Скрипач

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Скрипач
(статья из Скрипичной азбуки)

Профессиональный скрипач, как правило, начинает играть на скрипке в глубоком детстве (с 4-5 лет или даже раньше), и обучается своему сложнейшему ремеслу примерно 20 лет, в течение которых отдает занятиям на инструменте не менее пятидесяти тысяч часов. (Цифры — примерные, чтобы вы представляли масштаб; в реальности эти цифры еще выше).

И потом продолжает учиться всю свою жизнь, занимаясь каждый день по много часов и стараясь всегда быть в форме.

Чтобы стать профессиональным скрипачом, считается, надо иметь подходящие руки, «правильно поставленные» и специальные музыкальные способности («абсолютный» слух, врожденное чувство ритма, позволяющее обходиться без метронома, музыкальность, способность «схватывать» указания педагога…); а еще важнее иметь соответствующий характер. Прежде всего нужна храбрость и способность принимать вызовы судьбы, поскольку играть виртуозную музыку и вообще выступать на сцене без этого нельзя.

Вообще, вопреки представлению, сложившемуся в 20-м веке (с помощью некоторых кинофильмов и литературных произведений), скрипач — это вовсе не тот хлюпик и неврастеник, который бежит вешаться при первой же трудности, а наоборот — человек большой храбрости, готовый смычком проложить себе дорогу в жизни. Еще в «Саге о Нибелунгах» запечатлен смельчак шпильман (бродячий скрипач), который дрался смычком.

Многие знаменитые скрипачи прошлого были великолепными фехтовальщиками. Великий скрипач Тартини даже реформировал смычок, приблизив его к форме шпаги (а до того смычок, кстати, был похож на другое оружие — боевой лук, что повлияло на его название: смычок в англоязычных странах до сих пор называется bow, т.е. буквально «лук»).

До сих пор ходят легенды о храбрости румынских бродячих скрипачей — лэутаров.

(Все это, конечно, не исключает в характере хрупкости, тонкости восприятия, которыми отличается человек любой специальности, а тем более музыкант, если он обладает настоящим талантом).

Помимо храбрости скрипачи прошлого были еще и талантливыми изобретателями, а слово «виртуоз» когда-то имело и другое – интеллектуальное значение. Правда, некоторым из виртуозов, например легендарному Николо Паганини, за свои открытия в области скрипичной техники пришлось в жизни крупно поплатиться, поскольку тогдашняя церковь трактовала все выдающиеся технические изобретения на скрипке как происки нечистой силы (читайте об этом подробнее в главе Интересные факты о скрипке).

Скрипачом-любителем можно стать практически в любом возрасте, причем те, кто практикуют занятия скрипкой параллельно с основным видом деятельности, замечают, что скрипка придает «ускорение» мозгам, развивает мышление и воображение и помогает решить самые нетривиальные задачи (что, кстати, объясняется научно).

Скрипачами-любителями были многие выдающиеся и легендарные персонажи, как реальные, так и вымышленные. Примечательно, что один из них — Альберт Эйнштейн — считал свои занятия скрипкой очень важными для совершения открытий в науке, а другой — сыщик Шерлок Холмс — частенько брал в руки этот инструмент, распутывая ту или иную детективную загадку.

О скрипке и скрипачах много писали в книгах и стихах, о них снимали кинофильмы, их изображали в живописных полотнах и на плакатах. За все время существования скрипки накопилось немыслимое количество мифов и легенд о скрипачах, от самых занятных и безвредных до поистине диких и несправедливых.

Впрочем, реальные судьбы скрипачей бывают даже удивительнее легенд. См.: истории жизни великих скрипачей

P.S. Сейчас в нашей стране большинству классических музыкантов приходится нелегко (см.: «А скрипач не нужен, родной» )

Остается полагаться лишь на чувство юмора. См.: Юмор в музыке

— —

См. также: Документальные кинофильмы о скрипке и скрипачах

См. также: Солист, артист ансамбля, оркестра

 «Слабо?»
Окраска звука

5 комментариев

  • Екатерина

    Однажды, Доктор Втсон, не мог заснуть, от какого-то скрипа. Он спусился вниз, и увидел Холмса, со скрипкой в руках.
    — Что это за безобразие, Холмс? — спросил он.
    — Так мне лучше думается.. — ответил мистер Холмс.
    — А я думал, что это кошка в трубе застряла. — сдержанно скозал Ватсон.
    — Для Вас, я сыграю более приятную мелодию, митер Ватсон. — сказал Холмс, и заиграл другую мелодию.
    Мистер Ватсон, поспешил удалиться…

    • annablagaya

      Хороший пример 🙂
      Екатерина, спасибо большое за комментарии, не успеваю пока на них ответить…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.