Перейти к содержимому

Декабрьская запись

Что ж, год подходит к концу.

Что было в нём?

…Большая работа с бесконечным текстом и сомнения в том, что когда-нибудь вообще смогу это окончить.

(Некоторое время назад мне одна дама сказала, что я взяла на себя уж очень тяжелую ношу. Я тогда подумала, что это фигура речи. Оказалось — нет! Странная история: как с горами на горизонте — вот вроде осталось совсем ничего, чуть-чуть и ты уже у цели, и вот ты идешь, идешь, идешь… очень многое находишь по дороге, а цель как будто идет вместе с тобой и она по-прежнему далеко).

Ну, ничего. Всё-таки я верю, что главное сделано, и даже если я сейчас остановлюсь, даже в таком виде работа может быть потом кому-то полезна.

…Меньше путешествий в незнакомые места, где говорят на других языках (хотя возможности нам позволяли, но мы решили повременить по ряду причин) — это, с одной стороны, жаль. С другой стороны — я же еще не разобрала фотографии и не описала для себя те путешествия, что были в последние годы. А значит, куда-либо ехать было рано. А когда начну все описывать, съезжу (для начала виртуально) еще много куда и не раз.

…Политическая обстановка. Странно, что если полтора года назад, когда всё начиналось, я сильно тревожилась, то сейчас некоторые острые моменты почему-то уже не вызывают таких эмоций. Видимо, я всё в жизни чувствую года на два-три вперед. Пик тревоги пришелся на предчувствие.

Пронзительно жаль всех погибших — в любой стране.

Пронзительно жаль, что уничтожается культурное наследие.

Когда-то перед нами был выбор — ехать в Сирию или в Иран. Мы выбрали Иран, потому что не думали, что что-то угрожает Сирии.

В итоге Пальмиру увидеть не удалось.

За последнее время разрушен храм в Пальмире, убит директор музея. Во многих местах, куда хотелось съездить, теперь полыхает.

Возможно, стоило больше поездить по Востоку и меньше по Западу? (Описывала-то здесь на сайте я в основном Восток, который меня больше интересует — Запад понятнее).

Да, возможно, стоило. Теперь Ближний Восток, судя по всему, еще долго будет трясти и ехать в некоторые места не стоит даже и мечтать.

Но помечтать хочется. Недавно листала путеводитель Lonely Planet по Турции 2009 года. Глава про сообщение с Сирией (поезд в Дамаск) сейчас читается очень странно. Теперь в тех местах война.

…В повседневной жизни много испытаний, на которых, конечно, расту. Всё ведь не просто так — вот и мои все ситуации открывают глаза на многое. Да и «испытания» мои ничто в сравнении с тем, что пережил, например, доктор Франкл в концлагере.

(Это действительно очень мелкие повседневные испытания, связанные с нашими внутренними делами в государстве — с коррупцией и большим количеством мошенников, и, главное, с менталитетом многих наших людей, которые своим пассивным, запуганным поведением развязывают разным товарищам руки. Да, видимо, многим проще, безопаснее и комфортнее сделать вид, что ничего не замечаешь, но иногда бывают ситуации, с которыми не надо мириться. Думаю, иногда это выбор, связанный с сохранением человеческого достоинства. Выбор тяжелый, за него надо платить. Пресмыкаться проще. Впрочем, за последнее приходится еще дороже платить — собственной душой).

Во всяком случае что должна — делаю, а там будь, что будет.

При всем при этом, безусловно, я очень счастливый человек.

Ведь в моем распоряжении столько сокровищ! Эпохи, истории, биографии. Я живу недалеко от РГБ — крупнейшей библиотеки Европы, которая вся в моем распоряжении, у меня доступ в интернет, где только за последний год появилось столько оцифрованных материалов… И у меня есть время, чтобы всем этим пользоваться. (Надеюсь, трачу его правильно). Мне очень повезло, и я это помню.

P.S.

См. тж.: Январская запись

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *