Перейти к содержимому

Струны — статья из Музыкальной энциклопедии

скрипичная азбука
струны

Струна
(статья из Музыкальной энциклопедии)

 

Струна – источник звука (вибратор) одного из основных типов музыкальных инструментов, получивших название струнных. Для извлечения звука С. должна быть натянута.

Колеблется одновременно как вся С. (что дает звучание основного тона), так и ее части – половины, трети, четвертые части и т.д. (возникающие при этом слабые звуки называются частичными тонами – обертонами).

 

Звучание С. определяется частотой, амплитудой и формой колебаний. От частоты колебаний зависит высота звука, от амплитуды – сила; форма колебания, обусловленная сложением основного и частичных тонов, определяет тембр. Частота колебаний С. (высота звука) – функция ряда условий: она прямо пропорциональна корню квадратному из величины из величины натяжения С., обратно пропорциональна длине звучащей части С., ее диаметру и корню квадратному из величины плотности материала.

 

Для получения звуков разной высоты инструмент имеет либо отдельную С. для каждого звука, либо располагает небольшим количеством струн, которые исполнитель нажимает в различных местах, ограничивая звучащую часть С. Оба эти способа могут комбинироваться на одном и том же инструменте (напр., на арфе). Сильнее натянутая С. звучит не только выше, но и ярче.

 

Чтобы не делать С. для низких звуков чрезмерно длинными, применяют т.н. витые С. – тонкую основную С. обвивают мягкой проволокой (канителью). Звук С. усиливают с помощью резонаторов, для той же цели служат и т.н. резонансовые струны.

 

Способы возбуждения звука: защипывание С. пальцем или плектром, трение ее смычком или вращающимся колесом (колёсные лиры, смычковые клавиры), удары пальцами, палочками или молоточками; иногда движение воздуха (эолова арфа). Нередко на одном и том же инструменте применяются различные способы возбуждения звука. Использование частичных тонов С. дает особый тембровый эффект (см. Флажолеты)

 

Для изготовления С. служат различные материалы: растительные волокна, конский волос, сухожилия животных, редко (валиха – Магадаскар, мбет – Конго) – узкая полоска коры. Широко распространены кишечные С., в обиходе называемые «жильными», а также стальные – без обвивки и обвитые шелковой или металлической нитью.

Г.И. Благодатов

/ статья из Музыкальной энциклопедии. М., 1981, изд-во «Советская энциклопедия» , том 5, стр. 338 /

 

Резонансовые струны
(статья из Музыкальной энциклопедии)

 

Резонансовые струны – дополнительные струны, не используемые непосредственно исполнителем, а самовозбуждающиеся от колебания игровых струн. Служат для обогащения тембра и усиления звучания последних.

Делаются обычно из тонкой проволоки и размещаются под грифом.

 

Существуют следующие способы применения Р.с.: 1) каждой ступени звукоряда отвечает созвучие только осн. тона специальной Р.с., при этом количество Р.с. значительно превосходит число игровых; 2) используется созвучание как основного, так и частичных тонов; количество Р.с. в этом случае значительно меньше, часто равно числу игровых струн.

 

Р.с. встречаются у многих индийских инструментов: сурбахарвина имеет 13 Р.с. и 5 игровых, шикара – 13 и 3 игровые, эсрар – 15 и 4 игровые; у норвежской народной скрипки хардингфеле – 4 Р.с. и 4 игровые.

Р.с. применяются в некоторых виолах (у виоль д’амура количество Р.с. нередко равно числу игровых струн, значит. числом Р.с. снабжен баритон; шейка, под которой они размещены, укорочена, что позволяет извлекать на них отдельные звуки пиццикато).

На фп. при нажатии правой педали резонирующими становятся все неударяемые струны (см. Педаль). Рояли фирмы Блютнер снабжены специальными неударяемыми «аликвотными» струнами, натягиваемыми рядом с игровыми (немного выше их).

Г.И. Благодатов

/ статья из Музыкальной энциклопедии. М., 1978, изд-во «Советская энциклопедия» , том 4, стр. 586 /

вернуться к Скрипичной азбуке
или к статье Струны 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *