Виртуозная музыка

Скрипка | Скрипичная азбука

Виртуозная музыка

Слово виртуоз (virtuoso) происходит от лат. virtus, то есть — сила, смелость, отвага.

В Италии 17 в. так называли также ученых.

Именно в то время скрипка начинала свой путь в истории, вначале  как виртуозный инструмент (и только много позже человечество признало, что главное в игре на скрипке — все-таки пение).

Скрипачи старой итальянской школы были учеными людьми с блестящим разносторонним образованием. Они играли и сочиняли виртуозную, то есть блестящую,  сложную для исполнения музыку.

И хотя с того времени виртуозная техника на скрипке постоянно наращивалась, некоторые произведения старых эпох непросто исполнять и сегодня; среди них, например, «Дьявольские трели» Тартини (название говорит само за себя) и «Лабиринт» Локателли (сверхширокая растяжка пальцев левой руки плюс бесконечный отскакивающий штрих арпеджио).

Позже серьезный скачок в технической оснащенности скрипачей произошел во времена виртуозов-романтиков — Паганини и Эрнста.

Одними из самых сложных для исполнения на скрипке сейчас считаются произведения Паганини (в т.ч. «Боже, храни королеву», Первый концерт для скрипки  с оркестром с каденцией Соре и др.), Эрнста (вариации на старинную ирландскую тему «Последняя роза лета»).

В них используются сложные комбинации таких хитроумных приемов, как двойные флажолеты, быстрые пассажи, в том числе исполненные пиццикато левой рукой или двойными нотами, трели пиццикато, двойные трели, блестящие штрихи (рикошет, стаккато и др.), игра с самоаккомпанементом (где тема исполняется, например, пиццикато левой рукой, а сопровождение — быстрыми пассажами, озвученными смычком) и так далее.

Вдобавок ко всему все это чаще всего нужно играть в быстром темпе.

Чтобы играть виртуозную музыку, нужно не просто много заниматься и находиться в хорошей исполнительской форме, — нужно еще здорово соображать, потому что бывают такие комбинации технических сложностей при игре на скрипке, решить которые не помогут просто быстрые и цепкие пальцы — нужна быстрота ума, а в ряде случаев — еще и изобретательская жилка (при создании индивидуальных вариантов аппликатуры, например, или элегантных технических решений, исключающих лишние движения при игре).

Те, кто думают, что дело не в голове, а всего лишь в руках, и исступленно тренируют пальцы, наяривая из последних сил виртуозные произведения, рискуют переиграть руки.

Продолжение следует

См. также программу концерта «Три века виртуозной скрипичной музыки»
и статью в Азбуке — Браво!

P.S. Как уже было сказано, одной из самых сложных скрипичных пьес считается «Последняя роза лета». Для сравнения: одна из самых сложных пьес для рояля — «Исламей».

3 комментария

  • Сеня

    Спасибо большое за интересный сайт!
    Хотел бы добавить, что существуют так же такие непростые вещи, как «лесной царь» Эрнста-Шуберта, сольные сонаты Бартока, Денисова, секвенция Лучиано Берио ну и совсем для гурманов http://en.wikipedia.org/wiki/Freeman_Etudes

    • annablagaya

      А Вам спасибо за ценный комментарий! 🙂
      Freeman Etudes оказались очень в тему моих сегодняшних изысканий.
      Они есть и на youtube. Вот слушаю сейчас это: http://www.youtube.com/watch?v=YflfGMo3O2Q
      И улыбаюсь, читая меткие комментарии пользователей youtube. В словах тех, кто описал эту композицию как «I think he is fucking the violin ..» и «mouse vs cat» есть логика))))

  • Сеня

    Я не фанат Кейджа или Фернехау и пара комментариев меня тоже позабавила, но их слова пользователей характеризуют в большей степени их самих,чем музыку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.