Анна Благая -

Такт

Скрипичная азбука

Такт

 

Такт в музыке — не то же, что в жизни. Это всего лишь пространство от одной вертикальной линии в нотах («тактовой черты») до другой:

Здесь — первые четыре такта «Фолии» Корелли (в одной из редакций). Фраза здесь оборвана на «полуслове». Дело в том, что сами по себе такты — вспомогательное средство, и опорные точки музыкальной фразы, ее начало и конец далеко не всегда совпадают с тем местом, где заканчивается один такт и начинается другой.  (Лирическое дыхание в музыке — поверх тактов. Но в нотах это не написано, это надо распознавать душой).

В целом с тактами дело обстоит примерно так же, как с позициями: сначала скрипач учится понимать, что такое такт, отсчитывать доли и соблюдать ритм… чтобы потом стараться как можно крепче это забыть.

Потому что если, играя какое-нибудь «высокое» муз. произведение, все время отсчитывать доли и подчеркивать границы тактов, это будет уже не музыка, а карикатура… Как в речи: сначала мы все учимся говорить по слогам, это извинительно и даже мило в нежном возрасте; но если вдруг с вами по слогам начнет говорить взрослый и вменяемый с виду человек, вы, скорее всего, решите, что он над вами просто издевается.

-

См. также: Ритм и метр

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>