Перейти к содержимому

Струны

скрипичная азбука

Струны,
или Еще немного о красках звука

Сначала самое азбучное: струн на скрипке 4, называются они (от самой толстой струны к самой тонкой, слева направо, если вы положили скрипку на плечо) вот так: Соль (на упаковках струн и в специальной литературе часто используется латинское обозначение — G), Ре (=D), Ля (=A), Ми (E).
То же самое римскими цифрами: (Соль) — IV, затем III, II, I (Ми).
Натягиваются они на грифе параллельно и настроены каждая, соответственно, на Соль малой октавы, Ре первой октавы, Ля первой октавы и Ми второй октавы. (Если не оговорено иное. Исключения позволяли себе в старые эпохи виртуозы, мастера особого звукового колорита, — Паганини и др., — которые для достижения специального эффекта звучания могли настроить струны выше или ниже нормы и даже натянуть их не параллельно, а крест-накрест, см. Скордатура).
Струны для скрипки должны быть специальные скрипичные. (Опять-таки если не оговорено иное. Паганини, судя по дошедшим до нас сведениям, экспериментировал с виолончельными струнами, получая с их помощью особые звуковые краски).

Один конец струны наворачивается на колок, другой — зацепляется за подгрифник или машинку на нем. С этого конца струны оканчиваются либо петлей (loop end), либо шариком (ball end).
Чаще всего ставят на скрипку так называемый «аккорд», то есть комплект струн (от Соль до Ми) одной и той же марки. «Продвинутые пользователи», желающие получить в звуке особые «краски», иногда комбинируют струны: ставят, к примеру, две нижние струны одной марки, две верхние – другой, или меняют «штатную» струну Ми на другую, более яркую по звучанию (см. далее — Золотая Ми).

На маленьких детских скрипках струны  должны быть специальные (на упаковке в этом случае написан размер, который должен совпасть с размером скрипки).

Теперь подробней.

От  шёлка до металла  и синтетики — вот путь, который прошли скрипичные струны за несколько столетий (и, вероятно, сам скрипичный звук, поскольку он самым тесным образом связан со струнами).

Когда-то скрипачи играли нежно, бережно, ласково, на крайне недолговечных, зато деликатнейших шелковых струнах. Это было очень деликатное дело — игра на скрипке.

Еще играли на струнах «жильных» (кишечных), которые давали теплый, густой тембр и тоже требовали бережного обращения.

Потом появились большие залы, игра на скрипке стала более агрессивной, а профессиональное исполнительство стало напоминать спорт больших достижений, поэтому скрипачам понадобились яркие, неубиваемые стальные струны.

В конце концов человечество решило «синтезировать» те качества, которые были у «жильных» и металлических струн (маслянистое звучание + некапризность). Появились струны синтетические, из нейлона, перлона и др.

Сегодня струны продаются самые разные (разве что шелковые вы вряд ли легко найдете), потому что в музыке больше нет одного-единственного пути. Современные фирмы выпускают комплекты скрипичных струн из разных материалов — «жильные», металлические (причем металлы могут быть разные: хром, серебро, вольфрам, золото…), синтетические. Они подходят к разным скрипкам, разным скрипачам (разных темпераментов, уровней мастерства, физических данных..), разным ситуациям и разным видам музыки.

Все настолько индивидуально, что наилучший способ — пробовать.

Голубые, красные, золотые…
Скрипичные струны на любой вкус и цвет

От струн очень сильно зависит и окраска звучания, и «почерк» исполнителя: то сочетание жесткости и мягкости линий при озвучивании музыкальной фразы, как при написании какой-нибудь обычной фразы от руки.

Представьте себе, что вы пишете одно и то же предложение сначала простым карандашом, потом шариковой ручкой, потом перьевой, а потом каким-нибудь роллером или фломастером. У вас будут совершенно разные ощущения при письме, и результат будет выглядеть по-разному, хотя написано, вроде бы, одно и то же.

Примерно так же отличается звучание одной и той же музыкальной фразы, сыгранной на одной и той же скрипке, руками одного и того же исполнителя, но на разных струнах.

Струны из разных семейств — «жильные», металлические и синтетические – звучат непохоже друг на друга***. Скрипкам и скрипачам разных «темпераментов» нужны разные струны.
— —
*** (Правда, синтетика и «жила» несколько ближе друг к другу, чем к металлу, но все равно их сравнивать не стоит)
— —

Важно понимать: то, какого типа струны предпочитает скрипач, не говорит об уровне его игры. Если вдруг какой-нибудь яростный фанат жильных струн начнет яростно нападать на всех обладателей стальных струн, называя их плохими скрипачами (к примеру), а их скрипки – дровами, не нужно его слушать. Это всего лишь снобизм или… смешное недоразумение. (Как у Свифта — война между лилипутами, которые никак не могли решить принципиальный вопрос: с какого же конца разбивать вареное яйцо?) Красноречивый пример: выдающийся скрипач Леонид Коган играл как раз на стальных струнах. Про войну фанатов жильных, синтетических и стальных струн будет сказано далее.

Но это ещё далеко не все отличия в звучании струн. Это только начало.

Алюминий, хром, золото, серебро звучат по-разному, хотя всё это – металлы. То же с синтетикой — нейлоном, перлоном и т.д. Отсюда – от разнообразия материалов внутри «семейств» струн – разнообразие звучаний.

Но и это еще не всё. Существует большое количество марок струн, выпускаемых разными фирмами. Каждая фирма стремится запатентовать свою собственную «волшебную формулу» струны. Что они там точно делают, большинству скрипачей неведомо, но факт заключается в том, что два комплекта струн разных марок (пусть даже в них использованы одни и те же или схожие материалы) будут звучать по-разному.

Кроме того, струны одной марки часто выпускаются в разных вариантах, разной степени натяжения (как правило, скрипачи покупают струны среднего натяжения – medium — но иногда нужно более слабое или сильное натяжение, это тоже влияет на звук).

Словом, вот такая получается богатая палитра.

Заметим, что всё это касается только классики. Струн, предназначенных для исполнения барочной музыки или фолка, мы даже касаться не будем – это отдельная история.

Итак, главное: во всех упомянутых случаях разными будут и ощущения при игре (струны под пальцами могут быть более мягкими или более жесткими, более тонкими или более толстыми, более или менее отзывчивыми…), и характер звука (матовый или блестящий, яркий или приглушенный, контрастный или весь выстроенный на полутонах и оттенках, светлый или темный, маслянистый или ясный/серебристый…. И даже с эффектом большей или меньшей глубины). Мы видим, что при описаниях часто в ход идут живописные аналогии – и правильно, речь же о краске звука! — но, конечно, слов здесь недостаточно, единственный способ узнать, что за зверь та или иная струна – поставить ее на собственную скрипку и поиграть на ней пару дней, недель, месяцев…

Взаимодействие той или иной марки струн с конкретно взятой скрипкой (и скрипачом), а также смычком, волосом, канифолью и прочими факторами, влияющими на звук, никогда полностью не спрогнозируешь, всегда получается некая уникальная комбинация.

Кстати. Раньше не было такого количества видов струн, а разнообразие красок у скрипачей все равно было хоть куда, и даже больше, чем сейчас. Возможно, отсутствие такого количества видов струн подстегивало музыкантов к самостоятельному поиску новых красок, вместо того чтобы пользоваться готовой «палитрой» («предустановками», заданными производителями).

— — —

Из чего делают струны

Струна состоит из основы (именно она в струне – металлическая или синтетическая) и обмотки (это тончайшая металлическая нить, обвивающая основу струны). Есть еще навивка (делается поверх металлической обмотки, шёлковыми разноцветными нитями, у колков и у подгрифника. У каждого вида струн свой цвет навивки, по которому можно их узнать, см. «цветовой индекс струн» здесь  и здесь).

Струна Ми, как правило, металлическая, даже если весь аккорд синтетический (металл звучит ярче, а для Ми это очень актуально). Эта струна может быть и с обмоткой, и без нее.

Материалы, из которых делают струны

Металлы: сталь, хром, хромсталь, алюминий, серебро, стерлинговое серебро, золото (позолота), углеродистая сталь, вольфрам…

Синтетика: нейлон, перлон…

«Жила»: скрученная баранья кишка

Хорошие скрипичные струны делают вручную. Стоят они немало, особенно если сделаны из дорогих материалов (денег, потраченных на какой-нибудь хороший аккорд с золочеными струнами, «хватит на то, чтобы купить колечко», как однажды заметила одна моя знакомая).

Производители струн

Самые известные – Pirastro (старинная семейная немецкая фирма, которую основали итальянцы по фамилии Пирацци, некогда осевшие в Германии) и Thomastik-Infeld (австрийская компания, основанная в Вене в 1919 г. скрипичным мастером Францем Томастиком и строителем Отто Инфелдом, чей потомок Петер Инфелд и владеет сегодня компанией). Обе фирмы выпускают высококлассные струны, самые разные по материалам, тембрам и т.п. Есть и другие признанные производители струн: D’Addario (Kaplan), Larsen, Savarez, и др.

Известные марки струн

(Внимание! Ниже будут даны названия только нескольких марок струн, далеко не всех, что можно найти в магазинах. Упоминание именно этих струн – не рекомендация пользоваться именно ими. Всё нужно пробовать.

Я старалась поменьше использовать прилагательных, оценивающих окраску звука тех или иных струн. В том случае, если я все-таки упоминаю «маслянистое звучание» или что-то в этом роде, имейте в виду, что сказанное верно прежде всего для моей скрипки (я проводила тест-драйв большинства упомянутых струн пару месяцев назад), для моих собственных ушей и художественных пристрастий. (А пристрастия мои таковы, что я — по крайней мере сейчас — предпочитаю благородные металлы кишкам невинно убиенных баранов). На другой скрипке результат может быть иным. Также я старалась не допускать неточностей в наименовании металлов, но по причине отсутствия у меня геологического образования =) возможны мелкие погрешности. Раздел про струны продолжает уточняться и совершенствоваться).

«Голубой Томастик», или SuperFlexible /Thomastik /

Стальные струны

Удобные для виртуозной игры, неубиваемые и долговечные струны, на которых при желании можно делать чудеса. Когда-то они были безумно популярны в нашей стране. В наше время распространяются слухи, что якобы эти струны слишком грубы для хороших скрипок и что якобы на них должны играть только оркестранты, у которых к тому же плохие скрипки. Не исключено, что источник слухов – конкурирующие производители, а еще точней – один конкретный конкурирующий производитель, на которого, впрочем, мы не будем показывать пальцем.

(Впрочем, суть вопроса уходит глубже: это война между металлическими и синтетическими или «жильными» струнами. Считается, что у металла относительно простой — по сравнению с синтетикой и тем более с «жилой» — звук. Но надо иметь в виду, что всё зависит от манеры игры. Мягкость, богатство, роскошную окраску, высокий класс звучания исполнитель «добирает» на металлических струнах пальцами, причем в этом случае получается даже еще более богатый, более индивидуальный звук, чем в случае с синтетическими или «жильными» струнами, которые задают собственную, «предустановленную» палитру, практически диктуют звучание и агогику исполнителю, с одной стороны, облегчая ему жизнь, с другой — иногда не давая как следует развернуться.

При этом, во-первых, металл ярче, и во-вторых, есть еще один важный момент: «жила» и синтетика тянутся, могут преподнести сюрприз даже во время исполнения, их приходится подстраивать. А  металлические струны стабильны. Такие элементы виртуозной техники, как двойные флажолеты, например, — где нужна исключительная, стабильная чистота «базовых» квинт, — хороши именно на стальных струнах).

Разумеется, некоторым скрипкам эти струны действительно не подходят. Как бывает и с любыми другими.

Выпускаются в нескольких вариантах. Основа – стальной тросик (steel rope, дословно – «стальной канат»). Струна Соль – с обмоткой из вольфрама, серебра либо хрома, Ре – с обмоткой из хрома, Ля и Ми – из алюминия либо хрома.

Dominant /Thomastik /

Синтетические

Глубокие и яркие, звучат более маслянисто, чем Голубой Томастик (вполне естественно, потому что это синтетика).

Основа всех струн, кроме Ми, синтетическая. Соль – серебряная обмотка, Ре – алюминий (либо серебро), Ля — алюминий, Ми – стальная основа, алюминиевая обмотка (либо хромсталь).

Tonica /Pirastro /

Синтетические

У всех струн, кроме Ми, синтетическая основа (нейлон). Обмотка у струны Соль –стерлинговое серебро, Ре – серебро либо алюминий, Ля – алюминий, Ми – сталь с покрытием серебром, либо сталь и алюминий.

Chromcor /Pirastro /

Стальные

Не такие глубокие и яркие, как Голубой Томастик или Доминант, звучат помельче, но понежней и поделикатней и на звук, и под пальцами, что важно для некоторых скрипачей и некоторых скрипок. У струн Соль, Ре, Ля – стальная основа, обмотка – хромсталь. Ми – хромсталь без обмотки.

Evah Pirazzi /Pirastro /

Синтетические

Яркие концертные струны, появившиеся не так давно и сразу ставшие очень знаменитыми. Их хвалят очень многие, уверяя, что они подходят всем и всегда, но есть (и я своими глазами видела таких людей) и те, кому эти струны не подошли и не понравились. (На моем «тест-драйве» Эвы Пирацци даже не держала струна Соль). Что подтверждает старое правило: одного и то же для всех и всегда – не бывает, каждому человеку и каждой скрипке – своё.

Основа всех струн, кроме Ми, сделана из нового синтетического волокна (какого – фирма не уточняет). Соль и Ре – с обвивкой из стерлингового серебра, Ля – из алюминия, Ми – либо сталь с покрытием из серебра, либо позолоченная сталь.

Есть еще любопытные струны Wondertone Solo /Pirastro /

Синтетические/стальные

Тут две металлические струны и две синтетические, переход от синтетики к металлу более получается плавный.

Соль и Ре – синтетическая основа, обмотка из стерлингового серебра. Ля – стальная основа, алюминий; Ми – сталь, покрытая серебром

Oliv /Pirastro /

Жильные струны

Очень знаменитые «жильные» струны, богатые по тембру, подходят для украшения страдивариусов и ублажения ушей эстетов, но капризны и недолговечны, как и положено «жиле». Опять-таки есть скрипачи, которым они не нравятся и не подходят.

Струна Ми позолочена.

Золотая Ми

Для того чтобы дополнительно «высветить» самую высокую струну Ми, заставить ее звучать еще ярче, иногда ставят струну не из комплекта, покупаемую отдельно. Часто это золотая струна Pirastro Gold.

Ссылки на разнообразные материалы, касающиеся струн:

1. Информация о разных струнах

 

2. Выбор

3. Несколько простейших правил:

Звук старых струн становится тусклым, поэтому периодически их надо менять (срок службы зависит от вида струн и их использования). Новые струны надо ставить заблаговременно, не в день концерта, их надо еще «обыграть». Меняют струны на инструменте по одной, оставляя остальные под натяжением. Первые несколько часов после того, как вы натянули на скрипку новую струну, струна может «тянуться», ее, возможно, придется дополнительно подстраивать. После установки новых струн (дешевых, непроверенной марки) проверьте, «строят» ли они, не фальшивый ли аккорд. Возьмите квинты первым пальцем: ля-ми (струны Соль и Ре), ми-си (струны Ре и Ля), си-фа диез (струны Ля и Ми).

На «поведение» струн влияет погода, окружающая среда. Это касается не только жильных струн, но и металлических, поскольку металлы тоже вступают с окружающей средой в разнообразные тонкие химические реакции, см. об этом здесь

— —

Как натянуть струны

На колке (примерно на середине его «ножки») должно находиться небольшое отверстие. В него вставляется тот конец струны, где нет ни петли, ни шарика. Оставив небольшой «хвостик», начать наматывать струну на колок: аккуратно, ровно, виток за витком, по направлению  от центра наружу, к «шляпке» колка. Зацепить другой конец струны — там, где петля либо шарик — за подгрифник или машинку на нем. Удостовериться, что струна легла в «штатную» прорезь на подставке, затем натягивать до конца, до того момента, пока не зазвучит нужное Ре, Ля и пр. Колок нельзя сильно вдавливать в скрипку. 

Скрипка (схема)

См. также: Аксессуары для скрипки, скордатура

Как звучит скрипка со струнами из паутины НОВОЕ

Где купить струны? См.: музыкальные магазины Москвы

32 комментария для “Струны”

  1. Спасибо за ёмкий обзор. Еще хотелось узнать какова роль струн в срыве на т.н. волчью ноту.

  2. Посоветуйте…
    У меня мастеровая скрипка, хочет звучать, уже звучит, но находится в процессе разыгрывания после очень длительного лежания на шкафу. Поставили струны Доминант, все бы неплохо, но звучит немного жестковато, управлять звуком тяжело. Попробовала поставить др. соль ( прям как продвинутый пользователь) сделала это чисто интуитивно, причем просто что было под рукой, какие-то ученические. И скрипка запела неземным тембром, вся озвучилась, переходов со струны на струны из тембра в тембр вообще не ощущается, играю 4 ч. Лало испанской симфонии. Теперь думаю, что же ставить на этот инструмент. Есть мысль поменять ми на более яркую ( Доминант в плане Ми говорят не очень, хотя уже лучше звучит, но чувствую можно еще взять по звуку). А соль поменять на что-то помягче, может жильную… Полностью перейти на жильные думаю все же не стоит, все же не италянцы мы и на метал не очень хочется.
    При игре в большом звучном зале,звук был просто сногсшибающий, но был слышен сип, очень он меня расстроил, теперь думаю может это от синтетики все-таки, или налет неочищенной канифоли, или плохой волос… или все вместе? Стало обидно за скрипку, хочется ей помочь.
    Хотя в классе и дома никакого сипа нет. Скрипка после ремонта, может ли сип в зале дать скол?

  3. Елена, я бы все-таки к мастеру с этим сходила (насчет сипа; заодно можно узнать и про струны. Конечно, если плохой волос и налет канифоли, то с этими вещами тоже надо разбираться). Что касается волчков — что-то есть на форуме: http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-85824.html

  4. Кстати, Елена, вы мне напомнили о теме, о которой я здесь пока так и не написала. Сейчас набросала (пока на бумаге) проект странички «Скрипка и волки». Думаю, скоро помещу ее здесь на сайте вместе со ссылками на более подробные (с формулами и пр.) тексты.
    А вот пока демонстрация в youtube на примере виолончели: http://www.youtube.com/watch?v=yFiJXIA70U0

  5. За это время я уже нашла своего мастера. Перепробовали всевозможные струны, остановились на приемлимых по качеству и цене, все таки это оказалась Доминанта, хотя Ева звучала волшебно. Но…

    1. Не берусь давать советы. Пробуйте (либо спрашивайте вашего мастера, в которому приносите на ремонт и т.п. виолончель)

  6. Борис М.

    Хорошие металлические струны делает фирма Prim. Недорогие, мягкие, в 100 раз лучше упомянутого Томастика. Раньше квартет имени Бородина использовал их. Им их фирма делела бесплатно. Но я всё-таки не сторонник металла. Использую синтетику.

  7. Весь интернет перерыла в поисках описаний струн, единственная адекватная статья оказалась у Вас! спасибо! но к сожалению, все же нигде нет такой важной информации, как толщина струн каждой марки, а также степень скольжения по ним пальцами (если можно так выразиться). Я столько раз нарывалась на слишком толстые для меня струны, и слишком шероховатые (когда кажется, что играешь не на скрипке, а на гитаре, с характерным звуком скольжения по струнам. Лично мне это очень неприятно, когда даже трудно точно в нужную позицию попасть). Даже несмотря на то, что струны неплохо звучат и все мне их советуют, но эта шероховатость и толщина струн (когда ля не отличишь от соль) все восторги просто убивают и не хочется с ними больше связываться. Для меня лучшая степень комфортности игры пока — это Хромкор. Но всегда хочется чего-то новенького, яркого, вот и ищу информацию..

  8. Ольга, здесь я давала ссылки на pdf-файлы на сайтах производителей струн с полным описанием. Насколько помню, там было и указание толщины струн. К сожалению, сейчас я вижу, что pirastro закрыла почему-то доступ к этим файлам (сейчас, увы, нет времени перепроверять все ссылки). Что касается тактильных ощущений — они у всех разные, остается только покупать струны и пробовать…

  9. Здравствуйте!
    Спасибо за очень содержательную статью! Очень сожалею, что не почитал её до похода в магазин за струнами. Не особо разбираясь, по совету продавца и исходя из стоимости, купил D’Addario Prelude 4/4H, т.е. сильного натяжения. На скрипку ещё не ставил. Сейчас сижу и думаю: то, что сильного натяжения это плохо или хорошо, не вредно ли это для скрипки и удобно ли будет играть? Пожалуйста, поделитесь Вашим опытом и мнением. Может все-таки лучше купить другие? И как эти струны по сравнению с «Голубой Томастик», или SuperFlexible /Thomastik.
    С уважением и заранее спасибо!

  10. Алексей

    Аня, а имеет ли значение обмотка? скажем, если струна ми одной и той же марки (Thomastik Spirocore), поменять струну с обмоткой из хрома на алюминиевою, может ли немного изменится характер звучания?

  11. Виктор, простите, что только сейчас увидела Ваш комментарий и не ответила вовремя. Впрочем, я бы все равно не взялась дать такой совет — думаю, это лучше сказал бы скр. мастер.

  12. Здравствуйте Аня, а раз в два года струны ведь надо менять, если занимаешься регулярно, даже если они металлические?
    А сколько времени требуется для их «обыгрывания»? (примерно)
    Спасибо.

  13. В общем поменял струны. И, я хочу Вам сказать… Я потрясён! Оказывается два года — это оооооочень много… Я уже говорил что у меня и ми что-то пищать на аккордах начала (хотя, возможно, дело и в технике тоже), не говорил, но и соль местами немного дребезжать начала… Ну так вот когда я поменял звук изменился просто кардинально! Скрипка вновь запела! Даже получается местами извлекать из неё что-то такое красиво звучащее, что я как-то не думал что у меня такое может получиться (в ближайшее время)… И это при том, что струны, видимо, надо ещё разыграть + когда я уже убирал скрипку я обнаружил, что подставка во время замены немного наклонилась в сторону грифа (а должно быть чуть-чуть наоборот). С подставкой я проводил манипуляции пару месяцев назад, поставил её более-менее по-уму, и тоже скрипка стало звучать попевучее, но не настолько… После обновления струн она прям воспрянула и показала что может звучать намноооого лучше, чем со старыми струнами… Вообщем я очень рад, и буду теперь её обыгрывать чтоб она вдоволь попела в удовольствие 🙂

  14. Алексей, давно сюда не заходила, поздно отвечаю. Поздравляю с новыми струнами и новым пением!

    1. Здравствуйте, Виктор Викторович! Я иногда получаю такие вопросы от магазинов музыкальных товаров, но отвечаю отказом. Дело в том, что эта страница Азбуки — часть книги, с ней неразрывно связанная, и, как и вся моя Скрипичная Азбука, она в будущем, возможно, будет дополняться, меняться и т.д. Мне важно сохранить ее поэтому именно на своем сайте. Мне жаль, что не смогла помочь. Всего доброго!

  15. Здраствуйте. Скажите пожалуйста, Рitastro Tonika для скрипки может быть не с красной обмоткой, а с зелено-чорной? Или это подделка? И как вообще узнать подделку этих струн? Спасибо

  16. Катерина

    Мне так любопытно — к вас написано, что на металлических струнах можно играть тембром (Я так понимаю делать его мягче или колче/звонче).
    Очень хочется поподробнее. Чот можно делать и как.
    Спасибо за статью, очень очень интересно!

  17. Окраску звука можно менять на любых струнах, но это не то, что я взялась бы описывать словами 🙂
    Это тонкое интуитивное взаимодействие пальцев левой руки и смычка/правой руки. Интуицией здесь руководит образ.

  18. Здравствуйте!А можно узнать,какими струнами восхищался Алексей?Тоже хочется такие.

  19. Добрый вечер!нам привезли новую скрипку 1/2 из Кореи ,на одной из струн возле начала струны висит железная маленькая деталь,(подкручивать струны «болтиков » нет) У меня вопрос что за железная деталька ,наш учитель не знает ,хочет поменять струны и ее убрать

    1. Марина, это не на Ми висит? иногда на струнах такие продолговатые штучки попадаются — их можно расположить напротив подставки, но, честно говоря, я уж и не помню, использовала ли это когда-то. Если струны негодного качества, то все равно их надо поменять, так что интерес к болтающейся детали тут может быть лишь теоретический.

  20. Здравствуйте, Анна! Благодарю за столь обширную статью! Я — альтист, всю жизнь играл на струнах типа «medium» (других в советское время было не найти, а потом привык и не стал эксперементировать). Сейчас я покупаю скрипку, мучаюсь с выбором струн. Но, поскольку никогда не использовал струны «hard» и «lite» — то не могу понять, как они ощущаются как в игре, так и по звучанию. Означает ли, что струны с более слабым натяжением буду звучать тише по сравнению со средним или сильным? Будет ли это влиять на тембр? К сожалению, все знакомые мне скрипачи используют средние струны, как металлические, так и синтетические, и поэтому никто внятный ответ дать не может. Там, где я сейчас живу, мастеров нет. И я не настолько богат, чтобы покупать несколько аккордов с разной степенью натяжения, чтобы найти искомый 🙂 Подозреваю, что струны с более сильным натяжением будут звучать ярче. Но не уверен на 100%. Может быть, лично Вам приходилось использовать струны с разным натяжением?
    Спасибо!

  21. Здравствуйте, Анна!Очень занимательная статья. Не могли бы Вы мне дать совет? Как в практике исполнения струны Evah Pirazzi c сильным натяжением (strong) ? У меня со средним натяжением, но они ОЧЕНЬ не долговечны и быстро слетает обмотка с «ля» струны. Может с сильным натяжение лучше?

  22. Есения, простите, не могу сейчас дать такой совет — не играю на этих струнах.

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *