Дмитрий Благой

Дмитрий Благой

— —

/ см. также сайт blagoy.ru — о литературоведе-пушкинисте Д.Д.Благом (1893-1984) и его сыне — пианисте и композиторе Д.Д.Благом (1930-1986), а также ссылки в конце этой страницы/

— —

(Послесловие к переизданию фортепианной транскрипции Д.Д.Благого вокального цикла Р.Шумана «Круг песен» op.24, изд-во «Дека-ВС», серия «Шедевры фортепианной транскрипции»)

 

Пианист и композитор Дмитрий Благой (1930-1986)
Пианист и композитор Дмитрий Благой (1930-1986)

 

Дмитрий Дмитриевич Благой (1930-1986) – выдающийся пианист, композитор и музыковед, заслуженный артист РСФСР.

Его деятельность была многогранной. Он создал форму концертов с рассказом (в 1970-х г. давал абонементные концерты «Играет и рассказывает Дмитрий Благой»). Много концертировал, записал в фонд радио более 200 произведений, выпустил одиннадцать грампластинок. Не менее обширным было и его  литературное творчество: он публиковался в книгах, газетах, журналах, вел передачи о музыке на радио и телевидении. Среди изданных его музыкальных произведений — «Прелюдии» и «Пять музыкальных картин» для фортепиано, вокальные циклы, в том числе  «Живая тишина» на слова В.Берестова, «Блестящее каприччио» для фортепиано с оркестром, и многие другие.
 
***
Дмитрий Благой родился 13 апреля 1930 года в Москве. Он происходил из старинного  дворянского рода, находившегося в родстве с многими представителями русской культуры — с семьями Толстых, Римских-Корсаковых, Вяземских и др.
Его родители были связаны с литературой: отец, академик Дмитрий Дмитриевич Благой, был знаменитым литературоведом-пушкинистом, а мать, Вера Степановна Нечаева — выдающимся текстологом, основателем московского музея Достоевского. В том, что Дмитрий Дмитриевич Благой-младший тоже одарен литературно, сомнений не возникало. Был у него и талант к рисованию. Но основным оказался талант музыкальный, и главной темой в его жизни стала музыка.
Произошло это почти случайно. Однажды он вместе с матерью был в гостях, где в то время находился и знаменитый профессор Московской консерватории А.Б. Гольденвейзер. Профессор заметил, что у этого маленького мальчика не только абсолютный слух, но еще и врожденное чувство звука (тот безошибочно определил, какой из двух роялей, стоявших в доме, лучше). Гольденвейзер посоветовал В.С.Нечаевой отдать сына учиться в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Окончив ее, Д. Благой без экзаменов был принят в консерваторию в класс А.Б. Гольденвейзера. Затем с отличием окончил консерваторию (по классу рояля у Гольденвейзера, по классу композиции у Ю.А. Шапорина), потом аспирантуру. А потом всю жизнь преподавал в консерватории. Дмитрий Благой был доцентом Московской консерватории, членом Союза композиторов СССР, защитил диссертацию по музыкальной текстологии, и т.д.
И хотя он часто представал перед публикой в разных ипостасях (пианист, композитор, педагог, музыковед, музыкальный писатель…), главным направлением всегда была музыка: ее он играл, сочинял, и о ней рассказывал.
 
***
Н.Н. Каретников отмечал, что  Дмитрий Благой принадлежал к исполнителям, которые обгоняют свое время: «В том, как он играл на фортепьяно в последнем классе школы и особенно в консерватории, были элементы, предварявшие будущую игру Гленна Гульда — утонченная нервность, огромная интеллектуальная работа в соединении с мощным темпераментом».  Опередил свое время Д.Благой не только как пианист, но и как музыкант-просветитель. То, что он ввел в музыкальный обиход, стало повсеместно развито через двадцать лет после его смерти, с наступлением нового тысячелетия.
Например, он популяризовал редко исполняемые русские музыкальные произведения доглинскинской поры (сочинения Бортнянского, Хандошкина, Жилина и др.). Старинная музыка — сегодня это любимое увлечение музыкантов-интеллектуалов, в Московской консерватории есть теперь даже кафедра исторического исполнительства. Но тогда, в 1970-е-1980-е, ничего подобного не было, и Д.Благому приходилось отстаивать перед скептиками идею издания пластинок со старинной русской музыкой. Во многом именно он, пропагандируя эту музыку концертах и грамзаписях, подготовил интерес к ней у нынешних музыкантов.
Кроме того, Дмитрий Благой создал форму просветительских концертов с рассказом. На них он не только исполнял музыкальные произведения, но и рассказывал про историю их возникновения, про их авторов. Так музыка, написанная сто-двести лет назад, становилась еще ближе и интересней слушателям. Знаменитый историк, академик Сигурд Оттович Шмидт, сегодня рассказывает: «Дмитрий Благой был первым, кто стал проводить такие концерты. Тогда мы [слушатели. – А.Б. ] даже не сразу это поняли, а позже подобную форму концертов стали повторять другие».
 
***
В своих концертах Д.Благой часто обращался к творчеству Роберта Шумана, близкому ему по духу. Многое роднило двух музыкантов: как известно, Шуман тоже с детства увлекался книгами, тоже много писал о музыке в прессе, и тоже был очень внимателен к теме взаимодействия музыки и слова.
Транскрипция Дмитрия Благого для фортепиано шуманского вокального цикла «Круг песен» впервые была издана в 1972 году.  При создании транскрипции Д.Благой бережно отнесся к литературной части цикла — стихи Гейне, послужившие текстами романсов Р.Шумана, оставлены в цикле в качестве эпиграфов. Издание, которое вы держите в руках, как и первое издание, приведено в авторской редакции Д.Благого. Ему принадлежат названия сочинений цикла, аппликатура и «самые общие педальные обозначения» (стоит помнить, что он оговаривал в примечаниях: «ремарка «con pedale» «предусматривает лишь более обильное применение правой педали»).  Ему же принадлежат заключенные в скобки указания темпа, характера и динамических оттенков. Стихи-эпиграфы печатаются по изданию: Генрих Гейне. Собрание сочинений в десяти томах. Том I, ГИХЛ, 1956.
  
*** 
Несмотря на активную деятельность, Дмитрий Благой успел сделать не всё – его жизнь оказалась короче, чем того требовало количество идей и замыслов.
Однако музыкальные и литературные его труды издаются и сейчас: вышли в свет книга «Избранные статьи о музыке» и вокальный цикл «Пушкинская тетрадь» (их можно найти также и в Интернете, на сайте http://blagoy.ru/), а теперь переиздана и транскрипция «Круга песен» Шумана.
К счастью, наследие, оставленное выдающимися деятелями культуры, никуда не пропадает — оно имеет свойство возрождаться в новых поколениях. И кто знает: если судьба распоряжается так, что талантливый человек уходит из жизни, — может, не всегда это действительно финал. Может, иногда это стоит понимать скорее как пометку в нотах — da capo al fine
  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.