Перейти к содержимому

А скрипач не нужен, родной

или Четвертое послание в бутылке:
жизнь музыканта в цифрах

 

Уже не раз я намекала  на то, что в наше время и в нашей стране музыканты терпят бедствие. Но это были намеки, а сейчас я напишу обо всем, что мне известно, предельно ясно и конкретно. И не думайте, что я жалуюсь. Специально поэтому я убрала из моего очередного «послания» все лирические отступления.

Дам только в самом начале единственную «авторскую» ремарку.

Профессионал, где бы он ни работал, отвечает за результаты своего труда. Строитель должен качественно строить дома,  повар — вкусно готовить, музыкант — хорошо играть/преподавать. Если профессионал за свой в высшей степени квалифицированный, тяжелый труд получает копейки или вообще ничего не получает, то стыдиться этого должен не он, а те, кто управляет теми заведениями, где он работает.  Управленец ведь тоже отвечает за свой труд, и если он не может обеспечить своим людям пригодные для жизни условия, это значит, что он никуда не годный управленец. (А если он делает все это намеренно и оставшиеся суммы берет себе, то это значит, что он вор!)

Вы сейчас узнаете из нескольких фраз, как живут музыканты. Думаю, вы вместе со мной поразитесь мужеству людей, которые умудряются в такой ситуации не просто прожить, но — прожить достойно, не бросить любимое дело. Честь им и хвала. Не понимаю только одного: как можно в такой ситуации молчать.

Но для начала немного подсчетов.

Профессиональный музыкант в среднем начинает заниматься на инструменте с 4-5 лет.

Обучение музыке займет у него примерно 20 лет ( и это не считая аспирантуры; вместе с аспирантурой он потратит на обучение на несколько лет больше).

Всё это время он будет упорно заниматься: проведет за инструментом примерно 32 тысячи 850 часов. (Это по самым скромным подсчетам, исходя из цифры в 4,5 часа каждый день, а ведь музыканты играют и по 6, и по 8 часов в день, и выходных у них не бывает).

Плюс еще примерно 2,5 тысячи часов, потраченных на уроках специальности за все время. (Опять же это примерная цифра и довольно скромная: вполне возможно, что ребенок будет заниматься с педагогом или с педагогами больше 2-х часов в неделю).

Итак, в итоге получится как минимум 35 тысяч часов работы за инструментом. Эти 35 тысяч — самый что ни на есть чёрный труд, по трудоемкости становление музыканта превосходит большинство специальностей (исключая, пожалуй, подготовку олимпийских чемпионов).

Прибавьте к этому еще тысяч десять. Это время, потраченное на освоение других музыкальных дисциплин: сольфеджио, музыкальной литературы, общего фортепиано и т.д.

Теперь у нас около 45 тысяч часов.

Всё это время человек не просто упорно трудится, он постоянно подвергается испытаниям — экзамены, концерты, конкурсы… Родители будущего музыканта будут постоянно сидеть на всех уроках, заниматься с ним дома, ставить руки, возить по педагогам, конкурсам, мастер-классам по нашей стране и по другим странам, вкладывать немалые деньги в покупку инструментов и аксессуаров к ним, услуги мастеров…

И проч.

Впрочем, я обещала не вдаваться в лирические подробности.

Продолжим математику.

… Итак, перед нами специалист, которого семья и государство готовило к его профессии 20 лет и на эту подготовку ушло как минимум 45 000, а скорее всего 50 000 часов или больше (сравните эту цифру с той, что написана в дипломе какого-нибудь другого специалиста… экономиста, например).

Теперь наш специалист устраивается на работу. (Не факт, что он ее вообще найдет: места во всевозможных заведениях заняты, о чем ниже).

Представим себе, что он — счастливый обладатель драгоценного консерваторского диплома с надписью «концертный исполнитель».  Зарабатывать деньги концертами  ему все равно вряд ли удастся: система организации концертов находится в глубоком кризисе, система раскрутки новых исполнителей вообще не работает, и вообще в этом деле никто не знает, куда двигаться и что делать. Менеджмент вообще  поговаривает о том, что классическая музыка кончилась.

Но представим, что человек все же стал солистом филармонии. В месяц он получает… 2800 руб. (Пишу прописью, чтобы вы не подумали, что это опечатка: две тысячи восемьсот рублей в месяц). Для сравнения: минимальная сумма, которая требуется человеку, чтобы не умереть с голода — около 5 000. Ну, хорошо, 4 000… Плюс коммунальные за квартиру (около 4500) = 8 500. (8500 — это, кстати, официально признанная сумма прожиточного минимума).

Значит, будь ты хоть сам Паганини, на одних концертах ты долго не протянешь. Но не факт, что ты дольше проживешь, если займешься педагогикой.

Зарплаты вузов бывают разные, единственное, что их роднит — несоответствие этих сумм реальной жизни. До сих пор встречаются такие цифры, которые могут показаться разве что дурацкой опиской — до того не верится в их реальность.

Пару лет назад концертмейстер одного из самых престижных московских музыкальных вузов получал в месяц за полставки…. около 400 (четыреста) рублей в месяц. То есть полная ставка получается около 800 (восемьсот) руб.  Сегодня там же  некоторым концертмейстерам запросто могут предложить зарплату в  1500 р. в месяц. На музыкальном факультете пед.вуза все еще хуже — меньше тысячи!!!!!

(Еще раз должна напомнить: чтобы выжить, нужно как минимум 8 500)

Еще один способ заработка —  преподавать в ДМШ. Многие стараются устроиться именно туда, потому что там больше платят. Насколько больше? Ставка «молодого специалиста» — около 7 000 в месяц. Еще могут дать какие-то надбавки… Вместе с ними получится, как я понимаю, примерно та сумма, которую сейчас платят за неквалифицированный труд.

Профессорам крупнейших вузов, имеющим кучу регалий, несомненно, полагаются надбавки. С недавних пор. Но вместе со всеми этими надбавками они зарабатывают примерно столько же, сколько получают секретарши в офисах.

Чтобы прожить достойно, они трудятся на пяти работах, на четырех ставках или больше… как и все остальные музыканты.

А отсюда и получается всё то, о чем я говорила в самом начале:

1)  На работу новым специалистам устроиться сложно, потому что в разнообразных заведениях нет мест. (А за «нагрузку», за учеников идет в вузах и школах кровопролитная гражданская война, в которой выживут не самые талантливые, а самые толстокожие. Но этого мы не касаемся, а то снова начнется лирика).

2) Люди работают, как в войну, сутками, не соблюдая никакой «гигиены труда и отдыха».  И вдобавок  выдерживают давление общества, в котором насаждается презрительное отношение к людям творческого труда! («Ах, музыканты… вы знаете, они же такие все… больные… нищие такие…» — это я слышала своими ушами от некоторых вполне приличных и даже образованных граждан).

Воистину нет человека более отважного и мужественного, чем так называемый «интеллигент», который умудряется сохранить человеческое достоинство даже в такой нечеловеческой ситуации! В ситуации, добавим, которую создал не он и в которой не он виноват. Потому что еще раз: дело музыканта — заниматься искусством, дело управленца — управлять.

А вот и результат: творческие люди стали умирать один за другим… Последние два года мы наблюдаем, как в режиме нон-стоп умирают знаменитые артисты, причем не только преклонного возраста.  А ведь это —  лишь верхушка айсберга.

… Впрочем, опять я вдалась в лирику.

Я обещала говорить о цифрах.

В конце концов, если отталкиваться от цифр, то это всё, пожалуй, не лишено логики. Ведь если творческих людей будет меньше, то меньше придется платить зарплат, пенсий и т.д. Экономия!

… И  последняя цифра, о которой я хотела сказать.

Пенсия народного артиста еще недавно равнялась  3500 р. в месяц. Говорили, ее хотели удвоить. Может и правда — удвоили? И сколько получилось? 7 000 в месяц? Это звучит гордо. Если подумать, это приличная сумма.

Добавил всего лишь 1500 рублей — и уже может хватить на еду.

Вот только откуда эти 1500  взять?…

P.S.

…Почему музыканты молчат? Я не знаю. Наверное, не хотят прослыть нытиками. Или не хотят, чтобы их имя ассоциировалось с такими грустными вещами. А может вообще боятся, что им больше не дадут вообще никакой работы. Но я должна еще раз повторить: все эти люди — величайшие мастера своего дела. За то, что их поставили в такое положение, чувствовать неловкость должны не они, а те, кто создал эту ситуацию.

…Вот таковы наши новости с тонущего корабля, мой дорогой неизвестный читатель. Но мы не унываем. Полный вперед!!

P.S.

Этот пост будет с течением времени дополняться и обрастать новыми фактами. Вам есть, что сказать? Вы хотите добавить что-то или просто выразить свое отношение к делу? Или, может, я написала не те цифры? Напишите внизу  свои комментарии.

UPD См. также:

20 комментариев для “А скрипач не нужен, родной”

  1. Ну вот я и уточнила сумму, которую выделяет своему солисту филармония. Пришлось править абзац, но… в другую сторону. Сумма оказалась еще меньше!

    В тексте было:

    «Но представим, что человек все же стал солистом
    филармонии. В месяц он получает… 3500 руб.
    (Именно эту сумму мне называли совсем недавно;
    если узнаю иное, здесь отпишу)».

    А стало:
    «В месяц он получает… 2800 руб. (Пишу прописью, чтобы вы не подумали, что это опечатка: две тысячи восемьсот рублей в месяц)».

  2. Екатерина

    Ну вот, я, пианистка с дипломом Ипполитовки, 10 лет проработала бухгалтером (и как такое могло получиться?). Все равно жить без музыки не могу, выручают аранжировки, частные ученики придают смысл моей жизни (кстати, СОВСЕМ неплохо оплачивается сей труд, но, к сож. нестабилен). А вот ответственность за свою жизнь возлагаю исключительно на себя — все-таки надо было в свое время более осмотрительно выбирать профессию — музыка никогда не относилась к предметам первой необходимости.

  3. Екатерина, спасибо за коммент. Судя по Вашим словам, Вы сделали максимально возможное в данной ситуации: сочетаете работу ради заработка с занятиями любимым делом. К слову сказать, именно так и поступает сегодня большинство творческих людей с любыми дипломами (в том числе и с дипломами консерваторий), и мне кажется, это не просто во многих случаях единственно возможный способ жизни, но и самый интересный.
    Что касается того, чтоб в свое время не выбирать музыку в качестве профессии: но вы ведь сами пишете, что музыка придает смысл Вашей жизни и Вы без нее не можете жить. Значит, все было правильно. Кто знает, может, получив бы в свое время иное высшее образование, вы бы тоже работали бухгалтером, разница только в том, что в Вашей жизни не было бы музыки. (И разве было бы лучше?)

    Про ответственность.
    Вообще я писала этот пост для того, прежде всего, чтобы творческие люди, музыканты, понимали, что мы — лишь часть общей картины. Мы должны делать все, что зависит от нас — это да; и мы ответственны за собственный выбор в жизни — это тоже да; но есть еще объективная реальность — было большое государство, которое рухнуло, и есть уровень жизни некоторых слоев населения, который катастрофически снизился. Музыканты в целом (у кого-то лучше, у кого-то хуже, но это не суть важно) — как «каста», если угодно — поставлены под угрозу нищеты. И многие уже на грани выживания. Сорок лет назад подобное было бы невозможно. Это всё объективная реальность и это от нас не зависит, но об этом надо знать и говорить, потому что если мы будем делать вид, что ничего не происходит, ничего не изменится.
    И уж другое дело, что, понимая эту реальную картину, можно по-разному распоряжаться своей жизнью: можно просто жаловаться и ничего не делать, а можно попробовать жить в предлагаемых обстоятельствах, найти в себе еще и иные способности и умения, сочетать разные профессии. Я, конечно — за второй вариант!
    А насчет того, что музыка не была никогда первоочередной необходимостью — я бы поспорила… По-моему, она таковой была и остается, так же как и педагогика, к примеру (которая, кстати, несмотря на свою важность так же скверно оплачивается, и за это тоже несут ответственность не сами педагоги, а политики).

  4. После новосибирской консерватории работала концертмейстером в оперном театре. Высшая категория, куча надбавок. Всего аж 2300 (две тысячи триста) в месяц. Пришлось уйти. Сейчас работаю дизайнером, а скрипка только для себя, потому как не могу без музыки.

  5. Да. Две триста по окончании новосибирской консерватории — это, конечно, сильно.

    Работаете дизайнером — здорово! Лишнее доказательство того, что талантливый человек талантлив во всем!

    Вот что меня удивляет больше всего. Я тут недавно услышала, что в сельской школе в Подмосковье (!!) зарплата учителя музыки 35 тыс. При этом в школах в Москве ситуация, мягко говоря, вовсе не такая (и прежде всего — там штат педагогов переполнен при дефиците учеников). Видимо, всё очень неравномерно везде, ситуация хаотическая. Что, собственно, объясняет, почему при общем катастрофическом положении все же можно найти представителей нашей профессии, которые нашли себе вполне уютную нишу и могут в ней нормально жить.

  6. Профессионал, где бы он ни работал, отвечает за результаты своего труда. Строитель должен качественно строить дома, повар – вкусно готовить, музыкант – хорошо играть/преподавать. Если профессионал за свой в высшей степени квалифицированный, тяжелый труд получает копейки или вообще ничего не получает, то стыдиться этого должен не он, а те, кто управляет теми заведениями, где он работает.

    Среди моих друзей — музыкантов некоторые преподают музыку в университете, некоторые приписаны к опере, а остальные — я в том числе — свободные художники. Первых и вторых можно причислить к «работающим в заведениях».

    Так вот третьи делают сами все. Сами устраивают концерты (оповещают публику по имейлу и почтой, делают афиши, рассылают их по картотеке постоянных клиентов-фанатов, арендуют зал, печатают билеты, рассылают их по билетным кассам, нанимают звуковика и световика если надо, в экстремальных случаях сами делают/ремонтируют инструменты/оборудование). В каком то смысле они и создают это «заведение». Кстати, здешние свободные повара, пекари, гончары работают так же. (Про строителей не знаю).

    Ну это ладно, свободный художник должен крутиться, волка ноги кормят. Но первые и вторые делают все то же самое, кроме дел, связанных с залом. Все знают своих постоянных слушателей, держат их в курсе выступлений и т. д.

    То есть на настоящее время в Японии в обязанности концертирующего музыканта входит не только игра и преподавание, а и создание постоянного круга слушателей, на которых и приходится основная финансовая опора.

    Собственно, остается вопрос — какую же ситуацию считать нормальной, ту которая была в Союзе, или ту которая сейчас в Японии?

  7. Ох, мне теперь кажется, что нормальной ситуации (в смысле, как творчество вписать в социум), не было никогда в истории человечества и не будет. Собственно, это же всё в учебниках описано — умирающие с голода гении и проч. (И как я могла забыть? Нормальная ситуация, собственно мы возвращаемся к Альтшуллеру). Социальная, политическая, экономическая жизнь, жизнь сиюминутная, видимо, изначально несовместима с творчеством и творческими людьми.
    Чтобы творчество признавали в этой жизни, а не посмертно, и чтобы творческие люди могли спокойно заниматься своим делом, это, видимо, надо построить утопическое государство. Но это невозможно (к чему такие попытки приводили — мы знаем).
    Если ближе к делу:
    то, что Вы описываете, тоже (по мне) несколько печально. Полагаю, что сам творческий человек не должен одновременно заниматься и творчеством, и продвижением — это разные профессии, кстати требующие разных способностей (хорошо, когда у человека есть коммерческая и продюсерская жилка вдобавок к творческому дару, а если нет?), к тому же на все это времени уходит немеряно, мешает заниматься.
    (Кстати, а куда делись продюсеры, импресарио, антерпренеры или как там они себя называли?)
    Ну да ладно.
    Но ведь ситуация, которая реально была в советское время, тоже была еще та! (Погружаясь в архивы, я сейчас это очень хорошо вижу). Там была такая бумажная возня, такая казуистика, такие бюрократические войны! Ты попробуй объясни чиновнику, что такое хорошо и что такое плохо, какой пианист-скрипач-поэт хорош и почему творческому человеку надо дать возможность самому искать новые пути, а не слушать указаний, куда идти и чем заниматься, исходящих от коммунистической партии! Ведь это тоже кошмар. Какие вещи вытворяли с Бродским!
    Правда, было кое-что положительное. Все-таки тогда (во многих случаях) _можно_ было заниматься творчеством — художественным или научным — не отвлекаясь на изобретение способов зарабатывания на жизнь.

    В любом случае — то, что сейчас происходит у нас, самое уродливое. Ведь людям не просто часто платят гроши. Их заставляют за эти гроши так ишачить, что они заболевают и умирают. Там, где грошей немножко побольше, часто держат людей в постоянном сомнении в завтрашнем дне, прямо-таки взращивая рабство: часть зарплаты в таких заведениях именуется какими-то «грантами», «премиями», этой части можно лишиться, если навлечешь на себя гнев начальства. (А гнев начальства можно на себя навлечь, например, если попытаешься поднять тему о переработках, о труде и отдыхе…) И тогда будешь работать сутки напролет за те два гроша, которые считаются базовой зарплатой… А поскольку так жить невозможно, то…
    В этой ситуации идет отток талантов в другие профессии. Со всеми вытекающими для искусства последствиями.

    … Но вот что мне начинает казаться, все больше и больше. Все, что ни делается — и правда к лучшему. Те творческие люди, которые приобретают новые профессии, навыки, в конечном счете выигрывают.
    Старые формы в любом случае должны сменяться новыми… Только найдя в себе новые качества, можно идти вперед вместе с самой жизнью, изобретать новые формы. А стоять на месте, просто выполняя то, чему тебя научили (как бы оно ни оплачивалось) — все-таки скучно. Правда скучно.
    Так что еще и еще раз: моя заинтересованность при написании этой странички на сайте была исключительно журналистская: нельзя молчать, когда творятся такие вещи. (Почему молчат музыканты — я понимаю, боятся место потерять. Но я-то ничем не связана, могу говорить).
    Но лично мой путь в любом случае лежал в ином направлении. Убеждаюсь в этом с каждым днем все больше и больше.

  8. P.S. Писала все вышесказанное в глубокой ночи и, кажется, наполовину «спя». Потому могла выразиться неправильно. В любом случае не имела в виду, что нужно всем без исключения талантливым музыкантам срочно побросать скрипки, гитары и т.д.)) Очень даже хорошо, что они так не делают) Каждому хорошо своё.
    И кстати, Игорь, примите респект — вы, выходит, и японский знаете, и еще и (в такой среде!) сами себе продюсер? Для меня это звучит фантастически, так как и первое, и второе для меня недоступно)

  9. Импрессарио и продюсеры все таки более заинтересованы в раскрутке с коммерческим уклоном. Но вот раньше был довольно развит феномен меценатства — человек интересуется искусством, и сам бы хотел им заняться профессионально, но понимает, что не получится. И вот он поддерживает артистов, виртуально занимается искусством. В какой-то степени жертвования в пользу монастырей идут в том же ключе — человека тянет на духовный путь, но либо страшно, либо поздно, либо в другие стороны тянет не меньше, и он не сам идет, а «помогает держать дверь открытой» для тех, кто решился. Тут у нас есть двое таких знакомых бизнесменов, и когда хочется сыграть особено рискованный с точки зрения окупаемости концерт (позвать еще несколько музыкантов, или сыграть в незнакомом городе в зале подороже), мы обычно заручаемся их поддержкой. В России, насколько я знаю, тоже такое бывает. Формально человек берет уроки игры на инструменте, а фактически учителя содержит, дает ему возможность заниматься музыкой.
    Еще был Дягилев, он в себе вообще несовместимое совмещал, но его очень трудно в пример ставить, больше таких не было 🙁 Он бы замечательно вписался в книгу Альтшуллера.

    В моем случае организаторской стороной занимается в основном моя жена: она играет гораздо лучше меня, ей не надо много заниматься 🙂 Так что респект ей, а не мне. Тем не менее я тоже знаю всю нашу постоянную клиентуру. Мой же финансовый вклад — в подработках на стороне. В дневное время я инженер электронщик, в свое время я струхнул заниматься только музыкой и получил второе образование.

  10. Не устаю удивляться талантам наших соотечественников. Один мой знакомый музыкант внезапно уехал в Силиконовую долину (ничто не предвещало) и там основал собственную (компьютерную) фирму, теперь вот Вы после Бостонской консерватории в Японии работаете инженером-электронщиком, да еще к тому же концертируете в вечернее время…
    Хорошо.

    А про меценатов…. Всё так. Правда, даже и с меценатом чтобы пересечься, это творческому человеку надо как минимум вылезти из норы, где он занимается/сочиняет и пр. По всей видимости, это тоже удается не всем. К тому же тут, видимо, тоже нужно элементарное везение. Вылезти из норы в правильном месте и в правильное время! (Кто-то мне сказал, что даже автор «Ежика в тумане» чуть ли не годами не может найти мецената для своего анимац. фильма по гоголевской «Шинели»! Это при всем своем легендарном статусе!! А при этом есть у меня один сверстник, которому — по крайней мере с его слов — как-то вечером просто позвонил человек, который чуть ли не умолял его согласиться на полное финансирование всей его деятельности, включающее содержание целого коллектива,а также офиса с сотрудниками, включая пиар-менеджера, дизайнера, секретаря, и проч.) Ну ведь любопытно, да?
    Все-таки в последнее время меня не покидает чувство, что во всех этих происшествиях есть какие-то закономерности. Правда, я не понимаю, какой смысл мирозданию мешать автору «Ёжика в тумане»…

  11. История с Норштейном (автором «ежика в тумане») скорее всего гораздо сложнее, чем просто финансы. Я ходил в 1987м на его лекцию с показом кусочков, которые он тогда уже снял. Он большой перфекционист, он очень глубоко вчитался в шинель, она все глубже и глубже ему раскрывается, и он за ней не поспевает. Он скорее всего ее никогда не кончит.

    Пересечься с меценатом — да, надо вылезти из норы. К сожалению этому нигде не учат. Когда я кончал университет по инженерному делу, был специальный курс занятий, как искать работу. В консерватории почему-то такого не было. Раньше, когда было распределение, наверное это было не нужно, но теперь, думаю, нужно. Вообще личные харизматические качества в профессиональном процессе сильно недооценены 🙂
    Офф: а ютюб — который я в живом журнале пиарил, или какой-нибудь мне неизвестный?

  12. Игорь (простите, что поздно отвечаю — зазевалась), да, ютьюб со ссылки из вашего ЖЖ.

    С Норштейном — ну, честно говоря не знаю «кухни», но не суть. Примеры можно и другие брать — к нашим услугам вся история искусств.
    Но вот парадокс… Если говорить об учиться «вылезать из норы», учиться грамотно продавать свои способности… Тут я уже не могу говорить объективно, у меня сразу начинается сугубо личный, субъективный протест)). По мне — так в «норе» лучше, потому что удобнее заниматься творчеством… Для меня творчество и сэйлз-менеджмент — это все-таки разные полюса деятельности, сочетать такое умеют не все, я вот даже и учиться не хочу (и у меня энергии на это не хватит, я уж лучше всю энергию потрачу на творчество, а там — пусть будет, что Бог даст). Конечно, все зависит от ситуации, от вида деятельности, от индивидуальности человека, от отношения… Говорю же, я необъективна.

  13. У меня тоже личный протест, я тоже это очень не люблю, и тут я с Вами согласен. Но с другой стороны, мало ли что я не люблю. Я струны менять тоже не люблю, но играть-то я люблю, поэтому меняю. По-моему вполне разумно для достижения каких-то лично важных целей подчинить этой цели более мелкие симпатии/антипатии. Другое дело, когда одно идет в разрез с другим, тогда приходится выбирать.
    Продажа способностей — только одна сторона вылезания из норы. Другая сторона той же деятельности — поиск слушателя.
    Но, конечно, никто не спорит, если оно само получается, если слушатель сам находится, то форсировать незачем.

  14. Согласна с Вами — и в первой части вашего коммента (безусловно разумные вещи говорите), и во второй.
    По поводу второй добавила бы еще, что (мне кажется) иногда важно из соображений интуитивных, может не всегда объяснимых логикой, не делать некоторых практичных шагов, не искать спонсоров и не делать проч. вещей, важных для карьеры. Это периоды, когда надо что-то осмыслить, когда переходишь на новую ступень, когда нарастает новый уровень мастерства, и т.п. (у скрипачей прошлого были такие периоды, когда они надолго уединялись со скрипкой).

  15. Позавчера к этому обсуждению добавилось замечательное независимое вливание — нарочно не придумаешь. Жена меня отчитала за то, что грядет концерт, а я пишу какие-то заумные аранжировки и совершенно не думаю о «покупателях», которые хотят послушать знакомую музыку и не особенно загружать голову.

  16. Игорь, я тут думала, как мне отреагировать, подавив в себе еще больший (на сей раз) протест, спровоцированный словом «покупатель» и направленный совершенно ни за что ни про что на Вашу очаровательную жену)))
    Знаете, я придумала.
    Даже если говорить применительно к музыке о покупателях, а ведь действительно приходится, когда даешь концерты (спокойно, Аня…), ну хорошо — назовем это своими именами — об искусстве продаж, о маркетинге, то.. То вот что ведь самое интересное. В недрах самого по себе маркетинга не все так просто. «Покупатель хочет того-то и того-то — дай ему это и обогатишься, а покупатель будет счастлив». Ан нет. Наука говорит о том, что покупатель не всегда знает, что он хочет. Самыми успешными в коммерческом плане всегда были самые безумные, самые неожиданные, яркие идеи, в успех которых поначалу не верил никто. Ну разве человечество знало, что оно хочет айфон? Разве по просьбе человечества, — которое традиционно вообще-то хочет «не особенно загружать голову», заметим тут вскользь, — появились такие вещи, как телевизор, например? Мой муж, издатель книг по маркетингу в том числе, по этому поводу вот прямо сейчас говорит (пишу с его слов): «Человечество понятия не имело, что такое телевизор и зачем он вообще нужен. Но вот он появился и все сказали -ооо! как круто!! где же мы были раньше??? Неверно, что спрос рождает предложение. Предложение тоже рождает спрос».
    Так что, Игорь, может как раз наоборот — предложить Вашим слушателям те самые «заумные» аранжировки?
    Кстати, я на личном опыте убедилась, что публика хорошо принимает даже считающиеся самыми «эстетскими», «сложными» произведения. Шимановский понятен даже школьникам, хотя музыканты почему-то упорно считают иначе. (Недооценивают айкью сородичей по племени гомо сапиенс.))

  17. А по теме — знаете, я сейчас не понимаю, чего это я так остро прореагировала на тему о поиске меценатов. Как-то мне это не близко и я, пожалуй, поразмыслив, прихожу к выводу, что не зря живу без подобных занятий, мне так комфортнее. А потом, знаете, музыку заказывает тот, кто за нее платит… Не важно, кто это, государство или меценат. Свобода дороже. (Тем более, когда еще и не делаешь муз. карьеру — тогда вообще непонятно, зачем наступать на горло собственной песне))) Видимо, во мне остались какие-то фантомные воспоминания о тех временах, когда от меня общество требовало заниматься карьерой, а я так же упорно этого не хотела, как и сейчас, и вот подсознательно протест и всплыл!)))
    Мне вот очень симпатично то, что вот Вы и работаете по инженерно-электронной специальности, и играете. Все-таки независимость!

  18. По поводу «предложение рождает спрос» — действительно, из инженерной жизни мне тоже это явление известно, и идея может быть не такой уж и безумной, просто разработчики гораздо больше времени проводят за разработками, чем заказчики — за формулировкой заказа, поэтому у разработчиков интуиция шире. Нужно, пожалуй, сыграть концерт и задаться узкой целью сопоставить реакцию публики на известные и не известные ей вещи. Поставим камеру с видом на зал. Спасибо за свежий взгляд, и мужу тоже передавайте привет 🙂
    Меценаты наверное иногда норовят заказать музыку, тут действительно нужен очень осторожный подход, а то может засосать. Наши двое в этом полностью полагаются на нас. Только один раз нас попросили сыграть конкретную латиноамериканскую вещь, я тогда как раз осваивал чаранго и отказаться не смог 🙂 Но жене иногда приходится мотаться на какие-то подозрительные собрания высшего света 🙁

  19. Камера с видом на зал — интересная идея! 🙂
    Мужу привет передала 🙂
    Офф: Игорь, а как у вас там, в связи со стихийными бедствиями? (Не знаю, где конкретно вы живете, но видео из Японии передают кошмарное). Надеюсь, у вас и ваших знакомых все в порядке!

Добавить комментарий для annablagaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *