То, о чем в нотах не пишут
Мы уже говорили о том, что автор, желая максимально полно донести до исполнителя свой замысел, снабжает ноты графическими символами и словесными пометками.
Но есть то, о чем в нотах не пишут.
Как правило, вы не найдете там упоминания о том, что мелодию следует играть с вибрацией. В романтических пьесах вибрация вообще сама собой разумеется, а ее количество и характер остаются на усмотрение исполнителя. (Пометка vibrato в «Песне Роксаны» Шимановского-Коханьского — экстренный случай, здесь Коханьский привлекает особое внимание даже не столько к факту наличия самой вибрации, сколько к ее выразительности).
— Портаменто (то средство выразительности, о котором я писала на странице про глиссандо) тоже не отображается в нотах и опять-таки остается на усмотрение исполнителя.
И вообще самые важные вещи в музыке в нотах записать невозможно. Нельзя передать живое дыхание музыки, предусмотреть все детали агогики, все тонкости фразировки, все нюансы интерпретации.
И слава Богу. Потому эта музыка и живая.
—
См. также: Неслышимые ноты
Еще немного о неслышимой музыке