Перейти к содержимому

«Так не играли»

Скрипка | Скрипичная азбука

«Так не играли»

Черновик

Разновидность сценария «Так не играют». См. тж.: «Не в стиле»

Предположим, что «все» знают, как играли когда-нибудь «тогда» (дату и эпоху вставляем самостоятельно), хотя звукозаписи «тогда» не было, никто из ныне живущих слышать не мог, а на бумаге можно запечатлеть не всё.

Предположим далее, что жившие в ту эпоху «все» играли одинаково — а именно «так». (Гм?)

И далее:  если «так» было «тогда», значит точно так же должно быть и сейчас. (Гм, гм?)

Конструкция сложная и полная уязвимостей, с какой стороны ни посмотри. Проблемы на каждом повороте, сцепки держатся на честном слове: такой поезд никуда не поедет.

Ну, ладно. Вообразим, что поехал. Но даже и тогда остается одна большая проблема.

Допустим, что мы в деталях знаем, как играли «тогда». Не на каких инструментах играли и какими по конструкции смычками, не какие надевали струны, не как высоко или низко эти струны настраивали, и даже — не какими примерно могли играть штрихами. А в смысле высших материй: что делалось в сфере агогики, интерпретации, всего, что нельзя записать на бумаге, но что можно передать только при личном контакте с помощью тона, жестов и флюидов

Так вот, даже если бы мы доподлинно знали, что именно делалось, могли бы мы в точности это повторить? Вряд ли. Всё потому же: жизнь течет дальше (а точнее, это раньше она текла, а теперь куда-то несется в диком темпе), и мы не сможем стать людьми 17, 18, 19 века. Мы привыкли к другим скоростям, мы думаем иначе. Да это и не нужно: одно из непостижимых свойств художественного образа как раз в том и состоит, что он не заканчивается вместе с эпохой, а продолжает жить в новом качестве, обретая для новых поколений всё новые оттенки смысла и всё новые краски. Если бы мы лишили его этой жизни, этого разворачивания во времени, если бы старались постоянно входить в одну и ту же реку и просто топтались бы там — мы бы потеряли самое интересное, сильно бы себя обделили.

…Да. Но (держа всё это в уме) придется оговориться, что историей, «стилем» и тем, как могли играть «тогда», всё равно интересоваться нужно и свои порывы стоит порой сдерживать, потому что если мы совсем потеряем совесть, то может получиться, как в современном театре:

Более 10 человек были вынуждены обратиться за медицинской помощью после просмотра современной постановки оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге», изобилующей сценами насилия. (…) Премьера нового «Тангейзера» в постановке режиссера Буркхарда Космински состоялась в минувшую субботу в Дюссельдорфе, однако уже в четверг спектакль был снят с показа из-за протестов зрителей. Причиной тому — шокирующие сцены расстрелов узников концлагеря, а также сжигания людей в газовых камерах. «Мы не могли закрывать глаза на то, что люди просто встают со своих мест и выбегают из зала, чтобы обратиться ко врачу, поскольку им стало плохо, — заявил руководитель театра Кристоф Майер. — Я не имею права ставить свободу искусства выше здоровья зрителей». Действие оригинального произведения Вагнера разворачивается в эпоху Средневековья и, соответственно, не имеет ничего общего ни с Холокостом, ни с национал-социализмом. Главными действующими лицами классической оперы являются рыцари, трубадуры, богиня Венера, пастухи, паломники и нимфы. Основная мысль произведения — спасение души любовью невинной девушки. В скандальной постановке поэт и певец Тангейзер превратился в охранника концлагеря, расстреливающего узников. (Цитата отсюда:  http://vybory.org.ua/?id=128850.  Об опере: http://www.wagner.su/node/292 )

Конечно, сравнивая здесь нас с театром, я немного сгустила краски. У инструменталистов нет такого спектра соблазнов, как у постановщиков опер. И все-таки печальный опыт коллег надо тоже иметь в виду.

См. тж.: Игры со временем. Крайности

Долгая жизнь скрипичной пьесы

2 комментария для “«Так не играли»”

  1. ну да) сначала сделала эту страничку, потом решила написать про «реконструкции» отдельно

Добавить комментарий для annablagaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *