношусь к такой идее критически, считаю, что красота скрипичного звука нуждается в резонансе, что дыхание скрипичной фразы невозможно в помещении без резонанса, как наше собственное дыхание немыслимо в безвоздушном пространстве. Правда, у всех свои подходы к занятиям, все индивидуальны, и если другу моего собеседника действительно помогают именно такие занятия, то это его личный подход, его право.
Но… Это уже почти философское отступление. И ведь это крайности, акустика в вашей квартире никак не может быть такой, как в студиях. А вот если все-таки говорить о самом начале обучения, то остается заниматься там, где есть возможность. При этом гулкими помещениями прикрываться неполезно, к сожалению. (Конечно, даже дома есть места, где лучше звучит и где хуже — совсем не преступление заниматься там, где это комфортнее. Помещение, где занимались хитрые ученики, которых ругала моя педагог — не в счет!)
Как добиваться хорошего звука? Ответ лежит на поверхности. Ведь Ваш следующий комментарий про то, что у вас недорогой смычок, что вы в нем не меняли волос и он играет только если жирно наканифолить (причем канифоли хватает только на 2-3 минуты), — это логическое продолжение этого комментария про акустику. Сначала решите вопрос со смычком и добивайтесь хорошего звучания в тех помещениях, что вам доступны сейчас. Увы, не могу Вам подсказать, какой смычок выбрать — во-первых, у меня нет особого опыта в подборе именно ученических смычков такого плана, поэтому мои коллеги, которые активно занимаются педагогикой, здесь вам лучше подскажут; а во-вторых и в главных, ведь по интернету совершенно невозможно этот смычок потрогать, им поиграть (а это и нужно делать при выборе: от смычка очень сильно зависит звук! Про штрихи, про его эластичность и прыгучесть даже не говорим…) Так что все-таки это вопрос к педагогу и к мастеру, к тем, кто рядом с вами.
Удачи!
Спасибо большое Вам за Ваше внимание и полезные советы. Я как раз занялась подбором смычка для себя, так как пришла, в итоге, к мысли, что именно смычок так значительно портит звук. Надеюсь что этот вопрос решиться как можно раньше, хочу сообщить Вам свои впечатления, как только удасться сменить смычок.