Какие бывают темпы?
(дополнение к статье про темп)
Страница в разработке
Итальянское слово tempo значит «время». Время в живой музыке имеется в виду не строго математическое (которое можно измерить часами и другими механическими или электронными приборами), а чисто человеческое, заданное человеческими чувствами, эмоциями и движениями.
Музыкальные темпы изначально – это характеры, эмоции, настроения, что и отражено в их названиях. Именно эти эмоции и характеры (во всех их сложных видах и оттенках), а вовсе не число ударов в минуту, исполнитель и должен донести до слушателя.
! Известные нам сегодня темпы и их названия появились до того, как вошел в обиход метроном (механический прибор для отсчета равных периодов времени). Нет достаточных оснований полагать, что указанное в начале пьесы (особенно созданной до 1816 года) человеческое настроение на итальянском языке – т.е. темп – действительно играется со скоростью столько-то ударов в минуту. Для пьес, созданных после 1816 года (т.е. после изобретения метронома Мельцеля) тоже не всё так однозначно.**
Какие бывают темпы? Беру список с «приборной панели» метронома, а объяснения (по возможности) из Муз. энциклопедии, которая дает расширенные объяснения темпов, учитывающие их эмоциональную окраску и контекст:
- Grave – тяжело, серьезно, важно
- Largo – широко
- Lento – медленно
- Adagio – тихо, спокойно, медленно, первоначально «с нежностью»
- Larghetto – довольно широко (более подвижно и текуче)
- Andante – «идущий шагом» (темп обычного, неторопливого и не замедленного шага)
- Andantino – более оживленный темп, чем Andante
- Sostenuto – сдержанный, сосредоточенный
- Comodo – удобно
- Maestoso – величественно, торжественно, возвышенно
- Moderato – умеренно, не спеша
- Allegretto – указывает на оживленный и грациозный характер музыки
- Animato – одушевленно
- Allegro – веселый, живой. Часто используется с дополняющими словами: Allegro assai, Allegro molto, Allegro moderato (умеренное Allegro), Allegro maestoso (величественное Allegro), Allegro risoluto (решительное А.), Allegro appassionato (страстное А.), Allegro con fuoco (пылкое А.), Allegro соn brio (пламенное А.), и т.д.
- All.assai – см. выше
- All. vivace – см. выше и ниже)
- Vivace – живой, оживленный
- Presto – быстро
- Prestissimo – в высшей степени быстро
За всеми этими наречиями и прилагательными — «величественно», «одушевленно» и т.п. — закрепить некую цифру, некое число ударов в минуту можно только условно. Ясно, что применительно к разным произведениям и в исполнении разных музыкантов они будут звучать по-разному, так же как скорость «прогулочного шага» или «бега» для большинства из нас варьируется в зависимости от нашей цели, сопутствующих условий и от нас самих.
P.S. Список темпов на шкале метронома — далеко не полный. Исполнитель, открыв ноты, может столкнуться с такими указаниями, например, как tempo di minuetto, tempo di gavotta (в темпе менуэта; в темпе гавота). Менуэт и гавот были популярными танцами несколько столетий назад. Авторы музыки, ссылавшиеся на темп этих танцев как на нечто широко известное, видимо просто не задумывались о том, что эти танцы когда-нибудь перестанут танцевать, а музыка, вдохновленная ими, останется. Однако так и произошло. Суровая реальность такова, что сегодня мы с вами понятия не имеем, в каком все-таки темпе танцевали в 17 веке менуэт или гавот, у нас нет прямых доказательств: средств звуко- или видеозаписи, как мы понимаем, тогда не было.
— —
** Прим.:
Как уже было сказано во вводной статье и в статье про метроном, многие великие музыканты не приняли этот механический прибор вовсе или приняли его с большими оговорками. И понятно, почему. Мы с вами дышим, ходим по улицам, разговариваем, думаем и чувствуем не с точно заданной скоростью столько-то ударов в минуту, и глупо будет применять метроном к нашей повседневной жизни. Так и в живой музыке, которая и есть квинтэссенция тончайших человеческих чувств, а часто еще и «слепок» с человеческих движений: и в ней темп тоже не выставляется буквально с помощью метронома. Да, метроном может выполнять справочную функцию (хотя мы должны уметь интерпретировать эту информацию), он может стать временным «лечебным корсетом» для тех начинающих скрипачей, пианистов и т.д., у кого под пальцами вдруг захромала и заковыляла мелодия. Но прямо перед выступлением ни один нормальный музыкант никогда не выставит себе метроном и не пойдет играть на сцену точно в том самом темпе, что ему предложила машина.
Впрочем, иногда бывает, что композитор прямо указывает перед произведением метрономный темп в цифрах. Казалось бы, вот тут-то все ясно и понятно. Но даже в этом случае бывают казусы. Говорят, что Шостакович в своих произведениях выставлял сумасшедшие темпы просто потому, … что у него дома стоял неисправный метроном. И пусть мы с вами метроном Шостаковича не видели своими глазами=), но мы должны признать, что такая ситуация вполне возможна: метроном ведь, кроме всего прочего, не является высокоточным механизмом и сверке ни в какой палате мер и весов не подлежит.
А иногда бывает и так, что механически заданная скорость здесь и сейчас вообще не воспринимается человеческой психикой как соответствующая заданному настроению, движение кажется чересчур суетливым или слишком затянутым. (Что вполне объяснимо, так как на наше восприятие в каждый момент времени влияет слишком много факторов). Сколько в истории было случаев, когда исполнитель преданно исполняет указания автора, в том числе заданную по метроному скорость движения, а сам автор после выступления подходит к нему и говорит: «Все хорошо, голубчик, только что-то сегодня звучало медленновато, хотелось бы побыстрее…»
Чтобы такого не произошло, исполнитель часто вынужден корректировать темп прямо на месте, ориентируясь на главный, самый точный «прибор» – находящийся в нем самом. Он у хорошего музыканта, как правило, не ошибается. (Кстати, такой же «встроен» почти в каждого слушателя. Именно он сообщает слушателю, когда взятый темп – убедителен, а когда пора воскликнуть, прямо по Станиславскому, «Не верю!»)
В этом случае бывает, что автор со слезами счастья на глазах подбегает к исполнителю, только что нагло проигнорировавшему заданный в нотах метрономный темп, и говорит ему уже так: «Вот спасибо, голубчик, вот уважил! Вот именно такой темп я и имел в виду!!!»
…Парадокс? Да. Но такова вся жизнь, где все течет и изменяется и где, как известно, нельзя войти в одну реку дважды.
Хотя… Это тема следующей статьи.
—
См. статью о темпе в Муз. энциклопедии
—
См. также: Украденное время
http://en.wikipedia.org/wiki/Tempo
Про человеческую субъективность есть очень замечательная статья:
http://psylib.org.ua/books/_bugen01.htm
Дж. Бьюдженталь — ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.
Спасибо, почитаю!
Да уж!