Анна Благая -

Вибрация

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Вибрация (вибрато)

Черновик статьи для Азбуки

Мощное средство выразительности на скрипке (особенно полюбившееся скрипачам с времен романтиков) и одновременно таинственная штука, которую любознательные умы то и дело пытаются разъять на составные части, подчинить логике, что не всегда хорошо получается.

Всё дело в том, что вибрация (колебание пальца левой руки на прижатой к грифу струне, придающее звуку певучесть) — вещь, происходящая по большей части подсознательно, руководит тут инстинкт, душа вместе с эмоциями и настроениями. Нет, конечно, разум тоже может управлять вибрацией, но только до определенных пределов. Можно заставить себя не вибрировать или вибрировать меньше/больше, можно делать теоретические выкладки относительно видов вибрации, можно даже при большом желании подсчитать, какое число колебаний происходит, но это всё действительно только до тех пор, пока музыкант не вышел на сцену. А на сцене вступают в силу иные правила. Играя пьесу перед слушателями, скрипач ни за что не будет думать при этом: «так, ну хорошо, пока всё идёт по плану, вот на этой ноте я сейчас сделаю шесть колебаний в секунду, а вот здесь — семь». Это не просто скучно, это нереально, разве что музыкант оказался бы на какой-нибудь планете, где время течёт медленнее раз в десять и где при этом эмоций не существует, а существует лишь система правил. 

Вибрация каждый раз требуется особая, в зависимости от фразировки, окраски звука, артистической индивидуальности (а также от стиля произведения, эпохи, в которую оно было создано, и др.) Скорость вибрации — не заданная величина, она может увеличиваться или уменьшаться в разных фрагментах фразы, характер вибрации вступает во время игры с прочими средствами выразительности в самые тонкие химические реакции, поэтому готовые формулы способа вибрирования (пальцевая вибрация? локтевая?) слишком примитивны и грубы, чтобы они были полезны при художественном творчестве, которым пока еще остается игра на скрипке. Поэтому во время игры всё равно остаётся действовать «по старинке»: просто взять и сделать, приняв за «точку опоры» не что-то вещественное и осязаемое вроде грифа или каких-то частей руки, а саму душу. (Мистика, скажете? Нет, не мистика. Очевидно, вы еще не читали про флюиды, занятия без инструмента и вибрато смычком).

N.B. Кстати, перебор с вибрацией производит прямо противоположное действие: вместо того, чтобы одухотворить звук и придать ему объем, он превращает его в прозаичное блеяние. Мера, необходимая в каждом конкретном случае, определяется тоже исключительно инстинктом, ну а если чувство меры музыканту изменило  - уши слушателей моментально определят, что в звуке что-то не то, хотя про вибрацию сами слушатели могут ничего не знать.

-

Ниже — статья о вибрации из Музыкальной энциклопедии; отсылаю также к книге В. Григорьева «Методика обучения игре на скрипке» (глава 8 — Вибрато), где рассказано о разных видах вибрации и о том, сколь тесно она связана с индивидуальностью исполнителя и его интуицией.

-

Статья из Музыкальной энциклопедии
про вибрацию

ВИБРАТО, вибрация (итал. vibrato, лат. vibratio — колебание). 1) Приём исполнения на струн. инструментах (с грифом); равномерное колебание пальца левой руки на прижатой им струне, вызывающее периодич. изменение в небольших пределах высоты, громкости и тембра звука. В. придаёт звукам особую окраску, певучесть, повышает их выразительность, а также динамичность, особенно в условиях большого конц. помещения. Характер В. и способы его использования определяются индивид. стилем интерпретации и артистич. темпераментом исполнителя. Нормальное число колебаний В. — ок. 6 в секунду. При меньшем числе колебаний слышится качание или дрожание звука, производящее антихудожеств. впечатление. Термин «В.» появился в 19 в., однако лютнисты и гамбисты пользовались этим приёмом ещё в 16-17 вв. В методич. руководствах того времени приводятся описания двух способов исполнения В.: одним пальцем (как и в совр. исполнительстве) и двумя, когда один прижимает струну, а другой быстро и легко касается её. Старинные назв. первого способа — франц. verre cassй, англ. sting (для лютни), франц. langueur, plainte (для виолы да гамба); второго — франц. battement, pincй, flattement, позднее — flattй, balancement, tremblement, tremblement serrй; англ. close shake; итал. tremolo, ondeggiamento; на нем. языке наименование всех видов В. — Bebung. Co времени упадка сольной игры на лютне и виоле да гамба художеств. применение В. связано гл. обр. с игрой на инструментах скрипичного семейства. Одно из первых упоминаний о скрипич. В. содержится в «Универсальной гармонии» («Harmonie universele…», 1636) M. Мерсенна. Классич. школы скрипичной игры 18 в. рассматривали В. лишь как разновидность украшений и относили этот приём к орнаментике. Дж. Тартини в своём «Трактате об орнаментике» («Trattato delle appogiatura», ок. 1723, изд. 1782) называет В. «tremolo» и рассматривает его как вид т.н. игровых манер. Его использование, как и др. украшений (трель, форшлаг и др.), разрешалось в случаях, «когда того требует аффект». По Тартини и Л. Моцарту («Опыт основательной скрипичной школы» — «Versuch einer gründlichen Violinschule», 1756), B. возможно в кантилене, на длинных, выдержанных звуках, особенно в «завершающих музыкальных фразах». При mezza voce — подражании человеческому голосу — В., напротив, «никогда не должно применяться». Различались В. равномерно медленное, равномерно быстрое и постепенно убыстряющееся, обозначавшиеся соответственно волнистыми линиями над нотами: В эпоху романтизма В. из «украшения» превращается в средство муз. выразительности, становится одним из важнейших элементов исполнительского мастерства скрипача. Широкое использование В., начало которому положил Н. Паганини, естественно вытекало из колористической трактовки скрипки романтиками. В 19 в., с выходом музыкального исполнительства на эстраду большого конц. зала, В. прочно входит в практику игры. Несмотря на это, ещё Л. Шпор в своей «Скрипичной школе» («Violinschule», 1831) разрешает исполнять В. лишь отд. звуки, которые он отмечает волнистой линией. Наряду с названными выше разновидностями Шпор применял и замедляющееся В. Дальнейшее расширение применения В. связано с исполнительством Э. Изаи и в особенности Ф. Крейслера. Стремясь к эмоцион. насыщенности и динамичности исполнения и используя В. как приём «опевания» техники, Крейслер ввёл вибрирование при игре быстрых пассажей и в штрихе detachй (что запрещалось классич. школами). Это способствовало преодолению «этюдности», сухости звучания таких пассажей. Анализ скрипичного В. разл. видов и его художеств. применения дал К. Флеш в своей работе «Искусство игры на скрипке» («Die Кunst des Violinspiels», Bd 1-2, 1923-28). 2) Приём исполнения на клавикорде, широко применявшийся нем. исполнителями 18 в.; выразительное «украшение», подобное В. и также называвшееся Bebung. С помощью вертикального колебательного движения пальца на опущенной клавише, благодаря которому тангент оставался в постоянном соприкосновении со струной, создавался эффект колебания высоты и силы звука. Использовать этот приём надлежало на выдержанных, аффектированных звуках (Ф. Э. Бах, 1753) и, в особенности, в пьесах печального, грустного характера (Д. Г. Тюрк, 1786). В нотах обозначался: 3) Приём исполнения на некоторых духовых инструментах; лёгкое приоткрывание и закрывание клапанов, сочетающееся с изменением интенсивности выдоха, создает эффект В. Большое распространение получило у джазовых исполнителей. 4) В пении — особый вид колебания голосовых связок певца. В основе естественного вок. В. лежит неравномерность (не абсолютная синхронность) колебаний голосовых связок. Возникающие благодаря этому «биения» заставляют голос периодически пульсировать, «вибрировать». От свойства В. в значительной степени зависит качество голоса певца — его тембр, теплота, выразительность. Характер певческого В. не изменяется с момента мутации и только в пожилом возрасте В. переходит иногда в т.н. тремолирование (качание) голоса, что делает его звучание неприятным. Тремолирование может явиться и результатом плохой вок. школы. 

- -

См. также: Вибрато смычком

  1. Здравствуйте, Анна. Я занимаюсь на скрипке не так давно. Долго искала педагога, который бы отнёсся ко мне серьёзно не смотря на мой немалый возраст и помагал бы мне прочувствовать тонкости этого непростого дела. Сейчас занимаюсь с новым педагогом, стараюсь работать над руками. Долгое время не знала о многих «секретах» скрипачей, сейчас стараюсь работать иначе, вводить в занятия новые принципы.

    Столкнулась с проблемой вибрации. У меня никогда не получалась кистевая вибрация сама по себе и даже когда пыталась попробовать, при этом локтевая вибрация получается очень непринуждённо, кисть не зажимается, звук открытый, палец не давит, разворот кисти по отношению к грифу по мнению педагога очень хороший(пальцы стоят прямо над струной, на которой играю), не смотря на то что у меня не было опыта работы над вибрацией. Но отделить кисть от локтя почему-то не получается, я не могу «словить» движения кисти при этом типе вибрации, рука будто бы не знает куда ей деваться и что ей делать. Хотела посоветоваться, как мне стоит заниматься над вибрацией, есть ли какие-то упражнения чтобы уловить движение кисти при кистевой вибрации? Какие есть варианты работы над разными видами вибрации? И возможно ли такое, что тип вибрации зависит иногда от физиологии и, к примеру, мне лучше развивать свою локтевую вибрацию, чем пробовать применять кистевую, которая у меня совсем не получается и мало мне понятна. Помогите пожалуйста разобраться!

    Заранее Вам спасибо!

    Comment by Евгения — 05/04/2013 @ 03:47
  2. Кистевая вибрация, в принципе естественное движение. Подойдите к ней с этой точки зрения. Так детки машут досвидания, словите это движение перенесите его в др. плоскость. К себе левой рукой , вот вам движение, переносите его на гриф. Сначала прислоните руку к обечайке, для удобства, делайте колебательные движения, потом переносите на удобный вам палец, можно 2. Делать это упр. нужно некоторое время, постоянно. Сначала без смычка, потом со смычком, озвучивая, сначала будет не так приятно, но это надо пережить… :)

    Comment by Елена — 05/04/2013 @ 18:25
  3. Спасибо Вам большое за советы! Буду стараться. Думаю есть смысл следить за рукой возле зеркала.

    Comment by Евгения — 07/04/2013 @ 17:45
  4. Пожалуйста. :) Да со стороны оно всегда полезно увидеть, проследить, что касается рук.

    Comment by Елена — 15/04/2013 @ 15:53
  5. Моя дочь-скрипачка:
    - Один музыкант очень волновался перед концертом, и когда он вышел на сцену и начал играть, у него очень сильно дрожали пальцы. Так и появилась вибрация )))

    Comment by Ирина — 24/03/2015 @ 15:24
  6. кто знает, может, так оно и было))))

    Comment by annablagaya — 25/03/2015 @ 19:37

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>