Перейти к содержимому

Машинки

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Машинки

mashinkamashinka2mashinka3mashinka4 

«Скелет» статьи для Азбуки

Скрипка в железных тисках (Виолано-виртуозо, см. ) — это, конечно, всего лишь грустная сказка про Франкенштейна, но микроскопический элемент чего-то подобного нередко можно встретить и на скрипке вполне традиционного классического скрипача.

Речь о крошечных приспособлениях, которые прикрепляются  на подгрифник и струну и используются для микроподстройки скрипки (на волосок выше, на волосок ниже…) По-английски они называются fine tuners или string adjusters, по-русски — просто машинками.

Машинки бывают разных типов (см. картинки в начале этой страницы). Чаще всего встречаются в нашем повседневном обиходе примерно такие, как на рис. 1 (здесь в исполнении немецкой фирмы Wittner). На рис. 3 изображена «английская», или «хилловская» модель.

Делают машинки из различных металлов. Встречаются позолоченные, — полностью или только с позолоченными винтами, — никелированные, хромовые и др. Соответственно разным может быть и их цвет: золотистый, стальной, чёрный.

Существуют подгрифники с уже встроенными в них четырьмя машинками; покупают машинки и отдельно, причем не всегда ставят их на все четыре струны. Скрипачи, претендующие на высокий статус, часто снобистски относятся к машинкам, ставят их только на Ми-струну, максимум на Ми и Ля. (Насколько снобизм оправдан, сложно сказать: данными о том, что машинки ухудшают звук, я пока не располагаю).

На что стоит обратить внимание при выборе машинки:

1. Она должна быть качественной («не китайской»);

2. соответствовать размеру скрипки (в каталогах обычно указывается, что машинка, скажем, рассчитана на целую скрипку — т.е. 4/4 —  или половинку, 1/2);

3. лапки машинки — за которые крепится струна — не должны быть с чересчур острыми краями, иначе струны будут рваться;

4. выбирая тип машинки, стоит помнить, что некоторые из них годятся только для струн, оканчивающихся петлёй; некоторые подойдут и для петли, и для шарика.

В современных каталогах можно найти машинки специально для жильных струн, но чем они отличаются от обычных — пока сказать не берусь.

P.S. Меры предосторожности:
Не стоит вкручивать машинку, подобную той, что на рис. 1, по самое «брюхо»: есть риск, что она «сядет» на деку скрипки и повредит ее.

См.:  каталог машинок Wittner

Хилловская машинка

Дискуссия на тему, какой тип машинок выбрать (англ.)

Дискуссия о том, действительно ли нужно ставить лишь одну машинку на хороших скрипках (англ.) 

15 комментариев для “Машинки”

  1. Дмитрий

    по моему, логичнее было бы ставить машинки именно на струны ре и соль, т.к. ми и ля настроить колками проще, чем эти две))

  2. Только что нашла в инете дискуссию на тему снобизма и «одной машинки» (на англ. яз.), поставила ссылку в конце страницы.

  3. P.S. Поразмыслив насчет четырех машинок, пришла к выводу, что все дело, возможно, в том, что «общественное мнение» не поспевает за прогрессом и навязывает под видом прописных истин то, что уже давно не актуально. (Как это часто бывает).

    В свое время, когда появился подгрифок Томастик со встроенными 4 машинками, он был сделан из металла целиком, т.е. был тяжелый и действительно глушил звук. Поэтому его на скрипки тех, кто серьезно обучался музыке (на хорошие скрипки) действительно не ставили.
    Но это было давно. Теперь существуют очень похожие по форме модели, опять-таки с 4 машинками, но они сделаны из принципиально иного высокотехнологичного материала (углепластика, вроде бы). Он легкий, и на звук (так, как это происходило с металлическими подгрифками) не влияет. (Насколько могу судить). Но поскольку общественное мнение инертно, отношение к подобным моделям подгрифков осталось таким, каким оно было 30 лет назад, и поскольку обычно в первопричинах особо никто не копается, общественное мнение объясняет все просто: «так не играют».
    …Такова пока моя гипотеза))

  4. Александр

    Нужны машинки или нет? — каждый музыкант выбирает для себя сам. Играя в оркестре, когда звук твоего инструмента сливается с другими, нет смысла играть на изысканном сольном инструменте, с дорогими жильными струнами. Поэтому большинство оркестрантов играют на стальных струнах. Солисты же предпочитают тембристый звук, отсюда и струны синтетические или жильные. Жильные струны по сравнению со стальными тянутся сильнее и настраивать колками их проще. Ставят в основном одну машинку на струну Ми, потому что во многих комплектах даже синтетических струн (например,Evah Pirazzi, Obligato) Ми стальная и ее трудно настроить колком. Кроме того, струнодержатель влияет на звук инструмента, чем легче — тем меньше влияние. Для большинства оркестровых, так скажем, инструментов это незаметно, но сольные «Страдивариусы» очень чувствительны к балансу всех частей инструмента, монтировке и т.д…Темболее если речь идет о том, что нужно вытянуть мощный звук и богатый тембр из жильных струн. Влияет даже высота звука струн за подставкой.

  5. Борис М.

    Подгрифник прилично влияет на звучание. Мне рассказывал пожилой, проработавший много лет в ведущих коллективах музыкант, что в середине 20го века были мастера, интересующиеся подгрифниками и умеющие подстраивать подгрифники. На подобие того, как настраивают подставки. Тут важно и какое дерево применяется и какой тон давал подгрифник. Конечно, речь идёт о хороших инструментах. Были и среди музыкантов такие умельцы.

  6. Борис М.

    А на своей скрипке я использовал Witner, подгрифник с встроенными четырьмя машинками. Не самый худший вариант, но поменял его на палисандровый и поставил лёгкие 2 машинки. И больше к всякой этой пластмассе не тянет! Сильно забирают тембр, краски эти подгрифники. Подгрифник -это звучащая деталь.

  7. А вот дискуссия на немецком
    Интересен один из последних комментариев, вот мой перевод:

    Из личного, буквально тысячекратного опыта, могу сказать — справедливо, что четыре отдельные машинки излишне утяжелят деревянный подгрифник и, таким образом, отрицательно повлияют на звук.
    Лёгкие подгрифники Wittner со встроенными машинками, по сравнению с деревянными подгрифниками даже с одной машинкой — напротив, УЛУЧШАЮТ звук. Не только я, но и слушатели, и музыканты, могли много раз в этом убедиться, в ситуации «до/после», на многих инструментах. Единственный минус во встроенных машинках — потенциально возникающие посторонние шумы.

  8. О, это очень интересно! Про то, что четыре отдельные утяжелят — видела, чтобы говорилось, а вот про 4 встроенные против 1 на деревянном подгрифнике — впервые слышу, но мне близок такой подход)

      1. А вы знаете какие-то смазки для машинок потому что стали очень туго крутиться. Если есть посоветуйте какие-то пожалуйста.

      2. А вы знаете какие-то смазки для машинок потому что очень туго начали крутиться. Если знаете посоветуйте какие-то пожалуйста.

  9. Здравствуйте. Скажите, а без использования машинок скрипка звучит лучше…..Я слышал такое мнение)

  10. Наталья

    Не совсем в тему, но вот какой вопрос. А какой гриф лучше выбрать при его очередной замене — палисандр или чёрное дерево? Влияет это как-то на звук? Почему палисандровые грифы на скрипках редко встречаются? Сколько ни смотрела выступления известных скрипачей, оркестров — у всех гриф из чёрного дерева. Мастер мой говорит, что ни чем не отличается. Но почему тогда палисандровых грифов (светлых) так мало? Заранее спасибо, если кто-то ответит здесь 😊

Добавить комментарий для Мария Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *