Меня зовут Анна Благая, я скрипачка, журналист, автор «Скрипичной азбуки», исследователь, создательница нескольких сетевых проектов. Моя жизнь до сего момента проходила так.

Родилась 1 апреля 1978 г. в Москве, в литературно-музыкальной семье. Детство провела на даче в писательском поселке, заваленной книгами.

В 1985-96 училась в ЦМШ при Московской консерватории, образованной некогда из Особой группы для одаренных детей. В 1996 поступила в Консерваторию так называемым «первым номером».

В консерватории, в классе проф. М.Л. Яшвили, увлеклась виртуозным репертуаром, творчеством Паганини, Тартини и Шимановского. Разрабатывала сама для себя тему » речи на скрипке» (как я это назвала). С того времени у меня остались наброски статей и книги.

Сохранился и отзыв о моей игре того времени профессора Ирины Бочковой (1997):

«Я знаю Анну Благую много лет, еще по школе. Она очень интересный, самобытный музыкант, ее выступления всегда привлекают своим благородством, красотой звука, техническим мастерством, вдохновением»

…В 2001 окончила консерваторию с отличием, красным дипломом и квалификацией концертного исполнителя, поступила в сольную аспирантуру, где, под руководством проф. С.И. Кравченко, впервые стала играть сольные концерты.

Концерты были программные — к тому моменту я уже давно  тянулась к идеям синтеза искусств, а к литературе, возможно, еще больше, чем к музыке: «Виртуозная музыка трех столетий», «От Баха до Шнитке», «Театр».

Но перспективами исключительно музыкальной «карьеры» очень тяготилась и в итоге, ответив отказом на очень лестное предложение преподавать специальность в родной ЦМШ, а также писать в консерватории диссертации по методике и истории скрипичного исполнительства (эти предложения также были высказаны в очень лестной форме), я все бросила и начала с начала.

Аштрей

Еще на последнем курсе консерватории/в аспирантуре, взяв псевдоним Аш в честь героини киберпанковского фильма «Авалон», я построила свой первый сетевой проект: виртуальный лабиринт об утопиях и синтезе искусств ashtray.ru.

Там я находила и показывала то, что станет обычной реальностью лишь лет 15-20 спустя (например, собирала на страницах сайта «текст-арт и графическую поэзию»,  сейчас это называется, кажется, «леттеринг», этому теперь даже детей учат), выкладывала свои «звуковые фотографии».

Такова была моя «виртуальная» деятельность.

Конечно, я бесконечно радовалась, когда мою законспирированную работу отметили авторы программы «З@грузка» — и даже дважды. Узнала я об этом задним числом, сами программы так и не увидела, но сохранились тексты. Вот один из них:

Государственный телеканал Культура

Новости культуры 21 ноября 2003 г 23:57

З@грузка

«Если пепельница полным полна, согласитесь, это ужасно. Чего не скажешь о «Пепельнице» виртуальной. Она к вредным привычкам отношения не имеет, но затягивает как курение. Потому что авторы наполнили ее известными и не очень утопиями, образчиками синтетического творчества, оригинальными звуковыми фотографиями. Cодержимое Ashtray.ru очень свежо. И эту ссылку нам было лестно получить на форуме З@грузки».

// Никита Корзун

Автор аналогичной радиопрограммы на радио написала чудесный текст о моем детище под названием «Прекрасный мир Утопии».

Я очень благодарна этим незнакомым мне людям, они меня очень подбодрили! Потому что в мире «реальном», а не «виртуальном», в основном, считалось, что я занимаюсь ерундой. Помню, какая-то музыковед всё ехидно спрашивала меня: «Зачем?»

Познаю мир

В 2003-2004 я была художником книг, креатором и копирайтером, админом сайта книжного издательства. Училась в институте телевидения и радио на режиссера, а в 2004 — на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова на журналиста (второе высшее образование, международное отделение).

Так реализовалась моя детская мечта — сочинение текстов. Несколько лет я была автором и редактором различных изданий, почти полтора года работала редактором в глянцевом приложении к газете «Ведомости» (в 2006-07 гг.) активно писала разнообразные материалы, в т. ч. из Парижа, Флоренции, с интересом познавая новый для меня мир (см.: Статьи . См. также: журналистское портфолио)

Я не была музыкальным критиком. И о музыке не писала, если не считать материала о необычных роялях — то есть полностью переключилась. Это важно.

Снова играю. Новый сайт. «Скрипичная азбука»

И случилось же так, что однажды вечером я зачем-то снова взяла скрипку и (к своему изумлению) после пятилетнего перерыва сыграла Первый концерт Паганини. Оказалось, я все еще умела играть.

Мне даже показалось, что сочинение текстов удивительным образом помогло по-новому, более сильно и ярко «говорить» и петь на скрипке.

Так что же, надо было бросить музыку на время, чтобы лучше ее понимать?

С этим открытием можно было поступать по-разному. Я решила им поделиться — стала строить скрипичный сайт.

С 2009-2010 года с огромным увлечением я страница за страницей писала свою «Скрипичную азбуку». Наброски книги частенько записывала со скрипкой и смычком в руках.

Вернулась я и к концертам.

Таковы были новые программы: Мифы , Танцы народов мира,  Любовное настроение,  Концерт, посвященный случайностям.

Параллельно с концертами и «Азбукой» я в конце нулевых- начале 2010-х путешествовала, в том числе по Востоку, набираясь вдохновения в этих поездках, которые дали даже больше, чем посещения знаменитых европейских культурных столиц (см: путешествия)

…Сайт я не «раскручивала». Относилась к нему, как к «письму в бутылке», потому что все кругом говорили мне, что это будет «никому не нужно». Но все-таки он как-то нашел дорогу к людям и его полюбили.

В 2011 я писала здесь на сайте:  «С момента создания этого сайта прошло более двух лет. Многое произошло, я претерпела довольно сильную эволюцию. У моих проектов теперь около 25 тысяч посещений в месяц, сайт blagaya.ru — крупнейший сайт о скрипке на русском языке (и, возможно, не только на нём: читатели из других стран пишут мне, что у них нет скрипичных сайтов с таким количеством информации и они пользуются моим сайтом). В «Скрипичной азбуке» постепенно набралось уже почти 200 статей, я получила предложение издать книгу, сделала первую запись в студии».

Совпадения

…/2011-2016/ Но вот произошло нечто неожиданное. На мой сайт стали попадать люди, которые задавали вопросы или, наоборот, что-то сообщали о моих связанных с музыкой и литературой предках, об их наследии.

Сначала я всех отсылала в Ленинку, где хранился, как я знала из семейных рассказов, архив моей бабушки-историка литературы. Однако он тогда в каталоге Ленинки не значился. И я решила найти его сама и свести исследователей с документами.

Так я оказалась в Архиве РГБ, а потом пришла в Отдел рукописей, в божественной красоты Дом Пашкова, зашла в зал с надписью «на благое просвещение», хмыкнула, получила в руки опись фонда 792, и… пропала.

В моей жизни начали происходить какие-то необъяснимые совпадения; факты, книги, документы стали сами идти ко мне в руки. Некоторые происшествия нельзя было объяснить ничем, только мистикой. И проигнорировать их было нельзя.

Смиренно я ходила по архивам, отложив на время собственные дела и планы, и все время себе говорила: «Вот еще немного — осталось посмотреть только один листочек… » Но дни шли, одна папка отсылала к другой папке, один архив — к другому…

Так я написала первую версию книги о бабушке (бета-версию!), получила предложение издать бабушкину книгу, для чего снова погрузилась в архивы и многое переделала, потому что знаю теперь больше. Накопленная информация лежит теперь у меня, в свое время она будет издана на бумаге. (Как называлось издательство, предложившее сделать книгу? «Совпадение»!)

…Параллельно я «по кирпичику» строила сайт blagoy.ru, посвященный папе и деду-литературоведу. Раздел про деда там — результат тех же случайностей. Я не собиралась этим заниматься. Но совершенно случайно попалась мне чья-то глупая статейка о деде, после чего дома мне как-то стали как нарочно лезть на глаза книги с автографами, прямо опровергающими написанное в той статье. Так образовался большой раздел на сайте, из которого (прежде всего, мне самой) стало ясно, какое место занимал дед в науке и каково было истинное отношение к нему его великих современников. Заодно и познакомилась с дедом — я его при его жизни не знала.

…Все эти случайности, как позже выяснилось, произошли вовремя.

Потому что к тому моменту, как я попала в эту тему (и когда считалось, что я занимаюсь теперь уже ну совсем полной ерундой), картина была такова:

  • бабушка (по папе), которую особо не хотел вспоминать даже созданный ею музей, который еще и умудрился «освободиться» от документов времен ее директорства (!)
  • дедушка (по папе), главный труд всей жизни которого исчез после его не вполне понятной смерти (о которой он папу еще и заранее предупреждал в письме!);
  • и папа, не признанный при жизни так, как того заслуживал. Оставивший, к счастью, большое количество записей — однако их никто не слышал.

Заранее первый пункт я знать не могла —  я не литературовед. Второй понимала лишь частично — не держала в руках документов. А когда всё сопоставила и увидела картину целиком, поняла, что никакого времени, потраченного на всю эту историю, не жалко.

…В 2016 у меня родилась обожаемая дочка и на какое-то время я полностью выключилась из всех остальных проектов. Родительство оказалось самым серьезным испытанием из всех, которые мне встречались. Несколько лет у дочки длились устрашающие ночные приступы, природа которых медицине была не ясна. Мне приходилось расшифровывать и другие загадки, цена правильного ответа всегда была высока, я штудировала медицинские источники, находясь в состоянии жестокой депривации сна.

Несколько лет такой жизни привели к моему полному изнурению. Я смотрела на свои собственные тексты и не могла понять их смысл. Но все равно пыталась завершить дела по «Бесконечно дорогим часам поиска», отлично понимая, что, случись со мной что-то, завершить работу будет некому. А вот на то, чтобы взять в руки скрипку, мне уже просто не хватало сил.

Вообще с 2014(15) по 2019 год судьба меня била по голове с большой изобретательностью. Но все, что нас не убивает — делает нас сильнее. Главное, что, к счастью, все в порядке с маленькой «М».

…В 2020 во время карантина я снова взяла в руки скрипку… на сей раз через 7 лет после последнего выступления.

И обнаружила, что все еще играю Паганини.

23.11.2020

фото сделано во время путешествия по Персии в 2008 г.

фото сделано во время путешествия по Персии

См. также: Фотографии

А еще: