Анна Благая -

Sul ponticello и sul tasto

Скрипичная азбука

Sul ponticello и sul tasto

Скрипка — это как русский язык: нет правила без исключения.

Чтобы получить выразительный звук, как правило, скрипачи должны вести смычок не слишком близко к подставке и не слишком близко к грифу — примерно посередине. Но отклонения от золотой середины случаются довольно часто: на микроуровне они происходят, чтобы добавить красок в игру (это происходит скорее интуитивно и для нетренированного глаза почти незаметно, только ухо чувствует выразительность звучания), а еще иногда скрипачи осознанно отклоняются от обычной траектории, чтобы получить специальные яркие звуковые эффекты.

Играя у грифа (в нотах этот прием обозначается sul tasto), мы добиваемся несколько призрачного звучания, идущего как бы издалека.

Играя у подставки (sul ponticello), мы придаем звуку скрипки нечто зловещее, шипяще-свистящее. Оба приема, особенно второй, незаменимы в пьесах фантастического содержания и являются прекрасными инструментами для полноценной и изобретательной звукописи на скрипке.

-

См. также: col legno, скордатура

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>