Перейти к содержимому

То, о чем в нотах не пишут

Скрипка | Скрипичная азбука

 

То, о чем в нотах не пишут

 

Мы уже говорили о том, что автор, желая максимально полно донести до исполнителя свой замысел, снабжает ноты графическими символами и словесными пометками.

Но есть то, о чем в нотах не пишут.

Как правило,  вы не найдете там упоминания о том, что мелодию следует играть с вибрацией. В романтических пьесах вибрация вообще сама собой разумеется, а ее количество и характер остаются на усмотрение исполнителя. (Пометка vibrato в «Песне Роксаны» Шимановского-Коханьского  — экстренный случай, здесь Коханьский привлекает особое внимание даже не столько к факту наличия самой вибрации, сколько к ее выразительности).

— Портаменто (то средство выразительности, о котором я писала на странице про глиссандо) тоже не отображается в нотах и опять-таки остается на усмотрение исполнителя.

И вообще самые важные вещи в музыке в нотах записать невозможно. Нельзя передать живое дыхание музыки, предусмотреть все детали агогики, все тонкости фразировки, все нюансы интерпретации.

И слава Богу. Потому эта музыка и живая.

См. также: Неслышимые ноты

Еще немного о неслышимой музыке

Скрытые двойные ноты

Скрытые аккорды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *