Перейти к содержимому

И. Ямпольский. Хандошкин (окончание)

скрипка | книги об истории скрипки

И. Ямпольский. Русское скрипичное искусство. Хандошкин

Окончание — стр. 6 (к началу главы)

42

Из фортепианных произведений Хандошкина сохранилась «Российская народная песня с вариациями» для пиано-форте, анонимно помещенная в приложении к «Карманной книжке любителей музыки» Герстенберга за 1795 год. Она представляет сокращенный вариант его же вариаций на песню «Выйду ль я на реченьку» для двух скрипок1. Это было, видимо, неизвестно Финдейзену, определившему авторство Хандошкина по публикации Герстенберга в «СПб. ведомостях»2.

Финдейзен чутко отметил: «Эти вариации Хандошкина разнообразнее по изобретательности других современных произведений этого рода, хотя некоторые из них напоминают приемы скрипичной лиры» 3. Действительно в фортепианных вариациях много живого своеобразия и изящества. Блестящий скрипач Хандошкин переносит в фортепианное изложение скрипичные приемы игры, вносит в фортепианное письмо тонкость и разнообразие скрипичных штрихов.

Несмотря на все поиски, не удалось обнаружить оркестровых произведений Хандошкина и его пьес для гитары. Как известно, Хандошкиным изданы были для оркестра «два польских с отменным вкусом» («Молодка-молодая» и «Как у нас в садочке»), которые были «сыграны в торжественный день в Санктпетербурге в публичном маскераде и от Почтеннейшей публики удостоенных отличною похвалою» 4. Существует также указание на то, что Хандошкин писал симфонии 5.

На гитарные пьесы Хандошкина указывает М. Стахович: «гитарные ноты Хандошкина случалось мне видеть один только раз, лет двенадцать тому назад, в Малороссии, в г. Пирятине, у штатского смотрителя тамошнего училища, который прежде играл на гитаре. Это одни из лучших вещей, которые когда-либо были написаны для нашего инструмента» 6.

Бросая общий взгляд на композиторское творчество Хандошкина, мы видим в нем проявление самобытной личности русского художника, оригинальность музыкального мышления, выраженного средствами своеобразной, национальной трактовки скрипки. Опираясь на художественные традиции народного искусства, развивая и обогащая скрипичную технику, Хандошкин создал законченные образцы русской скрипичной музыки XVIII века.

Хандошкин является основоположником русской скрипичной литературы и сольно-концертного инструментального стиля Его композиторское творчество отображает высокий уровень развития русской музыкальной культуры в XVIII веке, разоблачает лживые легенды о подражательности, якобы присущей русской музыке этого периода.

В композиторском творчестве Хандошкина сохранился весь аромат весеннего цветения русской национальной музыкальной культуры. Несомненно, что в своих творческих исканиях великий русский скрипач был не одинок, и, вероятно, дальнейшие разыскания еще откроют нам ряд неизвестных скрипичных произведений забытых мастеров, окружавших этого замечательного художника.

к началу главы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *