Перейти к содержимому

Скрипичная азбука: «заиграть»

Скрипка | Скрипичная азбука

«Заиграть»

Мы уже знаем, что такое обыграть, переиграть и сыграться.

Есть и еще кое-что:

  • заиграть.

Так бывает, когда много, быстро и (главное) с выключенным мозгом гоняешь какое-нибудь быстрое и сложное произведение или его часть (например, какую-нибудь головокружительно быструю коду на непрерывном спиккато).

В общем, это то же самое, что и заболтать.

Вообще пальцы, бегущие куда-то в диком темпе при выключенном мозге — это всегда тревожный симптом, но  мы сейчас даже не об этом. Так поступать попросту непрактично. Потому что  пьеса после  этого приходит в негодность. Прощайте, бисерные пассажи и жемчужная техника! Ноты слипаются, превращаются в кашу. В огромный свалявшийся колтун. В комок слипшихся переваренных макарон.

Можно ли пьесу восстановить после этого? Не факт… Поэтому скрипачи периодически проводят профилактику, играя во время занятий подобные куски музыки несколько медленнее, чем обычно. (Внимание! Включенный мозг нужен и здесь!) Такая «чистка» проводится, в том числе, и после концертов и генеральных репетиций, где вещь была исполнена в предельно быстром темпе.

См. также: «разыграться»

7 комментариев для “Скрипичная азбука: «заиграть»”

  1. Забавно, но я не сразу понял о чем идет речь в этом разделе… 🙂 Просто воспринял слово «заиграть» как начать играть, извлечь первые звуки. Хотя, конечно же, мне знаком эффект «забалтывания».
    Очень интересный и полезный сайт! Спасибо Вам, Анна.

  2. Согласна с Андреем — очень интересный сайт. Я не музыкант, но содержание сайта так захватывает, что читаю-читаю, слушаю и невозможно остановиться. Спасибо большое, Анна! Успехов Вам!

  3. Да, к сожалению, «заиграть» — это знакомо на собственном опыте. В юности очень хотелось побыстрее освоить классическую гитару, преподаватель меня в моем рвении тормозил, но я все равно «гнала», хотелось «показать класс», виртуозно сыграть на пределе. Итог печален — несколько произведений «заиграны» были насмерть, восстановить не удалось.
    Поэтому сейчас внимательно слежу за своей юной скрипачкой — чуть вижу, если начинает «загонять», нотки сваливать в ком, сразу переключаю ее, или заставляю играть медленно (шестнадцатые на весь смычок), или вовсе к другому произведению уходим.
    Заиграть, кстати, не только к музыке относится 🙂
    В последнее время много людей живет в каком-то диком темпе с выключенными мозгами, на опасном «автопилоте».. Вспомните поговорку: «тише едешь, дальше будешь» — то же самое, как предупреждение — «не заиграй» 🙂

  4. Ольга, спасибо большое, мне ооочень приятно… От комплиментов скоро замурлыкаю от удовольствия 🙂

  5. Софья, а ведь и правда про наш современный ритм жизни и про «заигрывание» в нем. Интересный ракурс, мне не приходило в голову!

  6. Хех, сейчас тренирую одну фиддлерскую штуку — именно вот это порой и случается. Ощущение, будто пальцы просто тарабанят заданную программу с видом «а что, все верные ноты были нажаты, чего тебе ещё надо».
    Осознание приходит, когда слушаешь «как надо» и понимаешь, что в оригинале произведение раза в полтора медленнее…

Добавить комментарий для annablagaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *