Анна Благая -

То, о чем в нотах не пишут

Скрипка | Скрипичная азбука

 

То, о чем в нотах не пишут

 

Мы уже говорили о том, что автор, желая максимально полно донести до исполнителя свой замысел, снабжает ноты графическими символами и словесными пометками.

Но есть то, о чем в нотах не пишут.

Как правило,  вы не найдете там упоминания о том, что мелодию следует играть с вибрацией. В романтических пьесах вибрация вообще сама собой разумеется, а ее количество и характер остаются на усмотрение исполнителя. (Пометка vibrato в «Песне Роксаны» Шимановского-Коханьского  — экстренный случай, здесь Коханьский привлекает особое внимание даже не столько к факту наличия самой вибрации, сколько к ее выразительности).

- Портаменто (то средство выразительности, о котором я писала на странице про глиссандо) тоже не отображается в нотах и опять-таки остается на усмотрение исполнителя.

И вообще самые важные вещи в музыке в нотах записать невозможно. Нельзя передать живое дыхание музыки, предусмотреть все детали агогики, все тонкости фразировки, все нюансы интерпретации.

И слава Богу. Потому эта музыка и живая.

-

См. также: Неслышимые ноты

Еще немного о неслышимой музыке

Скрытые двойные ноты

Скрытые аккорды

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>