Перейти к содержимому

Скрипка и воскрешение мертвых: голос Малибран

А вот еще один (после Жинетт Невё) захватывающий сюжет, достойный кино… Был такой знаменитейший скрипач Шарль Огюст Берио — бельгиец, основатель бельгийской скрипичной школы. Он был женат на великой певице Малибран.

И вот что я сегодня читаю в своих конспектах консерваторских лекций по истории исполнительского искусства (десятилетней давности тетрадка, чудом нашедшаяся в недрах шкафа):

«В 1852 году [у Берио] умерла жена; от горя ослеп. Спасала только скрипка; заперся со скрипкой.

Нашел вибрацию смычка (приём сейчас забыт) — [когда Берио использовал его в своей игре на концерте], люди в ужасе повскакивали с мест: услышали голос Малибран

Вот это история! И тот факт, что этот прием — как именно передавать этой загадочной  и никому сейчас неизвестной «вибрацией смычка» тайну живого человеческого голоса — сегодня забыт, только придает всей истории красоты…

Между прочим, по этим лекциям замечательного нашего педагога по истории скрипичного исполнительства — Руденко, буквально рассыпаны такие удивительные факты. Мое почтение ему…

 

Кстати, как ни странно, я, пожалуй, сегодня догадываюсь, что имеется в виду под вибрацией смычка. Но рассказать не сумею;)

— —

См. также: забытый штрих Arcata

Метки:

11 комментариев для “Скрипка и воскрешение мертвых: голос Малибран”

  1. Игорь из Японии

    Я тоже, по-моему, догадываюсь 🙂 В первый раз мне это пришло в голову, когда я слушал замечательную цыганскую певицу Надежду Тишининову. Она вибрирует не высотой звука, а его громкостью, это даёт совершенно другой эффект. Наверное вибрато смычком — тоже громкостное.

  2. Игорь, спасибо за ценный коммент! Возможно… Надо будет мне послушать эту певицу.

  3. Игорь из Японии

    Лучше всего это у нее слышно в романсе «Твои глаза зеленые» на пластинке «К тебе, мой друг».
    Кстати, у Григорьева тоже было упоминание о смычковом вибрато, в том числе на Вашем сайте это упоминание упомянуто 🙂
    https://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/shtrihi/v-grigorev-shtrihi/

  4. Угу, спасибо за напоминание об упоминании упоминания 🙂
    Певицу постараюсь послушать, если найду в Сети.
    Насчет вибрато смычком — в любом случае это очень тонкие химические процессы, я уверена, что тут на самом деле очень много составляющих, не только громкость…

  5. То есть вот это ощущение дыхания… оно на то и дыхание, что лучше на составляющие так уж не разбирать, да и вряд ли это возможно. (А может, возможно, но мне — скорее всего — просто не хочется рассказывать, как и что я чувствую и делаю в данном случае, когда сама играю 🙂
    К слову, и с «обычной» (не смычковой) вибрацией то же самое. Сколько людей ее описывают физически-анатомически, в подробностях… а по-моему, не стоит.

  6. «Твои глаза зеленые» в сети лежат только на подозрительных сайтах, не рискну давать ссылку, но вот есть «Изумруд», там тоже хорошо слышно.
    http://sergey-orekhov2.narod.ru/olderfiles/1/Izumrud_2_var.mp3
    Конечно, если все получается без разбирания на запчасти, то лучше не разбирать 🙂

  7. Игорь, простите за поздний ответ. Спасибо за ссылку, послушала — но все-таки это не совсем то, что я имела в виду. Если говорить про дыхание при игре на скрипке и очеловечивание скрипичного голоса, то лично я бы, может, скорее Марию Каллас привела. Но опять-таки… Не хочется разлагать такие вещи на компоненты. Может потому, что для меня они слишком личные, что ли.

    Но я могу здесь быть не права; может быть, так не для всех. Кстати, Игорь, а ведь мелодии на гитаре тоже в каком-то смысле «поются», верно? Вибрация при этом наверняка делается только левой рукой, но ведь наверняка все равно звукоизвлечение в правой тоже при этом меняется?

  8. Игорь из Японии

    Я понимаю, в каком смысле Вам не хочется разбирать на компоненты. Я тоже считаю, что если получается схватить что-то целиком, потом разбирая на части, есть риск это потерять. Но иногда целиком не даётся 🙂
    На гитаре вибрация, ИМХО, с голосом и скрипкой имеет мало общего. Атака на гитаре короткая, громкость звука спадает очень быстро, и тем быстрее, чем громче атака. Поэтому вибрацию хорошо слышно, только если она начинается вместе с атакой, но тогда получается очень нервно. А для спокойной вибрации приходится играть тихо. В общем, гитарной вибрацией выражается гораздо более узкий спектр, что голосовой или скрипичной, а кантилена достигается за счет других техник.

  9. Игорь из Японии

    Кантилена делается с помощью всего, что уменьшает количество дерганья струн, или как минимум отвлекает слушателя от этого дерганья 🙂 Главное, конечно, построить фразу как можно более выпукло, тогда мелкие детали отходят на задний план и все слышится более связно. А если говорить о кухне, то портаменто без щипка, щипок левой рукой вместо правой (получается более плавная атака), чередование струн (звуки мелодии идут с перехлестом, получается более певуче). С помощью чередования этих приемов фразы разбиваются на слова, получается более естественное течение; потом все клавесинные трюки: арпеджирование, тремолирование и вообще импровизационное заполнение пустот, зажатие дополнительных струн в резонанс к звучащим. Кстати, на семиструнке за счет терцового строя многие из этих вещей удобнее ложатся в руки.

Добавить комментарий для annablagaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *