Анна Благая -

Свобода воли и психологические ловушки для музыканта

Скрипка | Скрипичная азбука

Черновик

Свобода воли и психологические ловушки
для музыкантов

Аристотель разделял занятия музыкой для личного развития и профессиональные: первые он считал делом, приличествующим свободному человеку, второе — уделом раба (ведь профессиональный виртуоз зависит от прихотей публики и вынужден постоянно повторять одни и те же пассажи, зачастую уже не понимая, зачем он это делает).

Все это, может быть, сегодня воспринимается слишком резко, но элемент истины здесь есть. Действительно, профессиональный классический музыкант, да еще и в России, должен особенно основательно «выдавливать из себя раба». И вот почему.

Во-первых, специфика нашей профессии такова, что с детства за тебя решают, чем ты будешь заниматься (и, к сожалению, иначе будет упущено время: как любитель ты можешь начать учиться позже, но как профессионал ты должен начать играть на скрипке почти с пеленок).

Любой психолог вам скажет, какая это беда: может вырасти человек, который живет как бы не своей жизнью, а той, которую за него спрограммировали родители. У такого ребенка зависимость от оценок и от мнения родителей и педагогов куда выше, чем у обычного человека,  и она сохраняется во взрослом состоянии. Потом она незаметно переходит в зависимость от карьеры, наград, оценок со стороны, прихотей публики и тех людей, что распределяют концерты и звания. В итоге часто вырастает человек со склонностью к зависимости, тот, кому проще всего подпасть под власть других людей.

Плохо; но это еще не все. Поскольку наша область трудная, малоизведанная, тонкая, основанная на традициях и авторитете, есть риск нарваться на педагога-тирана, может быть даже очень знаменитого, титулованного, но со склонностью к моральному садизму, подрубающего самооценку ученика и внушающего ему кучу комплексов, которые потом будут мешать ему всю жизнь, причем не только  в музыке. Педагоги и профессора с тяжелыми характерами обычно известны в музыкальном мире; бывают даже крайние психопатические формы (почти как в фильме «Пианистка»), хотя чаще — все-таки мягкие варианты. Ученики, попавшие к педагогам с тираническими наклонностями, не уходят от них потому, что боятся мести («он/она мне разрушит карьеру»), продолжают у них учиться, разрушая свою личность, зарабатывая нервные и прочие заболевания. Некоторые в итоге приобретают даже что-то типа «стокгольмского синдрома».

В болезненную зависимость музыкант может попасть и от родителей. Часто ребенок начинает подсознательно бояться «не оправдать ожидания» даже самых мягкосердечных мамы и папы, ведь они так много в него вложили. И это еще полбеды. Ведь человеческая популяция весьма разнообразна; встречаются среди родителей и настоящие психопаты, вовсю изживающие собственные комплексы неполноценности за счет успехов ребенка-вундеркинда. Например, отец пианиста Дэвида Хэлфготта (чья история выведена в фильме «Блеск«) совершенно затерроризировал его, постоянно требуя невозможного, ставя перед ним  при этом противоречивые цели, что в итоге привело к тому, что Дэвид сошел с ума. Этот итог, естественно, связан не с музыкой, а с проблемами воспитания.

В истории музыки мы встречаем родителей до того одержимых идеей вундеркинизма, что они могут даже не заметить реальной угрозы жизни и здоровью своего чада.  Отец Моцарта, например,  возил на гастроли малолетних Вольфганга и Наннерль даже туда, где бушевали эпидемии, нисколько не думая о том, что дети могут заразиться и умереть. (Заразиться и умереть? Ни в коем случае! А как же всемирная слава???) Моцарт не смог по-настоящему «отделиться» от фигуры отца даже во взрослом состоянии, и даже тогда, когда отца уже не было в живых. Еще вопрос, кого он так подсознательно боялся во время написания «Реквиема» - и еще вопрос, не из-за неразрешенных ли подсознательных конфликтов с отцом он так преждевременно сгорел.

Впрочем, самым страшным сценарием мне кажется даже не это. Иногда чрезмерно запрограммированные родителями дети вырастают потом в настоящих биороботов, пусть даже успешных в карьерном плане, но неспособных ни к чему, кроме выполнения данной им когда-то программы. Т.е. люди живут по микросхеме.  По-моему, это жутко.

…Это то, что касается общих бед всего музыкального воспитания. Но у нас в России есть еще один отягчающий момент.

У нас рабство формально отменили только 149 лет назад (вдумайтесь! всего лишь СТО СОРОК ДЕВЯТЬ! Это катастрофически мало! это совершенно не время с точки зрения истории! и не надо стыдливо называть это «крепостным правом»: рабство — это и есть рабство!)
А фактически  до сих пор рабство у нас не побеждено. Два переворота — 1917-го и 1990-х годов — призваны были всего лишь поменять «рабов» и «господ» местами.
(Или, по крайней мере, кто-то сильно постарался, чтобы именно так все и выглядело со стороны).

И сегодня рабство проявляется на самых разных уровнях.

Что же с музыкантами? Исторически музыканты в России были крепостными, со всеми вытекающими отсюда последствиями, играли в крепостных оркестрах и зависели от прихоти хозяина. Видимо, именно поэтому свои таланты у нас никогда не ценили  — как не ценят рабов — зато восхищались и восхищаются заезжими гастролерами из других стран.

Делают карьеры у нас во все эпохи чаще те, кто приближен к «хозяевам». Вступил в правильную партию, подружился с барином (или - уровнем ниже -  терпел непростой характер педагога, был всегда к его услугам, решал его личные проблемы, носил ему чай). При этом даже звезды, приближенные к верхам артисты всегда зависели от прихотей и настроения «хозяев» — и в царские времена, и в советские, и сейчас.
(Или, опять-таки, кто-то постарался, чтобы так все и выглядело…=)

И вот отсюда возникает главный вопрос.

Что важнее — если вдруг когда-нибудь придется выбирать — поступиться свободой, в широком смысле этого слова, или сделать блестящую карьеру?

Каждый выбирает для себя. Я уверена, что творческая личность должна быть свободна в своих поступках, мыслях, предпочтениях. Иначе она может потерять способности  к творчеству. Поступаться творчеством глупо, тем более, что успехи в этом мире, даже добытые такой ценой, преходящи и непрочны, все это может развалиться в любой момент и все твои жертвы накроются медным тазом.

Но свобода — это трудно, поэтому большинство людей ее боится. Приходится нудно взрослеть, нести самому за себя ответственность, бороться с оценочной зависимостью, перестать слепо верить внушенному тебе обществом. Когда-то родители и педагоги учили тебя правилам — из лучших побуждений -  но сейчас многое изменилось, и некоторые из этих правил оказались ерундой. Что, кстати, даже уже написано  в книгах, главное их вовремя найти.

Так что приходится учиться видеть по-другому и менее остро реагировать на высказывания о том, что так не играют, это не в стилепостановка рук не та — а кстати, не отдохнула ли на тебе природа? — и что вообще что у тебя на скрипке колки не под тем углом.

Устойчивость к подобным оценкам, кстати, тем более важна, что сейчас все искусства находятся в глубоком кризисе, надо искать новый язык, а для этого — не бояться идти своим путем.

P.S. Забыла сказать, что многое, описанное на этой страничке, относится далеко не только к музыкантам.

-

Читайте также про другие психологические ловушки: «Неудачник», «Великий музыкант современности»

  1. …не в бровь, а просто смычком в глаз.. причём в оба сразу. Жёстко и так..в тему.

    Comment by Stud — 13/11/2010 @ 12:45
  2. первые 4 года у меня был преподаватель, который постоянно орал на меня, если что-то не поняла или не выучила — ставил двойки и еидал дневником с криком: «Убирайся вон!» — поэтому у меня не было жедания учиться, я часто прогуливала уроки и ужасно боялась своего учителя. А в пятом классе преподаватель сменился: добрая, молодая девушка, которая хвалила меня за каждую мелочь,и я стала лучше играть. На выпускном экзамене я сыграла концерт №9 Ш.О.Берио, на 5, и комиссия была удивлена, что я смогла вообще его сыграть, так как с самых первых лет занятий за мной закрепилась слава плохой ученицы…Для вынесения итоговой оценки комиссии нужно было ознакомиться с моим личным делом, и, как-то получилось, что то ли меня за ним отправили, то ли дали подержать, ну, в общем, я увидела, то что там написано за первые четыре года моего обучения: девочка очень заторможенная, абсолютно не понимает, что ей говорят на уроках, безответственна и пр. Я вот думаю, зачем тогда преподаватель взялась меня учить, если я такая плохая??
    конечно, эти замечания повлияли на мой аттестат, мне поставили по специальности 4.
    Сейчас я играю в музыкальной группе, и у меня до сих пор остались комплексы: иногда испытываю жуткие пристыпы неуверенности в своей игре, приходится себя настраивать, теряюсь перед педагогами музыкальных школ, если приходиться перед ними играть…Это сейчас я понимаю, что проблема в учителе была, а тогда я думала, что проблема во мне…

    Comment by Аноним — 20/01/2012 @ 08:54
  3. Привет, аноним. Спасибо за рассказ. Да, велика вина тех, кто работают учителями(не важно — в музыке или в чем-то другом), срывают зло на детях и уничтожают их самооценку. Их можно простить только зная, что они сами несчастны.
    Ваш бывший педагог, конечно, не имела никакого права на вас кричать (даже в том случае, если бы вы не могли связать и двух нот). А если говорить о ее мнении о вас как об ученице, то, конечно, она должна была понимать, что успехи ученика зависят еще и от учителя. Так что это была ЕЕ неудача, а не ваша, тем более, что вы потом раскрылись с другим преподавателем.

    Зато теперь вы выросли, стали сильнее, знаете правду — бывший препод ошибся — и понимаете, что разумных причин для неуверенности у вас нет. Напоминайте себе это каждый раз, когда это чувство будет возвращаться. Помните о своей самооценке, относитесь к ней бережно. С приступами неуверенности тоже можно жить, а если осознавать их, как-то работать с ними, то это можно постепенно преодолевать. Удачи!

    Comment by annablagaya — 20/01/2012 @ 12:16
  4. Да, еще хотела добавить. Вам очень повезло, что у вас сложилось именно так: многие люди всю жизнь живут, считая, что проблема не в агрессорах рядом, а в них самих, и прозревают слишком поздно или не прозревают вовсе…

    Comment by annablagaya — 20/01/2012 @ 12:18
  5. Да, спасибо за поддержку:) забыла в прошлый раз подписаться:) Спасибо за сайт! я давно хотела освежить в памяти многиенюансы техники и значения названий штрихов, а то играю, а как они называются, не помню! и вообще, давно хотела узнать больше теоретическог материала, уже 4-ый день читаю все разделы, очень нравиться=) И, кстати, наконец-то нашла текст своего любимого стихотворения — Волшебная скрипка!!!

    Comment by Алена MZ — 21/01/2012 @ 22:25
  6. Как раз сегодня передо мной встал очень сложный и тяжелый для меня вопрос: правильно ли я поступаю, постоянно контролируя и направляя жизнь своих детей? У меня в детстве было много домашних обязанностей,куча ответственности за все и вся, но при этом абсолютно наплевательское отношение родителей к моему будущему. Разумеется, пока я повстречала умных людей на своем пути, прошло непростительно много времени. Со своими детьми я поступила иначе: учеба в хорошей школе, языки, музыка. Пришлось отложить в сторону потом и кровью доставшийся мне диплом МГУ и посвятить себя воспитанию детей. Мне хотелось, чтобы у них был больший выбор. Сегодня репетитор по литературе мне сказала, что мой сын десятиклассник (старший) совсем не хочет и не желает (!) думать, мыслить, переживать. Репетитор была расстроена и огорчена. И я зашла в тупик: отпустить руки, оставить набивать шишки самому как это делала я в его возрасте, или через не могу, не хочу заставлять трудиться?
    P.S. Он вовсе не лентяй, много занимается, но для себя ли?

    Comment by Виктория — 22/01/2012 @ 16:44
  7. Мне тоже приходится и кричать, и беседовать, и убеждать, и опять сердиться…

    Comment by Виктория — 22/01/2012 @ 16:46
  8. Виктория, судя по тому, как вы написали, думаю Вы знаете ответ.

    И еще думаю, истина посередине.

    Comment by annablagaya — 25/01/2012 @ 03:17
  9. Современных детей очень сложно заставить думать и чувствовать что-либо в произведении, потому что как-то по-другому они ко всему относятся…я преподаю занятия по гитаре, и для того, чтобы прочувствовать песню, предлагаю ученикам описать чувства и эмоции которые у них вызвывает песня (причем не только по программе, но иих любимая), иногда прошу сочинение-отзыв написать…тех, кто может дать исчерпывающий полный ответ — единицы…тогда, чтобы подвести их к этому, я выбираю немного другой способ: беру упражнения из курса актерского мастерства, сперва на раскрепощение и преодоление психологических барьеров и стеснения (например, закричать в пустой комнате, показать жестами, что происходит в песне), потом на воображение (представить в голове какую-либо картинку), потом на интонацию — рассказать отрывок из стихотворения так, чтобы я им поверила и пр. — в общем, учу эмоциональной отзывчивости и видеть скрытый смысл (мы можем вместе на основе двух строчек песни воссоздавать целую словесную картину), в итоге большинству помогает:) они начинают разбираться в смысле текстов и ЗАДУМЫВАТЬСЯ над ними.
    И еще, наученная горьким опытом, вспоминая своего педагога по скрипке, я никогда не предъявляю к ребенку завышенные требования, даже если он не понимает элементарных вещей…Бывает, приходят такие ученики, у которых и пальцы не гнутся, и они не могут простые упражнения выполнить, и вообще, вроде, как безнадежный случай…но проходит время, и сама удивляюсь: вот, ребенок уже играет и поет, и выразительно :) )) конечно, профессионалом он не будет, но играть для себя сможет! (я работаю не в муз.школе, а в системе доп.образования, куда принимают детей с любыми способностями)
    Если ваш сын не хочет думать и переживать над произведениями по программе, может, начать с его любимых книг, если они есть, или даже с текстов любимых песен, с любимых фильмов…

    Comment by Алена MZ — 25/01/2012 @ 22:02
  10. Когда я училась, у нас был спецкурс на тему «Одарённые дети». Наша педагог сама была одаренным ребенком в детстве, и эта тема была для нее «родной». Основной вывод: в подавляющем большинстве такие дети ничего особенного не достигают в жизни (имеется ввиду достижения в профессии)и в институте практически сравниваются со своими сверстниками. Насколько я вынесла из всего спецкурса, это то, у таких детей сначала все получается быстро и легко, поэтому в то время, когда других заставляют трудиться и корпеть, у одарённых детей не формируется умение заставить себя делать то, что не нравится. Страдают волевые качества. Ребенок попадает в плен своего «хочу».(Разумеется, я не имею ввиду всех таких детей огульно).
    Человек тогда свободен, соответственно, самодостаточен, когда он уже вооружен определенными ценностями, знаниями, уважает свободу другого человека. (А как верующий человек, я бы сказала, что человек может быть свободным, имея Бога в душе. И то, только может быть…)А вот кто и как будет вносить эти знания — талантливых педагогов не так много, которые будут лишены большинства человеческих страстей и пороков. Нам преподавали известные в своих кругах психотерапевты и психологи, но сколько же у них было в голове «тараканов»!
    И от самого уже взрослого человека зависит, как он воспользуется тем, что ему дали (вбили, как ни ужасно это звучит). Сможет ли свободно творить? Оторваться от прошлого? Простить?Я думаю, человек может быть свободен даже тогда, когда он делает в ущерб себе, но ради кого-то (чего-то), главное — он должен быть уверен, что это его свободный выбор так поступить с самим собой (мазохизм не в счет)))).

    Comment by Виктория — 29/01/2012 @ 17:05
  11. Виктория, в ответ на ваш коммент от 22.01 (я все-таки поняла, что неправильно будет отвертеться одной фразой, ведь вопрос явно действительно важен для Вас).

    Понимаете, я ужасно не хочу вмешиваться в Вашу жизнь и в то, как Вы воспитываете детей.
    И совершенно не хочу комментировать пересказанный Вами итог спецкурса об одаренных детях (если действительно в том была его суть, что ж, можно только пожалеть об этом… я могу все это аргументированно опровергнуть и привести кучу примеров, когда одаренных детей просто губили воспитанием по принципу «нет такого слова хочу, есть слово надо»… но мне лень сейчас это делать). Тем более что ведь мы с Вами даже уже беседовали об этом, и даже были получены результаты, которые вроде бы вас удовлетворили?

    Вспомните, как мы с вами впервые начали общаться на этом сайте. Вы тогда жаловались на игру вашего сына: «его исполнение до сих пор оставляет желать лучшего – чистый звук, но монотонный. Я и произведения с ним слушаю в исполнении других мастеров, и пою, и на форт-но проигрываю – нет интонации, хоть убейся. Что форте, что пьяно, что лирическое произведение, что весёлое – а жизни в звуке нет». (http://blagaya.ru/kontakty/voprosy-i-otvety/) Я тогда посоветовала дать вашему сыну больше свободы в игре, позволить ему самому пофантазировать в музыке и т.п. Вы помните, что вы решили попробовать, и как вы потом удивились, что в течение короткого промежутка времени ваш сын стал лучше играть?
    А теперь Вы пишете про сына- десяти(!)классника. («совсем не хочет и не желает (!) думать, мыслить, переживать», / «отпустить руки, оставить набивать шишки самому как это делала я в его возрасте, или через не могу, не хочу заставлять трудиться?»)
    Если бы я имела право давать советы (а я не имею), я бы возовопила благим)))) матом: «пожалуйста, Виктория, дайте вашим детям глоток свежего воздуха и свободы! Это прекрасно, что вы так серьезно относитесь к родительскому долгу, но ведь вы их скоро совсем задавите!»

    Понимаете, я по роду деятельности (я же и сама считалась из «одаренных», и училась в соответствующей школе) видела огромное кол-во родителей, «пожертвовавших всем» ради того, чтобы сделать из своего ребенка то, что именно они хотели видеть. Поэтому с учетом эмпирических наблюдений (а также позже проработанной психологической литературы на близкие темы — о созависимости, о «роли жертвы», о гиперопеке и т.п.) я совершенно ответственно заявляю: человеку надо, — разумеется, давая ему воспитание, приобщая его к культуре, — дать при этом и возможность САМОМУ развивать собственные, данные ему Богом способности. Дать ему самому строить свою жизнь, самому делать ошибки и набить определенное кол-во собственных шишек. Тогда вырастет свободный, творчески реализовавшийся человек. В противном случае может вырасти человек несчастливый и нетворческий, «жертва».
    Мне очень не хочется все это писать именно вам, к тому же, повторюсь, реального положения дел у Вас я не знаю и советы давать не могу.
    PS Посмотрите фильм «Юрий»! Он, кстати, про скрипача, но не только… Философский фильм! И прямо на «вашу» тему. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3309841

    Comment by annablagaya — 31/01/2012 @ 20:27
  12. Анна, спасибо за ссылку, обязательно посмотрю фильм.

    Comment by Виктория — 02/02/2012 @ 13:11
  13. Я смотрела его позавчера: мне о нем еще давно написал один посетитель сайта, я скачала и забыла об этом. А тут вспомнила и наконец посмотрела… Осталась под глубочайшим впечатлением! Философский, эстетский фильм… он, собственно, не про скрипку, но про душу, свободу души… Я получила огромное удовольствие! Желаю его и Вам!

    Comment by annablagaya — 02/02/2012 @ 16:30
  14. Спасибо, уже скачиваю, надеюсь выкроить на выходных время и посмотреть.

    Comment by Виктория — 02/02/2012 @ 20:36
  15. Спасибо огромное за статью! Как раз то, что я искала…
    К сожалению, мне самой пришлось сталкнуться с этой проблемой. Одаренный ребенок, из которого » сделали» пррофессионального музыкнта, лауреата , закончила Московскую консерваторию.. Но всегда была эта пустота… И сейчас, находясь в эмиграции в штатах, это уже начинает съедать.. Нужно заниматься, играть конкурсы в оркестры… Но это просто уже пытка.. Я не просто себя заставляю это делать, а хоть плачь… Отторжение сильнейшее! Когда всю жизнь за тебя решали, где учиться, чем заниматься, как жить, дествительно возникают все эти проблемы и с волей, самовосприятием и самооценкой.. И вот, в возрасте 25 лет, я не знаю кто я, зачем я это делаю.. Самое страшное, что просто не вижу больше в этом смысла…но мама…мама говорит, что после всего, что она для меня сделала, чем пожертвовала, что вся семья на меня работала все эти годы, я не имеею право с ней так поступать..и что, если я не пойду играть все эти прослушивания, я должна буду отдать ей инструмент и она меня больше знать не хочет.. Вот и получается.. Все страдают, я уже почти ненавижу инструмент и все это дело до дрожи, толку никакого нет….
    Что делать теперь, не знаю… Кто я, для чего и для кого я потратила все эти годы…самое обидное, что до успешной карьеры уже рукой протянуть можно было…

    Comment by Светлана — 11/07/2013 @ 22:13
  16. Светлана, спасибо за комментарий. Завтра вам отвечу подробнее, а пока — не расстраивайтесь, не делайте поспешных движений (советы давать не могу, пишу просто как человек, которому понятно, о чем вы пишете. Хотя у меня не было именно такой ситуации и мама на меня не давила, но мы все в той или иной степени знаем, о чем речь. Так же как олимпийские спортсмены, в обучение которых родители вкладывали столько сил)… Есть вероятность, что это просто временный этап…

    Comment by annablagaya — 11/07/2013 @ 22:19
  17. Напишите, давно ли то, что вы описываете — отторжение? я не думаю в вас копаться, но просто если вы сами посмотрите сейчас на себя со стороны, то может увидите какую-то вещь, которая сначала успокоит, а потом выведет на нужный путь… Есть книжки всякие, где говорится, что в разных делах иногда бывают вот такие периоды — кризисы, что это нормальное явление и что не надо делать скоропалительных выводов, эти периоды иногда и проходят и снова интерес к тому, что давно делаешь, появляется…Аналогии — с человеческими отношениями. PS Это всё не противоречит написанному на этой странице, но просто одно дело — оправдывать надежды родителей, хотя не хочется, другое дело — специально поступать как раз наоборот, просто потому что хочется сделать наперекор, а третий вариант — понять, чего же хочется и где же путь на самом деле… Смотрите не отдавайте только инструмент.

    Comment by annablagaya — 12/07/2013 @ 00:27
  18. Посмотрите, кстати, книжки вот здесь: http://blagaya.ru/put/literatura-poleznaya-v-zhiznennyh-puteshestviyah/
    (Очень люблю книгу Альтшуллера и Верткина)

    Comment by annablagaya — 12/07/2013 @ 13:58
  19. Милые мои музыканты, как жаль, что я только сейчас прочла эту статью и комментарии, мой ответ уже не актуален. Все же напишу, может быть, ещё кто-то заглянет.
    Я медсестра. Из рабочей семьи. И я очень люблю музыку, а любимый инструмент — скрипка, и солирующая, и в ансамбле, и в оркестре. Сижу на концерте, девушка солирует на скрипке, я любуюсь и благоговею. Ведь это дерзновение! Такая хрупкая человеческая жизнь, столько опасностей, способных растоптать, выбросить скрипача с его долгого и трудного пути — перелом руки (я работаю в травматологии), нервное истощение, невозможность учиться у хорошего педагога, кризис в стране (например, мясорубка девяностых). Но вот она играет, эта хрупкая девушка, она сейчас олицетворяет победу духа над обстоятельствами, она вселяет веру в Человека. Скрипачка, оркестр, композитор и я, слушатель, мы в этот момент образуем другой мир, высокий, гармоничный, исполненный истинного достоинства.
    Другой момент. Умирает от рака моя мама. Последние её дни, жуткие, черные, они наполняют жизнь моей семьи отчаянием, болью. В отчаянии восклицает мой муж: «Стоит ли жить, если приходится так умирать!» Дети плачут тайком. Я с недоумением воспринимаю новость о том, что у родственницы родилась девочка. Зачем? Краткие годы жизни и такая предсмертная мука?..
    Однажды моя мама уснула, я включила музыку, чего не делала уже месяц. Чернота отступила от моего сердца. Нет! Жизнь и Человек больше смерти!
    Играйте, мои милые, для меня, и для тысяч таких, как я. Вы — наш воздух, вы — наш свет.

    Comment by Юлия — 26/07/2014 @ 05:38
  20. Здравствуйте, Юлия!
    Большое Вам спасибо за Ваш такой важный, замечательный комментарий.

    Эта страничка появилась вот уже, кажется, четыре года назад, я тогда была на определенном этапе, когда хотелось «проговорить» все, что связано с нашей профессией, пройтись по закоулкам и всё-всё осветить с фонариком — не только роскошные залы, но и темные чуланы. Все странички в Азбуке были задуманы как черновики, я предполагала, что вернусь к ним попозже и поправлю неточности, если они вкрались, стиль, и т.д.
    С тех пор много воды утекло. Ловлю себя на мысли, что некоторые вещи я бы сегодня начисто смела или хотя бы переписала, хотя тогда они потеряли бы свой запал, а мне было бы этого, может, уже и жаль :)

    В любом случае — по существу с Вами, конечно же, согласна: играть надо… Особенно тогда, когда сама судьба все время показывает, что это всё не случайно, что это надо делать. Сама я тут, правда, плохой пример — мне часто напоминают мои слушатели о заглохших концертах, говорят мне, что мое призвание в игре, а я почему-то упорно всё вижу его в другом… Но, как показывает история, у всех просто бывают разные периоды.
    Надеюсь, что и Светлана из предыдущих комментов не отдала инструмент и вернулась к музыке. Или если не вернулась и поняла, что будет счастлива в другом — то что так и оказалось, она самореализовалась и счастлива.
    Главное — дарить людям искусство добровольно, по собственному свободному выбору, а не из-за того, что за сценой (условно говоря) сидит кто-то с палкой и заставляет. Истинное искусство может быть только свободным.

    Comment by annablagaya — 28/07/2014 @ 15:52
  21. Спасибо большое за правдивые статьи. Есть ещё один интересный художественный фильм о дирижёре-тиране, называется «Одержимость». Рекомендую посмотреть. В нём хорошо показано,к каким последствиям может привести деятельность таких вот людей. С уважением!

    Comment by Андрей Копыльцов — 26/03/2016 @ 15:49

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>