Перейти к содержимому

Бортовой журнал

Это будет не столько очередное «послание в бутылке», сколько записка или — еще точнее — краткая запись в бортовом журнале. Я же обещала, начиная свой  эксперимент (см. письмо в бутылке номер один), сообщать, что и как со мной происходит.

Так вот, последнее время кажущиеся важными события официальной культурной жизни идут мимо меня — и я прекрасно живу без них; на удивление мало меня интересуют раскупленные билеты  в Большом, Малом и прочих помпезных залах нашей родины, говорящие, по всей видимости, о популярности «официальной» классики; разве что сведения об объявленном  конкурсе Чайковского у меня вызвали бурный восторг — в том смысле, что подвернулся повод всласть посмеяться, и я им, конечно, воспользовалась.

Зато  происходит нечто действительно  важное: я зарылась в историю скрипки, в книжки, в библиотеки, и постоянно нахожу там удивительные вещи, задающие направление дальнейшей работе, связанной и с сайтами, и с концертами, и с моей пишущейся книгой «Единое искусство».  Картина перед глазами возникает вполне определенная.

Если вкратце — получается, что утеряны очень важные скрипичные традиции, приёмы игры, забыт вообще смысл исполняемой музыки, остались неопубликованными горы произведений великих авторов (Тартини, Паганини…), а те произведения, что уцелели, зачастую полностью искажены.

Представляете, сколько тут работы? Чтобы постараться хоть что-то найти, воскресить? И насколько это интересней, чем делать видимость работы (т.е. заниматься карьерой, на что ушла бы вся энергия, которую сейчас можно отправлять непосредственно по назначению — на творчество).

В общем, сегодня я абсолютно убеждена, что иду единственно верным (для себя) курсом. Более того, последний месяц я даже не думаю, что «наш корабль идет ко дну». Тот «Титаник», который может и идет ко дну, со мной никак не связан, точнее я вовремя с него слезла.

Пока у меня есть время и возможность, ничто не может мне помешать писать свои тексты, искать забытые произведения и разучивать новые программы и проводить концерты. Многого мне для этого не надо.

Тем более что история  показывает, что скрипка пришла с улиц, она в общем-то и не должна фигурировать в помпезных залах, а скрипач (исторически это — странствующий скрипач) всегда был еще и рассказчиком. Журналистом, сказали бы мы сейчас 🙂

Так что концептуально все — верно.

Кстати, у меня много идей насчет дальнейшего развития этого сайта — в ближайшее время, скорее всего, вы будете замечать некоторые изменения на нем.

20 комментариев для “Бортовой журнал”

  1. Сергеич

    Я очень рад за Вас, уважаемая Анна, что Вы пошли своим путём! Как тунеядец с большим стажем, могу заверить, что путь этот верный и очень продуктивный. И опять Ваша оценка нынешнего состояния в музыке точна и бескомпромиссна.
    Если можно опять вопрос: нет ли у Вас интересной информации про историю скрипки и желательно подревнее? Мне не дают покоя эти казусы — то вся страна Италия разом научилась делать скрипки, то разом разучилась и никто не может вспомнить.
    А ещё хотел заметить, что были такие скоморохи — говорящие музыканты, аналогично были трубадуры, барды и другие деятели. Так вот наши скоморохи были не просто бродячими артистами-балагурами, они состояли на государевой службе наравне с пушкарями, стрельцами и пр. и имели в Москве свою скоморошью слободу в районе Столешникова переулка. Выражаясь современным языком — были гос.служащими по культуре и массовой информации.

  2. Сергеич, много чего могу написать в ответ, но пока не успеваю. Очень вкратце: информация есть, это хорошая книжка по истории скрипичного исполнительства, там масса любопытных фактов (хотя в итоге исследователи сходятся на том, что изобретение скрипки какому-то одному народу все-таки приписать нельзя). Я собиралась эту книгу отсканировать для сайта, но в ближайшую неделю-две, скорее всего, не успею. Если дотерпите — могу дать знать, когда выложу книжку на сайт. Если нет — вот название: История скрипичного искусства, Л.Гинзбург, В.Григорьев, вып.1, М.,Музыка, 1990. Там, кстати, и про наших скоморохов написано (мне нравится определение Ваше «говорящий музыкант»), и про то, как наши же русские иерархи сделали все, чтоб у нас не осталось вообще собственной народной музыки: массово сжигали инструменты, а музыкантов подвергали гонениям… (недолго бедолагам приходилось тешить царя!) Про то, что скоморохи в районе Столешникова базировались — не знала и очень повеселилась. Владельцы помпезных дорогих бутиков (расположенных там сегодня) расстроились бы, если б узнали ;)))

  3. Кстати, а Вы читали книжку «Кто убил классическую музыку»? Если нет, рекомендую…

  4. Сергеич

    Буду терпеливо ждать отсканированной книги, ибо кроме Интернета у меня нет других источников информации. Живу на природе в самой глуши, творю непонятно что (это как по Вашему принципу счастья). По этой причине и не читал книгу Н.Лебрехта. К тому же вообще моя способность читать книги не может сравниться с Вашей. Да и не только моя, наверное.

  5. Обязательно постараюсь начать сканить так скоро, как смогу.
    И еще раз — спасибо на добром слове:)
    А расскажите, что именно «непонятно что» вы творите? Мне интересно было бы узнать подробнее..

  6. Сергеич

    Наиболее выразительно моё творчество проявляется в посадке сосен и берёз. Иногда во мне просыпается Ле Корбюзье, и я сочиняю просторные виллы с пандусами и плоскими крышами, но на деле каждый раз получается либо баня, либо душевой павильон, либо сарай для дров. Но о-о-очень стильно! И уж совсем редко я сажусь за пианино и открываю ноты, и в эти минуты становится мучительно больно… но не столько за себя, сколько в целом по рояльному цеху, ну типа то, что Вы писали про скрипачей. Смотришь в ноты и понимаешь, что это другая песня и вовсе не о том, и играть надо всё наоборот. Ну и т.д. и т.п. в самых нелестных выражениях.
    Но от этого моего творчества никому ни холодно, ни жарко. Ещё живя в Москве, я устал биться с профессиональными пианистами, а теперь и вовсе махнул на них рукой. Пускай корчатся от сценического одухотворения. А мы лучше сядем поудобнее и расшифруем очередную страничку Шопена или Моцарта. Пусть порадуются ребята.

  7. Сергеич

    Пояснение: Профессиональный пианист — это исполнитель, с детства научившийся преодолевать отвращение к музыке и собственной игре. (С)

  8. Ну что ж! Вы в хорошей компании. Смею заметить, что Паганини несколько лет вообще не играл на скрипке, занимался садоводством…
    А вообще — у меня теория сложилась. Кажется, чтобы стать действительно музыкантом, надо этому учиться двадцать (плюс минус…) лет, а потом некоторое время ЗАНИМАТЬСЯ ВООБЩЕ ДРУГИМ ДЕЛОМ. Если уже после этого — вернуться (хотя возвращением это можно назвать условно: это продолжение пути), вот тогда и начинает возникать в голове понимание чего-то… Мне говорили, что вроде нечто подобное говорят восточные мастера, обучающие владению мечом, дао и прочим штукам. А что-то в этом есть!
    А про биться с кем-то — мне тоже стало казаться, что лучше потратить энергию на созидание… Уйти в пустыню и построить там город, метафорически говоря.
    За вашу фразу «Смотришь в ноты и понимаешь, что это другая песня и вовсе не о том, и играть надо всё наоборот.» — жму руку:)

  9. Сергеич

    Давайте вернёмся к первому тезису этой записки: как хорошо идти своим путём в этом очумелом музыкальном мире! Я бы добавил, что нужно не так уж много людей с твёрдыми творческими убеждениями, чтобы их идеи начали воплощаться. Я бы сравнил это с возникновением очагов кристаллизации в каком-нибудь мутном растворе. Если Вашу идею подхватят (а Вы ведь преподаёте и выступаете, а где-то может и коллеги-единомышленники найдутся!), то картина мира хоть немного, но изменится к лучшему, ибо один «буйный» завсегда переубедит толпу «вялых».
    Ещё думаю, что надо Вам иметь свою звукозапись, но именно свою — правильную, а не казённую, от которой уши мёрзнут. Это совсем просто — как волшебник Вам говорю и даже могу помочь. И тогда страшно подумать что получится!

  10. Да, да, мне очень нравится эта идея про кристаллизацию. Кстати, к похожему выводу приходит автор книги «Кто убил классическую музыку?». Он приводит примеры таких творческих оазисов, которые можно еще пока создавать в этом мире…
    Что касается меня лично — я всего лишь делаю то немногое, что в моих силах. Я пока не Жанна д’Арк и не волшебник, а только учусь:). Есть замечательная мысль, ее еще, кажется, Одоевский высказывал: если каждый из нас всего лишь будет делать то немногое, что он может, общая картина уже изменится к лучшему.
    А единомышленники — уже есть, и то, что мы с вами сейчас переписываемся, одно из подтверждений этого) На самом деле я очень счастлива, что в последнее время меня нашли (и я нашла) столько талантливых и умных людей. Я вижу, что ситуация все-таки не так мрачна, как мне казалось до того, как я начинала этот сайт. И я рада, что, несмотря на свои терзания, сомнения в том, что «это вообще все кому-нибудь нужно», я все-таки рискнула… нырнула и… И вижу теперь, что сделала правильно. А загадывать не будем. Я просто буду и дальше просто совершать шаг за шагом, понемногу, пока позволяют обстоятельства.

    И вообще я считаю главным — не «учить» кого-то посредством своих концертов и т.д. (для этого надо считать себя непогрешимым, а я пока до такой мании величия, слава Богу, еще не дошла), а — строить этот сайт, например. Убеждена, что если людям просто давать информацию, давать выбор — остальное они сделают, увидят и решат сами. И даже не придется делать никаких революций!

  11. Насчет звукозаписи — это сейчас ОЧЕНЬ актуально. Я никогда в жизни не делала «правильных» записей (даже нормальных концертных, а уж о том, чтобы специально что-то записывать, и речи не было), потому что мне раньше это было не нужно. В последние пару недель я как раз думаю, что наряду с поисками всякими интеллектуальными хорошо бы еще сделать записи — не всего, что я играю, но некоторых вещей. Все-таки рассуждать о музыке надо наглядно: слов — мало. Но эту задачу я буду решать чуть позже, если позволит время и обстоятельства.
    Кстати, одно из «писем в бутылке» по счастливой случайности попало к одному звукорежиссеру (и одновременно талантливому композитору), мы с ним уже договорились, что он мне поможет с записью концерта.
    А вообще мне кажется, нам с Вами надо будет пообщаться письмами, а то вот сколько я тут всего понаписала!! Но это — позже, пока меня завалило всякими делами и вынырну из них только через неделю-полторы.
    В общем, до связи здесь или по мэйлу..

  12. P.S. Не поймите последнюю фразу превратно: комменты на сайте, естественно, всегда крайне приветствуются:)

  13. Сергеич

    То есть я, конечно, хотел пожелать Вам удачного концерта (вкупе с подготовкой к оному), качественной фонограммы и хорошего (насколько это возможно) рояля хоть и с маленькой, но гордо откинутой крышкой!

  14. Спасибо! Хотя — посмотрим-посмотрим, что это будет, хех)) Я вам, кажется, писала уже, что у меня в последнее время сплошные техногенные катастрофы, приходилось их решать, а заниматься скрипкой по большей части _без инструмента_!!! (Это, определенно, первый раз я так готовлюсь к концерту:)
    Ну вот, сейчас умерший компьютер, мобильный телефон, скрипка(_скрипка_!!!) восстановлены. Осталось только хоть чуть-чуть поиграть…

  15. Сергеич

    Возможно, скрипка и не понадобится: у Вас в программе сплошные танцы — достаточно будет сплясать)))

  16. угу :))) как говорила одна моя знакомая, собачий парикмахер, приступая к работе с особенно кусачим клиентом:»с песнями, с плясками»

  17. Сергеич

    Есть у меня больной вопрос, ну просто хронически навязчивый: почему скрипачи не любят открывать полностью рояльную крышку? Так и хочется перефразировать старый анекдот: «Ну во-первых это некрасиво!» Меня за мою ересь уже многократно били, но я неизлечим. Да, когда и рояль и скринка сработаны на фабрике «Муздрев», хочется для баланса прикрыть изделие, а ещё лучше — набросить одеяло. А с приличными инструментами какой смысл вставлять под крышку спичечный коробок? От этого рояль теряет и без того скудный тембр, но тише для слушателя не становится — всё равно звук идёт через низ, но только вялый и бубнящий. Иллюзию бархатного звука испытывает только один скрипач.
    Побейте меня ещё раз за моё любопытство, но так и хочется узнать, как Вы будете исполнять с роялем знаменитое Па-де-де Харчуна и Карпуды !?:)

  18. Честно — понятия не имею! Я же занимаюсь к этому концерту практически без инструмента, вчера пришлось ремонтировать еще и пианино. В общем, сплошные чп. Когда увидим инструмент в зале, тогда и решим. Но до этого момента еще дожить надо, чтобы больше ничего не сломалось))

Добавить комментарий для Сергеич Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *