о концертах

концерты

Обычно я играю ту скрипичную музыку, которую по недоразумению называют классической или академической (почему по недоразумению? пройдите по ссылке).

Но.  Во-первых, каждый мой концерт посвящен какой-нибудь теме. Это как спектакли — все действие на сцене посвящено какому-то сюжету. (Например: Мифы).

Во-вторых, это не совсем концерты. Это концерты-рассказы, смесь журналистики и музыки. (Я ведь и скрипачка, и журналистка, так что «Играет и рассказывает» — это подобие рубрики в журнале: каждый концерт посвящен какой-то теме и наполнен необычными любопытными фактами). Перед тем как исполнить пьесу, я рассказываю, о чем она — а то бывает так, что музыка сочинена лет 200-300 тому назад, а сюжет ее благополучно забыли уже лет так за 100 до того, как мы с вами появились на свет. (Приходится докапываться до правды, но это предмет особого разговора).

В-третьих, разговариваю я с публикой на концертах простым нормальным человеческим языком, потому что терпеть не могу бессмысленные понты и выспренний стиль, за которым часто прячется обыкновенное невежество. Если бы концерты назывались не так, как они называются сейчас, я обозвала бы их «О классике по-человечески«.  Впрочем, пусть тогда так будет называться раздел на этом сайте или какая-нибудь будущая книга.

Кстати, что важно: название цикла «Играет и рассказывает…» и концепцию таких концертов я получила по наследству от своего отца Дмитрия Благого, который их и придумал.

В-четвертых, я надеюсь баловать публику разными произведениями, в том числе всякими редкими и любопытными пьесами, а не только тем, что уже давно до дыр затерли скрипачи. Скажите пожалуйста, ну зачем по тысяча двести пятьдесят пятому разу играть одни и те же сонаты Брамса, когда история потеряла где-то на своих поворотах много достойной музыки, которая заслуживает того, чтобы ее заново нашли.

Достойной романтической музыки, добавила бы я. Во-первых, я сама романтик, а во-вторых, композиторов той эпохи что-то в последнее время незаслуженно стали зажимать или опошлять. Композиторам барокко повезло больше: сейчас масса умных людей ринулась исполнять никому не известные произведения никому не известных барочных авторов. И еще и исполнять их на никому не известных старых-старых, времен царя Гороха, инструментах. Мое почтение этим умным людям, я прекрасно понимаю, какой увлекательной исторической игрой они занимаются. Но вот почему романтикам повезло меньше, мне неясно. Паганини и Шопен, да и все великие люди романтической эпохи не так хорошо изучены, как нам кажется. Вы когда-нибудь слышали произведение Паганини — Музыку Исчезающих Струн? Нет? Я тоже. А она есть. О ней говорится в одной хорошей книжке. И когда я найду эту пьесу, я ее обязательно сыграю.

Ну и еще есть один момент. Музыка живая, пока сочиняются новые мелодии, пьесы, произведения или хотя бы фантазии, парафразы, каденции. Как только на этом старом и почтенном древе, каким безусловно является наша старая добрая классика,  перестают появляться новые веточки и листики, то оно умирает, превращается в музейный экспонат. Я пока не знаю, как решить проблему нового репертуара (кстати, если мои строки читает хоть один композитор, у которого есть что-то интересное новое для скрипки — не додекафония, а человеческая музыка — я буду счастлива ознакомиться с его трудами).

…Словом, вот в чем заключается моя «программа».
Как истинная поклонница книжки «Кто убил классическую музыку?», я не строю больших иллюзий  относительно нашего искусства и поэтому убеждена, что проводить такие концерты надо бескорыстно, это должно быть «искусство для искусства» (искусство для людей, если точнее). В конце концов, печальное положение дел в классической музыке и не дает иного варианта: система заточена на то, чтобы тот, кто собирается заниматься творчеством, вымирал и отбраковывался как редкий вид и тупиковая ветвь эволюции. Переиграть систему — это задача не для одного человека, а для многих и многих, если они будут действовать сообща.

В общем, я прекрасно понимаю, что смогу всем этим заниматься только пока хватит моего энтузиазма, сил и пока позволят обстоятельства. Если нет — что ж, по  крайней мере, я буду знать, что делала, что могла; и в крайнем случае, если я вдруг сойду с дистанции, останется этот сайт. Надеюсь его достаточно успеть наполнить информацией, записями, текстами и прочим, пока есть такая возможность.

… На сём печальное моё лирическое отступление заканчивается, и давайте же, господа, наслаждаться музыкой! 🙂

См. также:  Концерты с рассказами, Живая музыка, Лиха беда начало

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.