Перейти к содержимому

Так не играют

скрипичный словарь

 

«Так не играют»

Произносится тоном, исполненным глубочайшего ужаса либо, напротив, холодного презрения. Вариант: «так никто не играет».

Такая критика — прекрасный способ убить индивидуальность в человеке. Тот же прием используют гигантские корпорации в сфере моды («вы что! ведь это же уже давно никто не носит!»), чтобы сбыть свой товар.

В мире музыки эта фраза используется некоторыми товарищами (мотивация которых не вполне ясна) тогда, когда они слышат яркое и самобытное исполнение, не копирующее признанных мастеров, а значит, претендующее на успех.

Лечится очень просто: услышите такое в свой адрес — немедленно соглашайтесь. «Именно — так пока никто не играет! Я первый».

А про себя обязательно вспомните, что вся история скрипичного исполнительства написана теми, кто первым стал играть так, как до них не играл никто.

— —

А как — играют? См.: Ненастоящий Гендель

— —

См. также: «Так не играли»

 «Не в стиле» и приложение к этой статье —  Стиль (глава из книги  Л. Ауэра «Моя школа игры на скрипке»);
Международные конкурсы
Мнимый Доброжелатель

6 комментариев для “Так не играют”

  1. Из всех страниц, что пока прочитал, ЭТА прижгла самый щемящий нерв. Истинно, у всех стягивающих к застою — душа с бельмом; ясно выраженное превосходство они видят в очертаниях слепой светотени, слишком оригинальный облик которой заблуждает их привязанный вкус и пугает одной лишь непривычностью. Они слепы в музыке, что в пещере без фонарика, а точнее — «они стоят в свете фонаря, привешенного к столбу, им светло и идти им дальше некуда». Помните? Человек же, наделённый музыкальным духом, — (а дальше слово товарища Толстого) «подобен человеку, несущему фонарь перед собой: свет всегда впереди его и всегда побуждает его идти за собой и вновь открывает ему новое, влекущее к себе освещённое пространство». (Сюда же — «И рылом подрывать у дуба корни стала» — Маяковский-Сельвинский, иллюстрация плагиата.)

    Вот почему весь академизм, построенный на зарплате, направлен на убийство (личности, времени, музыки): не удержится настоящий музыкант в кофемолке поточного педагогизма, сорвётся на сцену!

    Самое страшное, а порой и смертельное ранение для творческого человека — изжитие роли его Личности. Это ранение в самое сердце, и все мы помним, как с мясом выдирали окровавленные стрелы после концертов. Не замечаем обвинений в технике, машем на укоры о человеческом факторе, но вздрагиваем и чуть не до слёз — когда опять душат то последнее и главное, чем мы ЛЮДИ.

    Помните Казиника? «Цель любой консерватории — подготовить Сальери и распознать Моцарта. И немедленно его отравить! Суть гуманна: не убивать лишних, только Моцартов… «Я избран, чтоб его остановить, не то МЫ ВСЕ ПОГИБЛИ».

    _________________________

  2. Нет, не могу успокоиться! Теперь вспомнился Сергей Муратов:

    «С интересом слушаю необычные исполнения и умираю от скуки, если кто-то повторяет все то, что делали до него.
    Здесь СРАВНЕНИЕ помогает мне в обратную сторону: если как у знаменитого N, то значит это плохо. Просто безобразно. Представляете себе кого-нибудь из современных киноактеров, кто на экране копирует, например, игру Савелия Краморова или Мерилин Монро. Жуть.
    Но у академических музыкантов всё шиворот-навыворот: чем точнее X скопировал N, тем талантливее он признается. И это прививают в консерваториях (я работал там, знаю). А потом мы удивляемся, почему так мало истинно талантливых исполнителей, на фоне многочисленной толпы виртуозных роботов. Да им с детства отрубили напрочь желание к творчеству: гаммы, Ганон, Шрадик, смычок вверх, смычок вниз, здесь акцент, а тут стаккато, а вот здесь обязательно замедли, а вот тут пауза — нет подольше подержи.
    Да, у учителя в голове есть какие-то образы, чувства, критерии, понятия и пр., но ученику выдается только результат: что нужно сделать, чтобы у ученика зазвучало так, как этого хочет учитель. Производство роботов, клонов».
    (Сергей Муратов, ФорумКлассика)

  3. Александр

    Буквально вчера проходил прослушивание у преподавателя по скрипке с целью выяснить пробелы и получить советы по игре. Играл Баха сонату №1, 4 часть и в середине слегка поднажал на смычок и энергично протянул аккорд, на что решительным тоном от преподавателя получил резолюцию: «Баха так не играют.». Сегодня после прочтения данной статьи задумываюсь о том, чтобы ещё сильнее давить на смычок на аккордах)

    1. Александр, не стоит))
      Может, ваш педагог просто произнес не самую удачную фразу, но по сути был прав?
      Чувство меры-то тоже нужно, сейчас это актуально.
      Вот за последнее время, например, стали появляться разные театральные постановки, где каждый режиссер старается сделать именно так, как никто до него не делал, но само по себе это ничего не гарантирует — далеко не всегда получается хорошо. Какие-то внутренние ограничения должны все-таки быть.
      ps и не забывайте, Азбука — не учебник.

  4. Александр

    Может быть, педагог и был прав, но объяснить, что не так, не соизволил) А насчёт меры я с Вами согласен, просто моя бунтарская натура не любит таких высказываний) Вот нравится мне так аккорды играть, и не могу ничего с этим поделать

    1. Нуу, если не соизволил, если произнесено такое категоричное «так не играют» и все… то бунтарская натура, конечно, обязательно проснется. Понимаю Вас)
      А если найти компромисс? Если забыть про «так не играют» и попробовать найти рациональное зерно? А может, спросить педагога, что он имел в виду?

Добавить комментарий для Стас Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *