Вверх смычком, вниз смычком
Вниз — это от колодочки к кончику смычка (к шпицу, как говорили раньше).
Вверх — это от конца смычка к колодочке.
То есть всё опять-таки против обычной житейской логики (когда мы спускаемся вниз по лестнице, то мы идем сверху вниз, и окажемся в итоге внизу, когда поднимаемся — снизу вверх, и окажемся в итоге наверху. Здесь же наоборот).
У вас пока не закружилась голова от моих объяснений?
Тогда добавлю.
В этих сменах смычка есть нечто сходное с дыханием — вниз похоже на выдох, вверх — на вдох.
Движение вниз всегда более определенное, так легче показать начало какой-нибудь пьесы или фразы. Движение вверх — более легкое, безударное, так легче начать какую-нибудь мелодию как бы вырисовывающейся из дымки, полупрозрачной…
Тут можно перекинуть мостик к поэзии, но мы туда не пойдем, все-таки это Скрипичная азбука, а не книга о синтезе искусств. (Если я-таки напишу ту книгу, здесь появится ссылка).
А еще тут прямая связь с движением в музыке, с танцем.
Существовало старое правило, когда скрипачи еще были одновременно учителями танцев (музыка раньше была не на шутку слита с танцем; это было века до 18-го, кажется, и было еще связано с Францией, Королем-Солнцем и королями менестрелей, я впишу здесь, когда вспомню подробности), — так вот, тогда скрипачам предписывалось каждую пьесу начинать непременно вниз смычком. Так было легче синхронизировать музыку с движением, скрипач как бы дирижировал танцорами, а заодно прочими музыкантами, показывал им, когда вступать.
Потом это правило стало мешать музыке, и прогрессивные умы его свергли.
Сегодня подобных правил нет, и «вниз» и «вверх» подчиняются логике музыкальной фразы. Но все-таки, когда надо дать определенное, волевое, героическое начало какой-то пьесы или, например, концерта, причем целый оркестр должен вступить одновременно с солистом, — солист, как правило, начинает в таких случаях свою тему вниз смычком. Так понятнее.
—
См. также: Смычок
Благодарю вам за статью! Я изучаю музыку, не могли бы мне помочь?
Здравствуйте, в чем могу быть полезна?