Перейти к содержимому

Агогика

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Агогика

Черновик статьи для Азбуки

Чтобы понять, что такое агогика, проведем небольшой эксперимент.

Нам понадобится скрипка со смычком, какое-нибудь произведение (или часть произведения), представляющее собой насыщенную эмоциями музыкальную «речь» (скажем, начало »Покинутой Дидоны» Тартини), и метроном.

Выставляем метроном таким образом, чтобы втиснуть наше исполнение в жесточайший ритмический корсет (то есть метроном у нас будет отстукивать по возможности самые мелкие длительности) и начинаем играть. Скрупулезно выполняем все, как написано в нотах и при этом четко совпадаем с каждым (частым) ударом метронома, не позволяя себе отклонений ни на йоту, ни на миллисекунду, делая все одинаковые по формальному «статусу» ноты (все шестнадцатые, все восьмые) абсолютно равными друг другу в арифметическом отношении.

Ну что ж — мы сделали все, как написано в нотах. Не так ли? Формально это так. Никто не придерётся.

Но, о ужас! Куда при этом делась музыка? И почему это звучит так, словно это робот Вертер из фильма «Гостья из будущего» декламирует нам «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты»?

Дело в том, что в речи (словесной или музыкальной) живого человека всегда присутствуют малюсенькие, практически незаметные отклонения от абсолютной ритмической и метрической точности. В этих малюсеньких отклонениях и проявляется душа.

Ведь появляются они оттого, что какие-то «слова» или «слоги» в речи (в данном случае музыкальной) выделяются, на них появляется смысловой акцент, они произносятся особенно выразительно, и потому они слегка     р а с т я г и в а ю т с я  за счет других слов  и слогов, которые|также|совсем|незначительно|ускоряются.

При этом общий ритмический корсет произведения (если смотреть «по-крупному») не «плывет», не искажается, темп в целом остается тем же.

Такие микро-ускорения и микро-замедления, а также другие небольшие отклонения от ритма и метра, касающиеся музыки слышимой и неслышимой, называются агогикой. Ее, разумеется, нужно отличать от обычной неритмичной игры, происходящей по самым банальным причинам (нетренированные пальцы «западают» на грифе и т.п.).

Агогика в нотах не прописывается, ее специально не «учат», и вообще здесь ничего не надо придумывать, нужно только быть в контакте со своей душой и позволять живой музыке, живым мыслям и эмоциям самим рождаться под пальцами. Если исполнителю эмоционально близко произведение, а душа его отзывчива, всё будет получаться само собой. Только эмоции должны быть настоящие, а не искусственные, иначе получится манерно (как люди иногда говорят, манерно растягивая слова, так иногда бывает и с музыкантами).

В некоторых произведениях (например, у Шопена) исполнитель может позволить себе более крупные ускорения-замедления и отклонения от темпа и метра, если нужно по-особенному «выговорить» каждую музыкальную фразу, см. «украденное время».

Про агогику в энциклопедиях:

Агогика (от греческого agōgē — увод, унесение), в музыкальном исполнении небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности.
Большая Советская Энциклопедия

АГОГИКА (от греч. agōgē — увод, унесение) — небольшие отклонения от темпа (замедления или ускорения), не обозначаемые в нотах и обусловливающие выразительность муз. исполнения. Термин «А.» применялся в др.-греч. муз. теории; в совр. музыкознание введён в 1884 X. Риманом, разрабатывавшим общую теорию муз. исполнения. Ранее явления, относящиеся к области A., обозначались как «свободное Tempo rubato «. А. способствует выделению тактового и мотивного членения произв., подчёркивает особенности его гармонич. структуры. Связанные с фразировкой и артикуляцией, агогич. отклонения возникают параллельно муз. динамике и как бы вытекают из неё; в затакте лёгкое crescendo обычно сочетается с небольшим ускорением темпа; на звуках, приходящихся на сильное время, темп, как правило, слегка замедляется, т. е. их длительность растягивается (т. н. агогический акцент, обозначаемый в нотном письме знаком или над нотой), в diminuendo и на слабых (женских) окончаниях прежний темп восстанавливается. Эти небольшие темповые отклонения в большинстве случаев взаимно компенсируются, чем обеспечиваются целостность, слитность муз. движения. Такая А. применяется в небольших муз. построениях. В более широких (объёмных) муз. построениях (напр., при длительных секвенцеобразных ходах) встречается А. иного типа — торможение движения, часто ещё более усиливающее действие динамич. подъёма, замедления, паузы при вступлении темы и т.п. Хотя А. возникла вместе с самим муз. искусством, масштаб применения агогич. темповых отклонений, прежде умеренный, очень возрос в 19 в., в эпоху расцвета муз. романтизма. Особым видом А. является Tempo rubato.

Музыкальная энциклопедия

См. также:  «Прекрасный скрипач… музыкант… артист…»

8 комментариев для “Агогика”

  1. Наталья

    Обидно, что такие «АФ» набрали обороты. Во всех областях и на всех уровнях.

    1. Пожалуйста! А вам спасибо за необычный ваш ник, благодаря которому я полюбопытствовала, зашла на ваш сайт и с большим интересом начала читать текст о норвежском мачтовом стиле и стиле драконов! Дома как корабли — это интересно!

  2. Маринова-Петрова М.

    Спасибо, дорогая Ана! Мне будет полезно вся эта информация по поводу работе над моей дипломной работы! Приветы !

  3. Не за что! Каждая тема в этой жизни — как вселенная, в которую можно погружаться бесконечно!

  4. Рубато это частный случай агогики. Даже если специально задаться целью сыграть всё математически ровно под внешний хронометр — метроном, то фактически это невозможно сделать. метроном тоже не идеален, как и самые точные «атомные часы».
    Каждый человек звучит по разному, с одному ему присущим ощущением («feel» — как говорят американцы). Потому что каждый человек в силу разных факторов, имеет своё собственное ощущение «времени» и трактовки длительности, в зависимости от навыка ровной игры. К слову, почему дети и взрослые чувствуют ход времени по разному. На этот счет есть теория «тиков» времени. Это всё влияет на конечный результат. Кроме того, впечатление «ровности игры» зависит также и от остроты ритмического слуха слушателя. Иными словами, обладая способностью играть ровно выше определенного порога восприятия обывателем ровности, исполнитель создаёт лишь иллюзию своей ровной игры. Которая в любом случае не лишена агогики. Фактически, агогика — это человеческая погрешность и несовершенность ощущения и трактования импульсов во времени. То есть длительностей в темпе.
    Мастера умеют применять агогику, как средство выразительности и свой собственный почерк. Например, у двух суперпрофессиональных барабанщиков один и тот же простой ритмический рисунок при игре под метроном всё равно будет отличаться. Но эти отличия услышать смогут не все.

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *