Перейти к содержимому

Хитроумные пьесы

Хитроумные пьесы

 Несколько «классических» музыкальных пьес «с секретом»

 

Конечно, оригинальность — вовсе не главное, что нужно композитору и исполнителю-музыканту. Всего важнее суть, глубина чувств и мысли, тонкие и возвышенные переживания… Всё это мы с вами понимаем.

Но иногда все-таки для любопытного ума знакомство с хитростями и фокусами, придуманными музыкантами прошлого, доставляет большое удовольствие.

Вот я и решила некоторые из них описать.

Просто — для утоления любопытства. Чтобы можно было оценить и улыбнуться. А может — потренировать ум.

 

Эта музыка будет вечной…

 

«Путь мира» Мошелеса. Это палиндром — то есть пьеса читается (и звучит) совершенно одинаково, играешь ты ее с начала до конца или, наоборот, с конца до начала. Но что с того — палиндромов-то в истории музыки сколько угодно!

А тут еще спрятана философская подоплёка, виртуозная и изящная мысль.

Музыканты играют пьесу, исполняя ноты, напечатанные на листке бумаги, а потом… переворачивают его вверх ногами и продолжают играть. Причем мотив остается прежним. Учитывая, что это — «Путь мира», мораль сей басни такова: этот мир будет существовать вечно и никогда не закончится, и даже несмотря на то, что все в нем периодически переворачивается буквально кверху ногами, ничего по сути не меняется.

 

Duo Economique

 

«Экономический дуэт» для двух скрипачей, играющих на… одной скрипке. Причем не просто для двух скрипачей, а для двух обнимающихся скрипачей. Один из них стоит и играет на своей скрипке, а второй стоит позади первого и, словно заключив коллегу в объятья, водит вторым смычком по струнам. «Экономическим» этот дуэт, сочиненный весёлым учеником папаши Гайдна по фамилии Графф, называется потому, что экономится одна скрипка. Хотя, скажу вам честно, у меня в связи с этим описанием возникают какие-то странные ассоциации, тоже на букву «э!»… Даже не знаю, почему.

Остается сказать только, что сама я пьесу эту я не видела и не слышала, но Паша Сербин, который мне о ней и рассказывал, горячо уверял меня, что он меня не разыгрывает и все это — чистая правда. По его словам, музыканты оркестра Pratum Integrum (приятные во всех отношениях девушки и юноши) не раз исполняли эту вещь.

 

P.S. Спустя некоторое время после того, как я написала эти строки, я совершенно случайно набрела в интернете на картину под названием «Влюбленные, играющие на скрипке» и просто не поверила своим глазам! На ней изображено как раз исполнение этого дуэта. Либо автор картины присутствовала на концерте, либо…

 

… И за того парня

 

А вот еще одно двойное удовольствие, точнее его иллюзия. Снова дуэт для одной скрипки, но теперь уже никаких вольностей и развлечений в виде второго обнимающегося скрипача — всё объясняется просто и мрачно: чтобы это сыграть, нужен чёрный труд в одиночестве на протяжении долгих недель. Речь о «Диковинном дуэте» Паганини для скрипки и воображаемой гитары — скрипач должен сам сыграть и за скрипку, и за аккомпанирующего ей гитариста. Всё это одновременно, чётко, ритмично и чисто. Слава Богу, что пьеса короткая — всего страничка!

 

Тренируйся на кошках

 

Эту пьесу я периодически вынимаю из своего рюкзака в метро, угрюмо уставляюсь в нотные линейки и предаюсь странным размышлениям. Как все-таки здесь считывать мелодию — по лапам или по головам?… По головам — или все-таки по лапам?…

Ответа я пока не нашла.

А все спасибо господину Морицу фон Швинду, который сочинил  в 1868 году пьесу под названием «Кошачья симфония». Вместо нот шутник нарисовал кошек. Пьеса, видимо, виртуозная: целая пропасть черных котов и котят носится туда-сюда по нотному стану. Причем обозначения темпа, ритма, характера и т.д. здесь абсолютно ясные и, я бы сказала, наглядные: например, длинная нота = большой и жирный кот, быстрый пассаж из коротких нот = целый выводок карабкающихся наверх или низвергающихся вниз котят. Фермата — кошка остановилась и умывается лапой. Лучше и не напишешь.

Но вот главная беда — какие, собственно, ноты при этом надо играть?

Периодически я возвращаюсь к этому вопросу, и идеи у меня при этом возникают самые противоречивые. В начале пьесы при ключе нарисован кот, ясно, что этот кот — тоже своего рода ключ. Приглядевшись, видим, что вроде бы и действительно нотка, соответствующая ноте в ключе, зажата между его лапами. Означает ли, что мелодия считывается по лапам?

Но если так, тогда пропадает другая важная деталь, которую я некоторое время назад заметила и похвалила себя за наблюдательность: похоже, в тех случаях, когда мелодия взбирается наверх и нотного стана уже не хватает, роль добавочных линеек играют усы у котов. Согласитесь, изящно? Я тоже так думаю.

Но тогда — как же насчет лап?!!

…Так все-таки по лапам или по головам? Вот в чем вопрос…

А вдруг здесь вообще все окажется как в известном мультике: «крылья, ноги… главное — хвост!!!»

А? А?!! так это же мысль!!!…

Дорогие читатели, на этом наш обзор заканчивается, а я пошла смотреть на кошек.

 

Ваша

Анна Благая

  

Примечание

А если серьезно, то, конечно, все-таки по лапам.

Кот Мурр

— — — — —

Ноты Мошелеса. Взяты с аштрея.

Ноты «Диковинного дуэта».

Ноты Кошачьей симфонии. Взяты отсюда.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *