Перейти к содержимому

Иван Хандошкин: человек-невидимка

Истории жизни скрипачей

 

Иван Хандошкин (1747-1804):
человек-невидимка

История не сохранила портрет "русского Паганини" Ивана Хандошкина. Судя по всему, этого портрета никогда и не было.

История не сохранила для нас портрет "русского Паганини" Ивана Хандошкина. Судя по всему, этого портрета никогда и не было.

Любители скрипки во всем мире знают имя легендарного Никколо Паганини. У нас в России тоже это имя первым всплывает в памяти, когда мы говорим о виртуозной технике, расширившей возможности скрипки. Легенды об игре на одной струне, потому что остальные струны подпилили конкуренты; истории о том, как скрипача подозревали в связи с темными силами, потому что делал невозможное — из одной своей скрипки извлекал звучание, похожее на то, словно играл целый ансамбль инструментов; технические приёмы, неподвластные современникам итальянского скрипача — флажолеты, двойные ноты, самоаккомпанимент (когда скрипач сам себе подыгрывает на воображаемой гитаре), подражание звуку других инструментов… Всё это, знают многие из нас, первым сделал Паганини.

Но на самом деле — не первым.

.

Еще до Паганини некоторые скрипачи делали подобные штуки; среди них был русский скрипач Иван Хандошкин. Он играл и на одной струне, и двойными нотами, и флажолетами. Он был знаменитым виртуозом, чьи произведения современникам казались неисполнимыми (за чудеса, которые он вытворял на скрипке, его звали: «наш Орфей»). Просто у Хандошкина были не столь хорошие пиарщики. Про Хандошкина не писали жутких романтических повестей, его не подозревали в сделке с дьяволом. А главное — «нельзя быть пророком в своем отечестве», а к нашему с вами отечеству это относится в максимальной степени. В России издавна считается, что российское по качеству непременно хуже западного. Именно поэтому русские ученые так часто изобретают что-то, оказавшись первыми в мире  — а потом, спустя десятилетия,  то же самое появляется и патентуется на Западе.

Так же получилось и с Хандошкиным.

Хотя при жизни он был очень знаменит, постоянно концертировал, но спустя всего несколько лет после его смерти выяснилось, что подробности его биографии практически нигде не зафиксированы, даже портрета не существует (и мы поэтому даже не знаем, как выглядел русский виртуоз). Даже тот факт, что Хандошкин якобы учился у Тартини, вызывает у исследователей сомнения: его нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть (можно говорить только о том, что Хандошкин действительно играл по  «методе Тартини» и «тартиниевским смычком»).

К счастью, было издано немало произведений Хандошкина, и многие из них сохранились; но существует один нюанс: Хандошкин был непревзойденным импровизатором, импровизировал по целым произведениям, и далеко не всё  это записывалось. Так что, вполне возможно, лучшие его вещи ушли из этого мира вместе с ним.

В конце этой страницы вы прочитаете сведения, которые собрал о Хандошкине Одоевский, и найдете две ссылки на подробные научные статьи о русском скрипаче (там собраны даты, ссылки на публикации и прочее).

От себя хочу добавить две вещи. Первое: не стоит знакомиться с Хандошкиным по его сонатам. Он был солист-виртуоз по натуре, и гордостью скрипача были  сольные виртуозные скрипичные вариации на темы русских народных песен. (Паганини тоже шел по этому пути, только брал темы, естественно, итальянские). Причем и тут есть нюанс. Без всякого сомнения, когда-то эта музыка воспринимались русским ухом иначе, чем сейчас. Всё дело в том, что мы практически потеряли связь с русским фольклором, он уже не воспринимается нами так органично (многие поколения русских людей, не считая советского периода, воспитывались большей частью на западной музыке). Поэтому к ней нужно заново привыкать. Хандошкина сегодня не играют на концертах (за редчайшим исключениям), и совершенно точно не преподают в школах, консерваториях и академиях музыки. И очень зря. Потому что это интересно, а к тому же — полезно для техники: когда-то его произведения считались вовсе неисполнимыми, а сейчас они представляют собой неплохую пищу для занятий.  Исполняя музыку, стоит помнить, что «слезливость» некоторых песен — кажущаяся (не попадайтесь в ловушку сентиментальности), и что на самом деле главные приметы исполнительского стиля Хандошкина были — виртуозный блеск, полётность, лирика, быстро переходящая в драму.

Второе. Истоки творчества Хандошкина — народные, и он, подобно другим народным музыкантам всех стран, использовал при игре так называемую скордатуру — перестраивал струны. Это придавало совершенно иной тембр исполняемой музыке, совершенно иной характер. Повторить это мы на наших сегодняшних скрипках уже не сможем; и догадаться, как это звучало  — тоже; потому что как именно перестраивал скрипач свой инструмент и в каких случаях — все это осталось большей частью не зафиксировано.

Итак, вот главная причина того, что творчество «русского Паганини» нам так плохо известно. Он больше принадлежал устной народной традиции, стихии импровизационности, а всё подобное искусство обычно в истории плохо сохраняется, потому что много теряет при переносе на бумагу или вовсе не записывается. В истории побеждают те, кто умеет сохранить свои достижения письменно. Николо Паганини тоже так повезло исключительно потому, что он оказался таким лакомым персонажем для писателей и журналистов. И, между прочим, даже и его мы знаем лишь по дошедшим до нас произведениям, а между тем, получи мы доступ к некоторым архивам, то картинка могла бы у нас сложиться совсем другая. Впрочем, это — сюжет для другой истории.

— —

Приложение.

Дальнейшие факты взяты из приложения 2 к главе о Хандошкине у Ямпольского (Материалы к биографии И.Е.Хандошкина. Записи В.Ф. Одоевского), где даны и факсимиле записей Одоевского.

Первую попытку собрать сведения о Хандошкине предпринял автор «Лирического музеума» Д.Ф. Кушенов-Дмитревский. Это было в 20-х годах 19 века. Попытка оказалась неудачной. Вот что пишет Кушенов-Дмитревский:
«В заключение сего, долгом поставляю оправдаться пред моими читателями в том, что собрание сие не украшено жизнеописанием некоторых из известных виртуозов наших, как-то: Дица, Шкиати, Хандошкина и проч., кои по отличным талантам своим и заслугам на музыкальном поприще, достойны занять одно из первых мест в сей книге. Употребив безуспешно всевозможные старания к собранию сведений о жизни сих лиц, решился я наконец обратиться в дирекцию императорских театров, где находились на службе Диц и Хандошкин. Но в 1810 году во время несчастья, постигшем Большой театр, истребились вместе с оным и некоторые дела дирекции принадлежащие, то я должен был отказаться и от последней надежды узнать что либо о жизни сих знаменитых виртуозов. Мне остается только вместе с читателями пожалеть о том, с каким небрежением смотрят у нас поныне на частную жизнь людей, ознаменовавших себя или отличными дарованиями, или полезными изобретениями по части художеств и пожелать от всего сердца, чтоб имена таких лиц, передаваемы были потомству не на одних заглавных листках их творений, или в каталогах музыкальных лавок».

— —

В середине 30-х годов 19 века уже В.Ф. Одоевский стал собирать сведения о Хандошкине; давал даже объявления в газетах, пытаясь разыскать тех, кто обладает хоть какой-нибудь информацией. Итог — несколько листков карандашных заметок, записанных со слов современника Хандошкина — А.А.Карнеева, служившего директором одного из департаментов министерства юстиции.

В книге Ямпольского дана расшифровка записей Одоевского. Вот она:

«Иван Австафьевич Хандошкин —
Карнеевы Андрей Андреевич — Директор у министра юстиции
Отец литаврщик (при Петре Феодоровиче)
Tartini metoda
Сочинителем балетов при Дворе получал 1200?
Сарти был в петербурге сочинил Ораторию да воскреснет Бог — в Violini obligato (в хоре [?] да возвеселятся) Гандошкин играл в присутствии Павла

— —

в фермате — Гандошкин заиграл — каденц
Потемкин берет его себе — (жалованье 600) — и следует за ним в Турцию
Лолли был славный скрипач француз — и Гандошкин играли импровизации пред Потемкиным
Пальцы у Гандошкина были (?) толсты в его 12 сонатах.

акомпаньеман отдельно от мотива —
Однажды у Сергея Савича Яковлева — в первом часу ночи по совету Грибовского (аккомпаньеман?) с 5-6-ю бемолями — схватил расстроенную скрипку и не успев настроить сыграл 16 вариаций в дур и в молль Растрой басок sol, si, re, sol, Sonata на смерть Мировича

до 60 лет жил и на сем возрасте играл арпеджии коротеньким Тартиниевским смычком
Умер придя в Кабинет за пенсионом
Не был пьяница
Росту, среднего, плотного, красивой наружности, глаза большие — парик носил
Воспитывался при оркестре
Попал по принуждении

Зубов Платон Александрович хорошо играл, но сказал Гандошкину, что его песен играть нельзя Импровизировал по целым Сонатам
В трактирах обедали Потемкин, Завадский
В императорских театрах — его послужной список.

— —

Слушайте музыку Хандошкина (Русская народная песня с вариациями в исполнении Дмитрия Благого (фортепиано)


См.: История скрипичного искусства. Хандошкин;

а также
И. Ямпольский. Русское скрипичное искусство. И.Е. Хандошкин

и ноты произведений Хандошкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *